.АЯ библиотека!

Учебная

Главная Знание - Сила Учебная Материалы омского общества краеведения

Материалы омского общества краеведения - ПРОГРАММА длительной исследовательской работы деревенских кружков Омского Общества Краеведения.

МАТЕРИАЛЫ Омского Общества Краеведения. 1926 г. Материалы Окружной конференции по краеведению. СССР. ОмскПРОГРАММА длительной исследовательской работы деревенских кружков Омского Общества Краеведения.
К с‘езду 30-31 декабря 1925 года.

1. Общие замечания.

1) Приводимая ниже программа рассчитана на длительную работу кружков по производственному краеведению. Длительной эта работа является потому, что добытые при первичных наблюдениях и обследованиях данные затем все время проверяются и дополняются новыми сведениями; каждое новое явление в различных областях местной жизни должно стать предметом живейшего внимания местной ячейки Общества Краеведения: исследуются причины и условия его возникновения, состояние и дальнейшие перспективы развития. Таким образом, наряду с огромным материалом из области природы и экономики местного края, имеющимся, так сказать, в наличии, предметом исследования являются и все, вновь возникающие. Общая цель может быть достигнута только длительной планомерной работой.

2) Как указано (см. п. 1), речь идет о производственном краеведении. Производственное краеведение ставит своей задачей всестороннее изучение местного края с целью дальнейшего изменения и усовершенствования, как природы, так и экономики страны в нужном для общего благосостояния направлении. Этим производственное краеведение отличается от прежнего краеведения и родиноведения, которые ограничивались только изучением и описанием местного края без выводов о практическом приложении добытых данных.

3) Расширяя рамки прежнего краеведения, объединяя теорию с практикой, производственное краеведение, таким образом, делается достоянием широких масс трудового населения, помогая последнему осмыслить, свой труд и найти наиболее полезное применение ему.

4) Указанные (п.п. 1—3) положения определяют собою и программу работ краеведческих ячеек на местах и методы этой работы и ее значение, как для данного места, так и для всего края в целом.

5) Программа должна обнимать собою все стороны природы и жизни данной местности.

6) Это — прежде всего, вопросы естественно-географические, ибо без всестороннего изучения природного базиса невозможно определить пути строительства хозяйства и общества, на которые этот базис оказывает значительное влияние.

7) Затем идут вопросы историко-экономического характера: прошлое края (доисторическое и историческое) должно быть тщательно исследовано для более основательного суждения об очередных задачах современного строительства; подробный историко-экономический очерк данной местности является одной из главнейших задач каждой ячейки Общества Краеведения. Этот очерк начинается с самого отдаленного прошлого и заканчивается сегодняшним днем.

8) Наконец, вопросы культуры и быта занимают не менее значительное место в работе по производственному краеведению. Являясь надстройкой над природным и хозяйственно-общественным базисом, культура и быт, тем не менее, могут оказывать и обратное влияние на этот базис, изменяя, усовершенствуя его. Культурный человек не является рабом природы, а, в значительной степени, ее хозяином. Между тем, вопросы культуры и в особенности Сыта, в нашей деревне сильно отстают от общей экономики и часто являются тормозом в проведении новых, усовершенствованных форм хозяйства и общества. Поэтому изучение культуры и быта современной деревни должны дать ряд указаний в проведении очередных мероприятий в деле поднятия общего культурного уровня и через это — изменение отживших форм быта.

9) Таким образом, программа работ краеведческих ячеек на местах может быть представлена в следующем виде:

Раздел I.

Естественно-географический очерк данной местности.

  1. Название поселка: официальное и среди местных жителей.
  2. Географическое положение и размеры.
  3. Поверхность: общий очерк, названия отдельных мест
  4. Климат: температура, ветры, атмосферные осадки.
  5. Орошение: реки, озера, грунтовые воды (колодцы?).
  6. Почва — образцы разных почв.
  7. Растительность — гербарий местных растений, растительные сообщества: лес и степь; полезные растения местности: лекарственные, злаки и промышленные растения.
  8. Животный мир; изготовление чучел местных диких животных и птиц, описание их жизни, домашние животные.
  9. Население местности: а) племенной и национальный состав, б) физический тип населения: рост, об‘ем груди, черепа, средняя продолжительность жизни, в) психический тип населения (веселый, мрачный).

 

Раздел II.

Историко-экономический очерк данной местности.

  1. История возникновения данного поселка, история его названия.
  2. История заселения: коренное население, сторожильное и новоселы (их взаимоотношения и взаимовлияние в прошлом и настоящем).
  3. Размеры поселка: количество населения и дворов, рост поселка за последние 25 лет.
  4. Бывшие сословные деления населения.
  5. Современное классовое расслоение.
  6. Сельское хозяйство: а) полевые земли и угодья, их размер, б) распределение земли между хозяевами, в) система полеводства, г) способы обработки земли и уборки урожая, д) животноводство: его размеры и характер, е) огородничество, ж) показательные хозяйства и их значения (совхозы, колхозы и отд. хозяйства), з) нововведения в отдельных хозяйствах.
  7. Подобные промыслы: а) охота и ее способы, б) рыбная ловля и ее способы, в) лесной промысел, его виды и способы, г) другие промыслы, д) хозяйственное значение подсобных промыслов.
  8. Промышленность в данной местности: фабрично-заводская, кустарно ремесленная и домашняя. Значение промышленности для местного населения.
  9. Торговля поселка: государственная, кооперативная и частная. Рынок. Цены и их изменения.
  10. Пути сообщения и их состояние в разные времена года.
  11. Связь: почта и телеграф.
  12. Общий экономический тип поселка по главным занятиям жителей (на основе точных цифровых данных).
  13. Хозяйство поселка в историческом разрезе (по рассказам и записям).
  14. Управление поселком: до Февральской революции 1917 года, с февраля по октябрь 1917 г ., с 1917—1919 г. История организации Соввласти с 1919 — 1924 г ., современное управление и степень участия в нем населению.
  15. Местные партийные, профессиональные и советские учреждения,— их история и современное состояние.

 

Раздел III. Культура и быт.

  1. Культурные учреждения поселка: школа, изба читальня, красный уголок — история их возникновения в роль в жизни поселка. Очередные нужды в этой области. % охвата взрослого и детского населения избой читальней и школой.
  2. Положение женщины — прежде и теперь.
  3. Положение молодежи прежде и теперь.
  4. Отношения между молодежью обоего пола.
  5. Брак и семейный быт.
  6. Воспитание детей, отношение к школе и другим культурным учреждениям.
  7. Социально-правовые воззрения населения,
  8. Религиозность населения.
  9. Церковные и гражданские праздники и их проведение. Перспектива строительства в этой области: наиболее удобные места открытия новых учреждений.
  10. Обряды, посты прежде и теперь.
  11. Поверья, заговоры, заклинания, причитания — отношение к ним прежде и теперь.
  12. Народные песни, частушки, загадки, пословицы, прибаутки. Язык местного населения.
  13. Народный календарь.
  14. Как лечат болезни.
  15. Черты нового быта в деревне.
  16. Общий вид поселка: архитектура домов.
  17. Жилища населения.
  18. Обстановка, посуда и домашние орудия.
  19. Одежда, головные уборы.
  20. Питание.

Примечание. Настоящая программа содержит только перечень общих вопросов. По каждому из этих вопросов необходимо составить детальную программу на местах, по которой и вести наблюдения и исследования.

Л. Бейман.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Знание - Сила Учебная Материалы омского общества краеведения