.АЯ библиотека!

Учебная

Учись учиться

Первокурсник, поздравляем с поступлением в Сибирский автомобильно-дорожный институт имени В. В. Куйбышева! Закончилась школьная жизнь, позади остались экзамены на аттестат зрелости и вступительные — в наш институт. Теперь Вы вступаете в новый этап своей жизни. Вы — студент.МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

СИБИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. В. КУЙБЫШЕВА

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПЕРВОКУРСНИКУ
Омск - 1971

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
СИБИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. В. КУЙБЫШЕВА

В. Н. ДВОРЯНИНОВ, Э. А. МАЙЕР, Н. Т. НИКИТИН, Е. В. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, А. С. СТОЛЫПИН

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПЕРВОКУРСНИКУ

1971

«В НАУКЕ НЕТ ШИРОКОЙ СТОЛБОВОЙ ДОРОГИ, И ТОЛЬКО ТОТ МОЖЕТ ДОСТИГНУТЬ ЕЕ СИЯЮЩИХ ВЕРШИН, КТО, НЕ СТРАШАСЬ УСТАЛОСТИ, КАРАБКАЕТСЯ ПО ЕЕ КАМЕНИСТЫМ ВЕРШИНАМ».

К. Маркс.


Первокурсник, поздравляем с поступлением в Сибирский автомобильно-дорожный институт имени В. В. Куйбышева! Закончилась школьная жизнь, позади остались экзамены на аттестат зрелости и вступительные — в наш институт. Теперь Вы вступаете в новый этап своей жизни. Вы — студент.ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ СТУДЕНТ

Первокурсник, поздравляем с поступлением в Сибирский автомобильно-дорожный институт имени В. В. Куйбышева! Закончилась школьная жизнь, позади остались экзамены на аттестат зрелости и вступительные — в наш институт. Теперь Вы вступаете в новый этап своей жизни. Вы — студент.

В наш коллектив Вы приходите в знаменательный год созыва очередного XXIV съезда КПСС, который наметил новые величественные перспективы развития нашей Родины. Каждый советский гражданин должен внести свой вклад в решение задач, поставленных XXIV съездом партии.

За пять лет Вы должны получить высшее образование, овладеть избранной специальностью, подготовить себя к практической деятельности, которой Вы решили посвятить свою жизнь.

Перед Вами открывается широкий мир знаний. Смело вступайте в него, с помощью старших товарищей — профессоров и преподавателей, всегда готовых помочь Вам, открывайте для себя загадки этого прекрасного мира, покоряйте сияющие вершины науки и знания. Нет для человека приятнее и легче ноши, чем груз знаний. Поэтому старайтесь обогатить свою память теми богатствами, которые выработало человечество. Знайте, что обучение в вузе отличается от учебы в школе, в первую очередь, тем, что здесь следует самостоятельно, целеустремленно овладевать знаниями.

Не расслабляйтесь, не теряйте времени, а с первого дня упорно и настойчиво учитесь, своевременно старайтесь выполнять все задания. В Вашем распоряжении кабинеты и лаборатории, библиотеки и читальные залы, лекционные аудитории и мастерские, в любое время готовы оказать помощь преподаватели. Умело используйте все это.

Каждый должен ясно представить обстановку вузовской жизни. Быть студентом — прежде всего большой напряженный труд. Вузовская программа рассчитана на ее освоение при условии самостоятельной домашней работы ежедневно не менее 3—4 часов по изучению лекционного материала, учебной литературы и выполнению заданий. И это кроме обязательных шести часов занятий по расписанию в институте. Студент должен выработать в себе определенную систему труда и отдыха. Только при этом условии необходимость ежедневной самостоятельной работы станет потребностью, а не тяжелой обузой.

Бывает так, что порой студент затрачивает на выполнение самостоятельной работы в среднем больше 20—24 часов в неделю. В том, что мало занимается, его не упрекнешь. Но вместе с тем этот студент слабо усваивает материал, отстает от других и это отставание все больше накапливается к концу семестра. Чаще всего это бывает с теми, кто работает и отдыхает бессистемно, в некоторые дни или недели ограничивается только посещением занятий в институте, а в другие — недосыпает ночами, работает в воскресные дни, чтобы наверстать упущенное. В результате эффективность умственного труда все больше снижается.

Необходимо каждому выработать режим дня и строго соблюдать его. У каждого человека режим дня имеет свои особенности, зависящие от привычек, склонностей, степени занятости. Однако во всех случаях в него должна быть включена утренняя зарядка на 10—15 минут, ходьба пешком не менее 2—3 километров в день, полноценный сон в течение 7—8 часов. Во время самостоятельных занятий следует через каждые 1,5 часа делать кратковременные (не более 10 минут перерывы, во время которых полезно сделать несколько физических упражнений.

Итак, чтобы быть студентом, нужны: большое трудолюбие, личная организованность и дисциплинированность. Именно это и является камнем преткновения для многих первокурсников. В отличие от средней школы, в вузе нет текущего (ежедневного) учета успеваемости, а осуществляется только периодическая проверка знаний и практических навыков. Единственным критерием успеваемости студентов является сдача экзаменов по лекционным курсам и зачетов по практическим занятиям. Это относится к оценке знаний и вовсе не означает, что не контролируется выполнение самостоятельной работы каждым студентом в ходе учебного процесса. В вузах используются различные формы контроля самостоятельной работы. В нашем институте, например, введен контроль и аттестация студентов по выполнению самостоятельных работ по трехбалльной системе (ноль, единица, два). Аттестация осуществляется в так называемые контрольные недели (5-я, 9-я, 13-я недели семестра). Таким образом, за каждый контрольный срок (между контрольными неделями) выявляется, в каком объеме выполнен план самостоятельной работы. По итогам аттестации в контрольные недели, а также по итогам экзаменационной сессии систематически не работающие или работающие в недостаточной мере и неуспевающие студенты лишаются стипендии или исключаются из института.

К сожалению, ежегодно институт вынужден расставаться со многими студентами, которые не справляются с учебным планом. Большинство из них — первокурсники, которые не сумели правильно организовать свою самостоятельную работу, пытались вместо повседневной, настойчивой, систематической учебы создать себе «легкую жизнь» в течение семестра, а потом «штурмом» за неделю ликвидировать отставание.

Получение высшего образования — это великое благо для каждого, кто его получает, но в нашей стране это еще и важнейший общественный долг. Родина не жалеет средств на подготовку кадров высокой квалификации, так как ускоренный их приток в наше народное хозяйство способствует научно-техническому прогрессу, ускорению продвижения нашей страны к коммунизму.

Стремление предостеречь Вас от возможных ошибок, ознакомить с институтом и особенностями учебы в вузе, помочь правильно организовать самостоятельные занятия в институте и дома, приобрести глубокие и прочные знания побудило нас, преподавателей, составить это пособие, сформулировать рекомендации, которые помогут правильно организовать свой труд и отдых.

Итак, в путь по ступеням знания, дорогой друг!

Желаем успешно закончить курс наук и стать хорошим инженером!


Организация учебного процесса в высшем учебном заведении имеет свои особенности в сравнении с обучением в средней школе. Основными особенностями является специализация подготовки, сложность и большой объем учебного материала, а также иные формы и методы учебной работы.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Организация учебного процесса в высшем учебном заведении имеет свои особенности в сравнении с обучением в средней школе. Основными особенностями является специализация подготовки, сложность и большой объем учебного материала, а также иные формы и методы учебной работы. Преподавание в институте построено так, что ведет студента от одной задачи к другой, и каждую из них надо решить в определенный отрезок времени. Основной упор делается на самостоятельную работу. Вот поэтому первокурсники — вчерашние школьники, находясь в стадии переходного периода, испытывают значительные трудности.

Обучение дисциплинам, предусмотренным учебным планом СибАДИ, как и других инженерно-технических вузов, построено таким образом, что на первых двух курсах студенты изучают общетеоретические и общеинженерные дисциплины. На первом курсе к ним относятся: высшая математика, физика, химия, геодезия, начертательная геометрия, черчение и др. Эти дисциплины создают фундамент знаний, без которого невозможно глубокое понимание и усвоение специальных дисциплин.

Для овладения каждой дисциплиной необходима систематическая самостоятельная работа, проявление определенных волевых усилий и усидчивости.

Практика показывает, что даже отличники и медалисты средней школы, не приступившие с самого начала к самостоятельной работе и запустившие проработку учебного материала, оказываются в очень тяжелом положении.

Институт ставит своей целью дать теоретическую подготовку, знания, необходимые для дальнейшей практической деятельности по избранной специальности, научить самостоятельно работать и творчески применять полученные знания в решении инженерных задач.

Структура обучения студентов в вузе складывается из комплекса форм учебных занятий и различных видов проверок знаний. Основными формами аудиторных учебных занятий являются лекции, лабораторные, семинарские и другие практические занятия, а также консультации.

Лекция — это такая форма обучения, которой не было в средней школе. В лекциях излагается теоретическая часть курса, без которой невозможно освоение практических разделов, осмысленное выполнение практических заданий.

Лектор сообщает основные и принципиальные положения, формулирует законы, доказывает теоремы, дает выводы формул и тем самым раскрывает основные положения той или иной науки. Наряду с этим, в лекции подчеркивается значение теории для практики, приводятся примеры применения ее. Это помогает понять значение теоретических положений, учит применять их в будущей практике.

Ошибочно думать, что на лекции будет сообщено в полном объеме содержания курса. Материал лекции является канвой для углубленного изучения курса.

Лекция обычно охватывает большой материал, созданный многолетним трудом многих людей. В процессе подготовки к лекции лектор использует большое число литературных источников, перерабатывает и обобщает содержащиеся в них данные, подчеркивает последние достижения в области науки и техники. Студент, записывающий лекцию, получает в готовом и концентрированном виде сведения, для приобретения которых самостоятельно ему пришлось бы затратить немало труда и времени.

Вот почему необходимо не только внимательно слушать, но и записывать лекции. С самых первых дней пребывания в институте нужно поставить задачу научиться записывать лекции.

Запись должна представлять не стенограмму, а конспект лекции, то есть нужно записывать ее не дословно за лектором, а своими словами, формулируя основные положения. При изложении той или иной части материала лектор после объяснения резюмирует в виде краткой формулировки основное содержание. Это — наиболее важная для записи часть лекции. Нужно научиться улавливать ее, осмысливать и записывать. Научитесь быстро и четко переносить чертежи (рисунки) с доски в тетрадь.

Очень важно сосредоточить внимание на излагаемом материале с самого начала лекции. Поэтому особенно внимательно следует слушать лекцию в первые минуты. Если Вы не сумеете сразу сосредоточить внимание на материале лекции. Вам будет трудно слушать и понимать, а тем более записывать ее в дальнейшем.

Для ведения конспектов лекций должна быть отдельная тетрадь по каждому предмету. В тетради оставляйте поля, на которых можно делать пометки, отмечать места, которые непонятны и т. д. Конспект должен быть аккуратным и четким. Первые конспекты могут быть неудачными; овладение любым навыком требует труда. Терпение и упорство приведут к успеху в этом виде новой для Вас работы.

Облегчает запись лекции применение сокращений (например, ∑—сумма; >—больше; < — меньше; — приближенно; = —равно; ||—параллельность; ⊥ — перпендикулярность-L — прямой угол; (.) —точка; г, м. т.— геометрическое место точек; к. п. д.— коэффициент полезного действия и т. д.).

Не менее важными после лекции формами учебного процесса, являются практические, лабораторные и семинарские занятия, проводимые с подгруппой или группой студентов.

Эти учебные занятия служат для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях, и приобретения навыков применения основных положений теории на практике.

На первых курсах практические занятия носят систематический характер, регулярно следуя за каждой лекцией или двумя-тремя лекциями.

Для успешной работы на практических занятиях нельзя ограничиваться только слушанием лекций. Необходима предварительная самостоятельная внеаудиторная работа по теме предстоящего занятия по конспекту, учебнику, учебному пособию, рекомендованному кафедрой. Без предварительной подготовки не может быть и речи об успехе занятий.

В начале каждого занятия обычно проводится проверка теоретических знаний студентов по прорабатываемой теме путем устного или программированного опроса с применением различных технических средств.

На практических занятиях по математике, физике, теоретической механике, начертательной геометрии и др. обычно решаются задачи. Часть задач решается на доске под руководством преподавателя, который дает методические указания и рекомендации по их решению, а часть задач студенты решают самостоятельно.

На занятиях необходимо принимать активное участие в разбираемых вопросах. Не следует пассивно воспринимать и механически переносить записи и чертежи с доски в тетрадь.

Все возникающие вопросы в ходе решения задач надо, не стесняясь, выяснить сразу же на занятиях.

Необходимо добиваться решения всех задач, задаваемых на дом к следующему практическому занятию Это даст возможность без больших затрат времени закрепить пройденный на практических занятиях материал.

Для практических занятий по каждой дисциплине необходимо завести отдельную тетрадь, выполнять все записи аккуратно.

Лабораторные работы по химии, физике и другим дисциплинам углубляют и закрепляют теоретические знания студентов, дают возможность подтвердить научно-теоретические положения экспериментальным путем и изучить на практике методы научных исследований. Работая в лаборатории, студент становится в положение исследователя, который должен устанавливать закономерности изучаемых процессов. Поэтому к каждой лабораторной работе следует тщательно готовиться: хорошо разобраться в теоретических положениях, лежащих в основе данной работы, составить план ее проведения и подготовить формы таблиц для записи наблюдений. Необходимо обращать внимание на технику проведения эксперимента и соблюдать правила безопасности при работе.

Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, которые рекомендуются для самостоятельного изучения при прохождении программного материала. Это одна из форм самостоятельной работы студентов по глубокому изучению и осмысливанию важнейших положений марксистско-ленинской литературы. Семинарские занятия, проводимые в порядке творческого обсуждения рассматриваемых вопросов, в форме широкой товарищеской дискуссии, прививают студентам навыки устных выступлений и учат свободно и правильно излагать своп мысли. Успешное проведение семинарских занятии требует большой предварительной подготовки к ним.

Консультации предназначаются для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по каждому из предметов учебного плана. Консультации бывают индивидуальные, проводимые в течение всего семестра (учебного полугодия), и групповые, которые проводят обычно в период подготовки к экзаменам. Проводятся они преподавателями во внеурочное время по расписанию, вывешиваемому на кафедрах.

Необходимо широко использовать этот вид учебных занятий, так как на консультациях в индивидуальной беседе с преподавателем можно выяснить все вопросы, возникшие ходе самостоятельного освоения теоретического материала, а также при решении задач и выполнении домашних заданий.


Проверка усвоения студентами теоретического материала и умения применять его для решения конкретных задач, осуществляется путем проведения коллоквиумов, зачетов и экзаменов. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Проверка усвоения студентами теоретического материала и умения применять его для решения конкретных задач, осуществляется путем проведения коллоквиумов, зачетов и экзаменов. В процессе подготовки к ним студенту становится понятным предмет как единое целое, его значение, цели, задачи, методы. Из разрозненных деталей складывается представление об общем содержании дисциплины.

Коллоквиум—форма проверки текущей успеваемости по одному из разделов курса. Он проводится в виде собеседования преподавателя со студентами один или несколько раз в течение семестра. Коллоквиум по физике, например, проводится перед каждым циклом лабораторных работ.

В конце каждого семестра в соответствии с учебным планом и графиком принимаются зачеты и проводится экзаменационная сессия.

Зачет, как правило, служит формой проверки результатов выполнения студентами лабораторных, расчетно-графических работ, усвоения материала практических и семинарских занятии.

Зачет обычно проходит в виде беседы преподавателя со студентом по содержанию представленных работ и по теоретическим вопросам курса. Зачеты проводятся в соответствии с утвержденными программами и требованиями и могут быть приняты еще до окончания семестра по мере выполнения работ студентами.

Студентам, которые систематически выполняли домашние задания, принимали активное участие в семинарских и практических занятиях, а также выполняли в срок все лабораторные и графические работы, может быть поставлен зачет без дополнительного опроса по теории.

Результаты сдачи зачетов с отметкой «зачтено» отмечаются в зачетной книжке. По некоторым дисциплинам устанавливаются зачеты с дифференцированной оценкой (например, по черчению). Иногда по дисциплинам, для которых по учебному плану не предусмотрен зачет, студенты должны получить «допуск», то есть разрешение на сдачу экзамена. Такая форма контроля, вместо зачета, практикуется по начертательной геометрии. Отметка в этом случае в зачетной книжке не ставится, а заносится преподавателем в специальный журнал.

Экзамен — заключительный этап изучения всей дисциплины или ее части и является итогом работы студентов над курсом в течение семестра. На экзамене студент должен показать глубокое знание теории, навыки применения полученных знаний при решении практических задач, умение дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, сопровождая их аккуратно выполненными соответствующими схемами и чертежами.

К экзаменам допускаются студенты, сдавшие все зачеты и работы, предусмотренные учебным графиком на данный семестр Расписание экзаменов составляется под руководством деканов факультетов и доводится до сведения студентов не позднее, чем за месяц до начала их.

На подготовку к экзамену по каждой дисциплине обычно отводится 3—4 дня.

Подготовку к экзамену по той или иной дисциплине следует начинать по своим записям, конспектам, учебным пособиям, обращаясь с целью углубления материала к учебникам и рекомендованной дополнительной литературе. Подготовка только по конспекту ничего не даст. Конспект подчас не охватывает всех вопросов программы.

Второй этап подготовки—повторение, систематизацию и обобщение усвоенных знаний—хорошо провести вдвоем или небольшим коллективом по программе, а не по экзаменационным билетам. При этом обратить особое внимание не на заучивание формул и положений, а на осмысливание заученного; уметь сознательно сделать вывод и применить его на практике. Неясные вопросы следует записать и выяснить на консультации у преподавателя.

Подготовка к экзамену должна быть закончена своевременно. Перед экзаменом следует хорошо отдохнуть. На экзамен студент должен приходить с зачетной книжкой. Экзамен проводится в соответствии с утвержденной программой курса, как правило, по билетам, разработанным и утвержденным кафедрой.

Экзаменатор может задавать дополнительные вопросы сверх билета, а также давать задачи и примеры, связанные с курсом.

Поведение студента на экзаменах должно соответствовать важности момента, он должен быть собранным, подтянутым, сосредоточенным. Подготовившись к экзаменационному билету, студент должен дать краткие, вдумчивые и содержательные ответы, тем самым показать, что он владеет знаниями в объеме курса, знаком с первоисточником и дополнительной литературой, владеет методом изучаемой дисциплины. Большое значение имеет правильный литературный язык. Студент должен стройно и последовательно изложить материал, сделать выводы, применить полученные знания на практике. Следует также показать самостоятельно творческий подход к науке и умение владеть методом познания.

В «Законе об укреплении связи школы с жизнью», принятом Верховным Советом СССР в 1958 году, указано на необходимость воспитания молодежи в духе великих принципов коммунистической морали, любви к труду, непримиримости к буржуазной идеологии. Там же подчеркивается, что у студентов в период учебы должны формироваться творческий подход к овладению науками, научный метод познания, ответственность к учебе и самостоятельность в работе.

Все эти качества студент так или иначе должен проявить при сдаче экзаменов, показав, что поставленные перед высшей школой задачи им выполняются.

Знание студента на экзамене определяется следующими оценками: «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно», «Неудовлетворительно». Неявка на экзамен без уважительных причин равноценна неудовлетворительной оценке.

Студент, получивший более двух неудовлетворительных оценок, а также не ликвидировавший академическую задолженность в установленные деканатом сроки, отчисляется из института. Только систематическая работа в течение всего семестра и своевременная сдача всех заданий, предусмотренных графиком, может обеспечить успешную сдачу зачетов и экзаменов. Нужно помнить о том, что отводимые для подготовки к экзамену 3—4 дня дают возможность только вспомнить и систематизировать изучаемый в течение семестра материал, а не выучить его заново. Печальный исход экзамена неизбежен для студентов, которые рассчитывают подготовить его «штурмом».


Особое место в подготовке высококвалифицированных специалистов имеет самостоятельная работа студентов в период теоретического обучения. Занятия по расписанию занимают примерно половину времени, которым располагает студент для выполнения учебного плана. Вторая половина отводится для самостоятельной работы.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Особое место в подготовке высококвалифицированных специалистов имеет самостоятельная работа студентов в период теоретического обучения. Занятия по расписанию занимают примерно половину времени, которым располагает студент для выполнения учебного плана. Вторая половина отводится для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является основной частью учебного процесса. Она дает возможность понять сущность изучаемых предметов, прочно закрепить полученные знания и в конечном счете выработать умение к самостоятельному мышлению. Самостоятельная работа целиком зависит от содержания. форм планирования и организации общественно-политической жизни института и, следовательно, она может происходить только в этих рамках. Следует иметь в виду, что чем старше курс, тем больше самостоятельности требуется от студента, где она повышается не только в объеме, но и качественно. Огромное значение имеет планирование, хотя при этом и возникает вопрос, можно ли вообще планировать самостоятельную работу студентов, коль скоро у каждого из них свои способности, любимые предметы, подготовка.

Планировать нужно и можно. В соответствии с учебным планом по каждой специальности составлены и выдаются студенту планы учебной работы на семестр, где предусмотрено: изучение лекционного курса по учебной литературе, сроки выполнения заданий, курсовых работ, зачетов и экзаменов.

Нельзя предполагать, что студент будет заниматься строго по плану-графику. Никто не собирается требовать, чтобы он занимался, скажем, математикой сегодня 2 часа, черчением 1 час, как это запланировано, но уже одно то, что от студента, при значительной учебной нагрузке, требуется четкая организация своего труда, заставляет его придерживаться определенного ритма в работе, дисциплинирует и в конечном счете заставляет ценить свое время, производительно использовать каждую минуту.

В процессе учебы план самостоятельной работы может корректироваться, дополняться и студент полностью информируется о тех задачах, которые он должен решить в течение семестра. Таким образом, первое и непременное условие успешной работы — это строгое соблюдение плана самостоятельной работы, зафиксированной в плане учебной работы студента на каждый семестр. План дисциплинирует, организует, экономит время. Чем сложнее и многообразнее задания, тем более необходимо строгое планирование времени, четкость в осуществлении плана.

Но важно не только иметь план самостоятельной работы, а и выполнять, реализовать его. Получив определенный эффект, можно внести коррективы в свой план на дальнейшее.

Второе, не менее важное условие — это организация рабочего места. Все должно быть под рукой — книги, тетради, письменные принадлежности, пособия, но они не должны мешать, а находиться в определенных местах, откуда их легко взять и так же просто положить, не отвлекаясь на поиски.

Важным условием успешных самостоятельных занятий является соблюдение режима, ритма работы и отдыха. Нельзя переутомляться, но и не поддаваться ложной усталости, вызванной трудностями в выполнении сложного задания. Надо правильно регулировать работу, сон, отдых, питание.

Обстановка для отдыха должна быть благоприятной — чистота и свежий воздух в комнате, нормальное освещение, отсутствие шума и т, д.


Книга — основной источник знаний. Даже хорошо записанная лекция только начало работы. В лекции нет возможности изложить сведения по курсу, сообщить справочные данные и коснуться всех вопросов, входящих в программуКАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ И КОНСПЕКТОМ ЛЕКЦИЙ

Книга — основной источник знаний. Даже хорошо записанная лекция только начало работы. В лекции нет возможности изложить сведения по курсу, сообщить справочные данные и коснуться всех вопросов, входящих в программу. Кроме того. часть программного материала на лекциях не излагается, а дается для самостоятельного изучения по учебникам. По общественным паукам студенты самостоятельно изучают труды классиков марксизма-ленинизма.

Работа с книгой предполагает различные формы записей: план, тезисы и конспект. План — это краткая запись основных положений в форме заголовков. Тезисы — более сложная форма записи в виде сжатого изложения изучаемого предмета. Конспект — краткая запись, пересказанная своими словами.

Дословное переписывание текста не приносит пользы. В этом случае творческая работа подменяется примитивной, технической. Брать текст без изменений следует только, когда требуется сохранить оригинальное, образное, меткое выражение или точное выражение какой-то мысли, высказанной в книге.

Основные правила работы с книгой: читать следует систематически, каждый день в определенные часы, определяя сроки и объемы чтения. Читать надо сосредоточенно, не отвлекаясь на другое, быстро выбирать главное, вчитываясь в книгу. Находить в книге взаимосвязь явлений и фактов; делать выписки и составлять конспект следует при повторном чтении. Особое внимание следует уделить наглядному расположению записи. Главы и крупные разделы обозначаются римскими цифрами: I, И, III и т. д. Подразделы нумеруются арабскими цифрами: 1, 2, 3 и т. д. Для дальнейшей детализации могут употребляться арабские цифры со скобкой — 1), 2), 3) или же буквы русского алфавита — а), б), в) и т. д.

Хорошо использовать для записи подчеркивание цветным карандашом основных, ключевых слов, определений, формул. Однако этим не следует злоупотреблять.

Работа над конспектом лекционного курса должна осуществляться по каждой лекции. Она должна быть неразрывно связана и с работой по учебнику. На оставленных полях или на целых страницах в соответствующие разделы конспекта следует вносить нужные дополнения из книги. Такой конспект — лучшее пособие для подготовки к экзамену!

Различают два вида чтения: беглое ознакомление, когда требуется получить общее представление о книге, ориентироваться в ней, и вдумчивое чтение, которое дает углубленное изучение предмета. Для глубокого понимания содержания книги полезно обсудить прочитанный материал с товарищами.

Углубленное изучение основной литературы, в разрезе которой ведутся лекции, дает фундамент прочных знаний. Однако этого недостаточно. Необходимо расширять общий кругозор чтением журналов и монографической специальной литературы, а для повышения культурного уровня систематически читать художественную литературу. Полезно читать планомерно по составленному заранее перечню.


Величественные успехи Советской страны в ее соревновании с капиталистическим миром объясняются тем. что в основе нашей политики и экономики лежит создание величайшего человеческого гения — учение Маркса — Энгельса — Ленина.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Величественные успехи Советской страны в ее соревновании с капиталистическим миром объясняются тем. что в основе нашей политики и экономики лежит создание величайшего человеческого гения — учение Маркса — Энгельса — Ленина.

Это всепобеждающее учение служило надежным компасом нашему народу в борьбе за установление диктатуры пролетариата и построение социализма. Еще большее значение приобретает оно сейчас, когда неизмеримо возрастают требования к научному руководству развитием общества, к коммунистическому воспитанию советских людей.

Изучая общественные науки (историю КПСС, философию, политическую экономию, научный коммунизм) студенты не только овладевают каким-то объемом необходимых знаний, но и формируют свое мировоззрение, готовятся к практической деятельности, как будущие командиры производства. Глубокое, творческое изучение марксистской теории, умение применить знания в жизни необходимы в наше время специалисту любого профиля.

На первом курсе Вам предстоит изучить первую общественную науку — историю КПСС. История КПСС — это наука о закономерностях возникновения, развития и деятельности марксистско-ленинской партии, руководящей и организующей силы трудящихся СССР, передового отряда международного коммунистического движения в борьбе за диктатуру пролетариата, за построение социализма и коммунизма. Это марксизм-ленинизм в действии. Особенно важно изучение истории КПСС для советской молодежи, которая не испытала тяжести капиталистического гнета и эксплуатации. Молодежь должна хорошо знать историю своей родины, опыт борьбы рабочего класса и всех трудящихся под руководством КПСС за победу социализма и коммунизма.

Подлинное овладение марксистско-ленинской наукой определяется не умением вовремя сослаться на соответствующую цитату, а глубоким пониманием смысла теории и политики партии, убежденностью в правоте и непобедимости ее дела, способностью выполнять все директивы партии не механически, а творчески, с душой. Чтобы достичь этой цели, нужно много и упорно работать, стремиться самостоятельно осмыслить важнейшие выводы, события, факты. Основной метод изучения истории КПСС — самостоятельное изучение учебников, чтение и конспектирование первоисточников, трудов классиков марксизма-ленинизма и решений КПСС, газет и политических журналов.

Учебные занятия включают — лекционный курс, семинарские занятия, групповые и индивидуальные консультации и экзамены. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад или реферат по избранной теме. Экзамены по истории КПСС сдаются дважды: после осеннего и весеннего семестров.

К сдаче экзаменов допускаются только те студенты, которые успешно выполняют учебный план (своевременно изучают и конспектируют требуемые программой источники, активно участвуют в семинарских занятиях, в указанный срок выполняют поручаемые им доклады и рефераты).

В процессе изучения истории КПСС, особенно при конспектировании первоисточников, Вы можете столкнуться с известными трудностями. Дело в том. что многие труды Маркса Энгельса, Ленина, некоторые резолюции съездов и конференций партии написаны полемически. Они рождались в острой политической борьбе с противниками марксизма. Содержание их многогранно отражает особенности исторической обстановки, охватывает многие стороны экономической и политической жизни, различные аспекты деятельности партии. Следует научиться находить в них главную мысль, отделять основную идею от вопросов, не относящихся к данной теме. Это не всегда удается сделать сразу, но Вы не пугайтесь трудностей, прочтите еще раз или два, и все станет ясно. Если же Вы и после этого не можете в чем-либо разобраться, обязательно обращайтесь за разъяснением к преподавателю, не оставляйте невыясненным ни одного вопроса.

Для создания Вам необходимых условий по изучению общественных наук в институте имеется специальный кабинет марксизма-ленинизма, в котором сконцентрирована необходимая литература, методические и наглядные пособия, дежурят преподаватели, имеется читальный зал. Пользуйтесь услугами кабинета!

Кроме того. Вы можете взять на дом необходимые Вам книги в библиотеке института, а также воспользоваться читальными залами в общежитиях. Особое внимание уделяйте ведению конспекта при самостоятельной работе над первоисточниками. Ведите его аккуратно, регулярно, пишите чисто и разборчиво, если вставляете цитаты, то не забывайте указывать источники, откуда они Вами позаимствованы. Помните, что хороший конспект служит всю жизнь.

Выполнение этих нескольких советов поможет Вам успешно справиться с изучением курса истории КПСС.


В эпоху технической революции, которую переживает сегодня мир, нужны инженеры думающие, умеющие творить и созидать, а для этого они должны иметь глубокие знания основ наук и прежде всего — математики.МАТЕМАТИКА

В эпоху технической революции, которую переживает сегодня мир, нужны инженеры думающие, умеющие творить и созидать, а для этого они должны иметь глубокие знания основ наук и прежде всего — математики. Конкретно в техническом вузе изучают аналитическую геометрию и математический анализ (первая часть которого называется дифференциальным исчислением, а вторая - интегральным исчислением).

Обычно изучение математики студентами считается делом более трудным, чем, скажем, изучение физики. Это и вполне понятно, так как в курсе высшей математики изучается все новое, необычное: много новых понятий, теорем, формул, которые надо научиться применять при решении задач. А для всего этого следует хорошо знать элементарную математику.

При изучении математики большую роль играют систематические занятия, то есть необходимо систематически повторять новые теоремы, тренироваться в решении задач и примеров. Большое значение имеет умение самостоятельно разобраться в записанной лекции, в примерах, решенных на лекции, использовать рекомендуемую литературу.

Математикой нужно заниматься с первых дней поступления в институт, не упускать дорогого времени, не ждать, когда тебя будут спрашивать. Вуз не средняя школа, и студент должен много работать самостоятельно.

На первом курсе института экзамены по математике проводятся два раза в году; в нашем институте—в январе и в июле, и к ним студент должен готовиться с первых дней учебы.


Важную роль в научно-теоретической подготовке инженеров играет химия и физика. Эти науки лежат в основе любом специальной дисциплины и определяют технический прогресс в народном хозяйстве.ХИМИЯ И ФИЗИКА

Важную роль в научно-теоретической подготовке инженеров играет химия и физика. Эти науки лежат в основе любом специальной дисциплины и определяют технический прогресс в народном хозяйстве.

Изучение химии и физики, как и любой другой науки, нельзя сводить только к заучиванию определенных понятий и запоминанию законов и формул. Прочные знания будут только тогда, когда Вы сможете с помощью теории объяснить конкретные явления природы, решить задачи, встречающиеся в практической деятельности.

Чтение лекций, на которых даются основные положения изучаемых явлений, сопровождается проведением экспериментов, показом кинофильмов, диапозитивов, плакатов. Лекционные демонстрации способствуют более глубокому осмысливанию излагаемого материала. Схемы демонстрационных установок следует иметь в конспектах лекций.

При изучении химии и физики большое значение имеет лабораторный практикум, на котором студент экспериментально проверяет основные закономерности и получает определенные навыки в проведении химического анализа и обращения с различной измерительной аппаратурой.

Выполнение лабораторных работ по физике дает возможность не только углубить теоретические знания, но и ознакомиться с методами физических измерений, приобрести некоторые навыки ведения самостоятельных исследований и научиться обрабатывать полученные результаты измерений и оценивать их точность. Готовиться к лабораторной работе следует заблаговременно. Нужно изучить теорию каждой лабораторной работы и внимательно ознакомиться с методикой ее выполнения.

Следует запомнить, что каждый студент должен выполнить весь комплекс лабораторных работ, предусмотренных планом, а так как лаборатории очень загружены, то пропуски

занятий, независимо от причин, создают значительные осложнения в конце семестра.

Прежде чем студент придет в лабораторию, он должен знать не только что и как он будет делать, но и обязан также заготовить план и схемы проведения работы, подготовить формы таблиц для записи наблюдении. По каждой лабораторной работе составляется отчет. При хорошей подготовке и при внимательном проведении ее, составление отчета несложно. Чем скорее будет составлен отчет, тем меньше труда и времени на него будет потрачено.

Кроме лабораторных занятий, проводятся семинары, на которых разбираются трудные разделы курса, а по физике — практические занятия по решению задач и коллоквиумы по теоретическому материалу определенных тем.

Программа подготовки и необходимая литература к каждому занятию приводятся в методических пособиях кафедр и публикуются в лабораториях.


Начертательная геометрия является разделом геометрии, в котором пространственные формы предметов изучаются при помощи изображении на плоскостиНАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ЧЕРЧЕНИЕ

Начертательная геометрия является разделом геометрии, в котором пространственные формы предметов изучаются при помощи изображении на плоскости. Ее задачами, как учебной дисциплины, являются:

  1. научить будущего инженера строить изображения (чертежи);
  2. научить решать графическими способами различные пространственные задачи геометрического характера;
  3. развить пространственное представление.

Начертательная геометрия считается у студентов трудной дисциплиной. Часто можно слышать неправильное мнение о неодолимости этой дисциплины из-за отсутствия якобы «особого» пространственного представления, в то время как для успешного усвоения курса необходимо знать элементарную геометрию и в особенности стереометрию в объеме средней школы. Пространственное же представление разовьется в ходе решения задач и выполнения курсовых графических заданий.

Наряду с этим, изучение начертательной геометрии имеет свои особенности. В ней почти нет формул и сложных выводов, теория ее очень проста. Но применение теории к решению

конкретных задач часто встречает затруднения, так как требует определенных навыков в построении проекционных чертежей. Эти навыки приобретаются в результате систематических занятий и упражнений в решении задач, а сам этот процесс является довольно трудоемким и длительным. Поэтому начертательную геометрию нельзя взять «штурмом».

Подробные рекомендации по изучению курса и решению задач содержатся в методическом пособии, разработанном на кафедре. Это пособие выдается каждому студенту и будет способствовать сокращению времени на самостоятельную проработку и лучшему усвоению материала курса.

При изучении технического черчения, которое является одной из первых инженерных дисциплин, проходимых в вузе, необходимо освоить технику работы чертежными инструментами и выполнения чертежей. Хорошо изучить соответствующие стандарты «Единой системы конструктивной документации» (ЕСКД). Нужно научиться не только технически правильно составлять чертежи, но и выполнять их четко, красиво, а для этого требуется выдержка и усидчивость.

Особое внимание первокурсники должны уделить изучению проекционного черчения, которое является основой любого технического чертежа.

Хорошее усвоение начертательной геометрии и черчения даст студенту необходимую подготовку для изучения обще-технических и специальных дисциплин.


Геодезия принадлежит к числу прикладных математических наук. В широком понимании — это наука об измерениях на земной поверхности, проводимых для определения формы и размеров Земли, для изображения всей Земли или отдельных ее частей на планах, картах, профилях, а также для создания различных инженерных сооружений.ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ

Геодезия принадлежит к числу прикладных математических наук. В широком понимании — это наука об измерениях на земной поверхности, проводимых для определения формы и размеров Земли, для изображения всей Земли или отдельных ее частей на планах, картах, профилях, а также для создания различных инженерных сооружений.

Как видно, геодезия занимается решением научных и технических задач. Решением научных задач занимается высшая геодезия, инженерно-технические задачи решает инженерная геодезия, которую Вы и будете изучать.

Инженерная геодезия представляет собой комплекс геодезических работ, выполняемых при изысканиях, строительстве и эксплуатации различных сооружений. Геодезия имеет применение во многих отраслях народного хозяйства, и практически ни одно строительство, от проектирования до окончания работ не обходится без участия геодезии. Она имеет также применение при геологической разведке, изысканиях и строительстве автомобильных и железных дорог, аэродромов, мостовых переходов, туннелей, шахт, метро и т. п.

На старших курсах Вы будете изучать аэрофотогеодезию, являющуюся разделом геодезии и занимающуюся изучением методов получения карт по фотоснимкам земной поверхности, полученным путем фотографирования с самолета или земли.

Геодезия является инженерной наукой. Она тесно связана с математикой, вооружающей ее средствами математического анализа и методами обработки вычислений; физикой — законами построения оптических труб, употребляемых в геодезических инструментах; астрономией, дающей исходные данные, начертательной геометрией и черчением и другими науками.

В задачу курса будут входить:

1. Умение производить линейные и угловые измерения на местности при производстве геодезических работ и разбивке инженерных сооружений.

2. Изучение материальной части геодезических инструментов, их проверки и юстировки.

3. Обучение приемам и способам производства плановых и высотных съемок и составлению планов, карт и профилей по результатам полевых измерений и вычислений.


Целью изучения иностранного языка по программе вуза является практическое владение им в устной и письменной формах, т. е. беседы на бытовую тематику со специальным уклоном, чтение и реферирование оригинальной литературы по специальности. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Целью изучения иностранного языка по программе вуза является практическое владение им в устной и письменной формах, т. е. беседы на бытовую тематику со специальным уклоном, чтение и реферирование оригинальной литературы по специальности. Эта цель может быть достигнута только посредством упорной и подчас кропотливой работы. Но самое главное заключается в том, чтобы работа эта осуществлялась систематически. От того, насколько регулярно будет изучать иностранный язык студент с первого дня занятий, зависит конечный успех. Необходимо уделять иностранному языку 20—30 минут ежедневно. Помните, что не сделанное вначале, нельзя будет наверстать после. Ведь владеть иностранным языком — это прежде всего иметь практические навыки и умения, а не знания о языке. Создание необходимой базы на первом курсе облегчит изучение предмета в последующем.


Для того, чтобы успешно учиться, нужно хорошо отдыхать. Нужно уметь использовать для отдыха перерывы между лекциями и занятиями. Лучшим отдыхом после трудового дня при умственной работе является прогулка, поход на каток, физический труд.УМЕЛО СОЧЕТАЙТЕ УЧЕБУ С ОТДЫХОМ

Для того, чтобы успешно учиться, нужно хорошо отдыхать. Нужно уметь использовать для отдыха перерывы между лекциями и занятиями. Лучшим отдыхом после трудового дня при умственной работе является прогулка, поход на каток, физический труд. Плохо, когда воскресенье посвящается ликвидации недоделок за неделю. Получается непрерывная работа без отдыха. Лучше более плотно поработать в течение недели, а выходной день посвятить отдыху. Не следует представлять себе отдых как безделье. Гораздо более эффективным является отдых активный, т. е. связанный с какой-то деятельностью. В воскресный день это может быть загородная прогулка, туристский поход, посещение театра, музея, выставки.

Наилучшим видом активного отдыха является спорт.

В институте открываются большие возможности для желающих заниматься спортом, здесь культивируется более 20 видов спорта, и каждый может выбрать любой из них. При институте есть спортивный клуб, при котором имеются секции легкой атлетики, беговых коньков, волейбольная, мотоциклетная, велосипедная, шахматная и другие. Сборные команды института, а также отдельные спортсмены ежегодно выезжают на зональные, республиканские и всесоюзные соревнования. К услугам студентов спортивный зал, лыжная база, спортивно-оздоровительный лагерь в Чернолучье.

Всякая перемена работы представляет собой активный отдых. Занимаясь каким-то другим видом деятельности, Вы не только будете отдыхать, но и можете приобрести вторую профессию. Такую возможность предоставляет Вам ФОП— факультет общественных профессий. Там Вы можете приобрести необходимые знания и практические навыки по организации массово-политической и культурно-воспитательной работы, по руководству коллективами художественной самодеятельности, творческими кружками. Факультет имеет в своем составе отделения: художественных профессий (вокальное, театральное, хореографическое, эстрадно-инструментальное), лекционно-пропагандистское, журнально-редакторское, технической эстетики, декоративно-оформительское, экономическое, фотоотделение и отделение юридического права.

Участие в спортивных секциях, самодеятельности или занятия на факультете общественных профессий будут способствовать Вашему всестороннему развитию, помогут укрепить здоровье, будут поддерживать высокую работоспособность. Активное участие в жизни коллектива научит работать с людьми, поможет приобрести навыки организаторской работы, совершенно необходимые в будущей деятельности специалиста.

Хороший отдых, умелое сочетание его с упорным трудом, помогут Вам успешно выполнять главную задачу — хорошо учиться, упорно овладевать знаниями, стать квалифицированным, идейно убежденным специалистом.


Занятия в институте проводятся по утвержденному на семестр двухнедельному расписанию. Такое расписание позволяет рационально использовать аудиторный и лабораторный фонд и создать равномерную нагрузку студентов в течение всего семестра.РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ И УЧЕБНЫЙ РАСПОРЯДОК

Занятия в институте проводятся по утвержденному на семестр двухнедельному расписанию. Такое расписание позволяет рационально использовать аудиторный и лабораторный фонд и создать равномерную нагрузку студентов в течение всего семестра.

Так как для практических и лабораторных занятий необходим теоретический материал, то первая неделя семестра является пусковой, то есть на этой неделе читаются только лекции. За пусковой следуют четные и нечетные недели.

Каждое занятие состоит из двух академических часов по 45 минут с 5-минутным перерывом между ними. Перерыв между занятиями 10 минут. Учебный час начинается со вторым звонком. На две минуты раньше дается первый звонок, по которому студенты занимают свои места. После второго звонка вход студентов в аудиторию запрещен. При входе преподавателя в аудиторию студенты обязаны встать.

Практические и семинарские занятия проводятся с группой студентов. Лабораторные занятия и некоторые другие проводятся с половиной группы или двумя преподавателями с целой группой. В каждой группе назначается староста, который подчиняется декану факультета.

Староста обязан вести журнал учета посещаемости занятий, наблюдать за дисциплиной, следить за сохранностью учебного оборудования, распределять учебные пособия, назначать дежурного.

Студенты обязаны не позже следующего дня поставить в известность деканат о причинах неявки на занятия. Быть дисциплинированными и опрятными, бережно относиться к книгам и пособиям, оборудованию лабораторий и учебных комнат. Соблюдать чистоту во всех помещениях института, выполнять распоряжения деканата и старосты. Категорически запрещается пребывание в институте в пальто и головных уборах. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

За нарушение учебной дисциплины и правил распорядка накладывается одно из следующих взысканий: замечание, выговор, строгий выговор с предупреждением и исключение из института.

За высокие показатели в учебной работе и активное участие в общественной жизни института установлены меры поощрения: благодарность, награждение ценным подарком и назначение на именную стипендию.


СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

Институт располагает тремя учебными корпусами № 1, № 2 и № 3. Корпуса № 1 и № 2 расположены по проспекту Мира, 5, корпус № 3 — по ул. Ленина, 3.

В учебных корпусах № 1 и № 2 нумерация аудитории состоит из трехзначных цифр, первая из которых показывает этаж, на котором находится аудитория. Вторые две цифры определяют аудиторию на данном этаже, до 50 аудитории в корпусе № 1, после 50 — в корпусе № 2.

Например, аудитория 403 —корпус № 1, этаж 4; аудитория 267 — корпус № 2, этаж 2.

Аудитории с одно- и двузначными цифрами находятся в цокольном этаже корпуса № 1.

№ п/п – Наименование - № помещения

1 Ректор института ..........106

2 Партийный комитет..........109

3 Проректор по учебной работе ...... 105

4 Проректор по научной работе ..............109

5 Проректор по вечернему и заочному обучению . . . 126

6 Проректор по административно-хозяйственной работе . 122

7 Деканаты дневных факультетов:

Автомобильный транспорт.......270

Дорожные машины ........362

Дорожностроительный.........111

Промышленного и гражданского строительства . 110

8 Деканат вечернего факультета . ......126

9 Деканат заочного факультета.......134

№ - п/п – Наименование - № помещения

10 Отдел кадров ...............101

11 Профком.................119

12 Комитет ВЛКСМ ..............103

13 Библиотека ...............156

14 Читальный зал ................151

15 Кабинет истории КПСС.........139


УЧИСЬ УЧИТЬСЯ

Методические советы первокурснику

Редактор П. Ф. Климина Технический редактор Н. В. Бисеров

Слано в набор 8/ХII 1970 г. Подписано к печати 10/II 1971 г. ПД00014. Тираж 1000 экз. Формат 60 x84 1/16—1 б. л.—1.86 усл. п. л. — 1,4 уч. изд. л. Цена 4 кол.

Западно-Сибирское книжное издательство. Омское отделение. Омск. ул. Ленина. 21

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить