.АЯ библиотека!

Учебная

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области - Евгений Погарский (школа 19) ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

***

Министерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образованияЕвгений Погарский (школа 19)
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Не царь природы человек, не царь, а сын.
Е. Исаев

В последнее время советские писатели и публицисты все чаще и чаще стали обращаться к проблеме взаимоотношений человека и природы. Давно уже не надо никому доказывать, что человек — часть природы, он неотделим от нее. Но, тем не менее, природе не становится легче, и с каждым годом исчезают десятки видов растений и животных. В атомной физике есть такое понятие как критическая масса, превышение которой ведет к неуправляемости ядерной реакцией. На мой взгляд, такого же состояния достигло наше отношение к природе. Если человечество не одумается, взрыв неизбежен. Как хорошо сказал Расул Гамзатов:

Страждет мир, что нами обитаем, Станет он, он подает нам знак. Но молчим мы, время упускаем... Да, медлить нельзя. И поэтому советские писатели бьют в набат, призывая всех к Бережному отношению к природе.

Свой рассказ о произведениях, говорящих об экологии, я хотел бы начать с романа Чингиза Айтматова «Плаха». Эта книга - о нравственности людей; об их отношении к тому, что нас окружает: птицы, реки, озера, звери - неотъемлемая часть нравственности. Не может быть нравственным то, что приносит природе горе, разрушение. Перестав бояться крови, человек перестает быть человеком. В романе мы видим чудовищные сцены истребления животных. Автор романа пишет: «... но пришло время, и человеко-боги стали устраивать облавы на машинах, веря на измор, точь-в-точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолетах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи, шли на окружение животных в указанных координатах... Машины, вертолеты, скорострельные винтовки - и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном... « Все бежит в страхе перед оружием. Даже волк, который считается одним из самых опасных зверей, вынужден прятаться в кустах. Когда человек приходит с ружьем в степь, волк перестает быть хищником, а им становится человек. Мы видим, что у членов «хунты», созданной Обер-Кандаловым, нет ничего святого. Да и что может быть святого у людей, зарабатывающих на чудовищном истреблении сайгаков?! Такое бездушное отношение к природе приводит их к еще более страшному преступлению - распятию Авдия Каллистратова. Через весь роман проходит судьба двух волков - Ташчайнара и Акбары. Люди для них стали врагами. Сколько неприятностей приносят они волкам, рушат сложившийся жизненный уклад. Погибает верный друг Акбары, которым был для нее на протяжении многих лет Ташнайнар. И тут же еще одна беда обрушивается на волчицу. Безжалостный и завистливый Базарбай крадет у Акбары волчат. Чингиз Айтматов пытается найти ответ на вопрос: «В чем же истоки такой жестокости?» Их он видит в Бездуховности безнравственности людей. Он призывает бороться с этим злом. Но в одиночку ничего не сделаешь. Бостон, пытавшийся вернуть Акбаре волчат, сам становится жертвой. Стреляя в Акбару, вспомнившую свой материнский инстинкт и унесшую сынишку Бостона, он убивает вместе с волчицей и своего ребенка. Да, человек и природа - вечное противостояние. Если раньше человек брал от природы только то, что ему было нужно для жизни, то сейчас - что захочет. Киргизский писатель искренне желает того, чтобы мы остановились, посмотрели на «Братьев наших меньших» как на друзей, проживающих на одной планете с нами.

Такие же проблемы поднимает Валентин Распутин в повести «Пожар». Действие повести разворачивается в Сосновке. Это «неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а Бивуачного типа поселок». В этом и состоит его главная беда. Живут здесь, в основном, временные люди. Они приехали сюда на заработки, им «лишь вы лето перелетовать, а потом зиму перезимовать». Отсюда и варварское отношение к природе. «Валить лес, только валить и валить, не заботясь, останется, вырастет что-нибудь тут после них или нет», - так определил Валентин Распутин главный принцип этих людей, прозванных «архаровцами». На наших глазах разрушается царство природы, столетиями стоявшее гордо и неприступно. Вообще для творчества Распутина характерно обращение к теме экологии. В произведении «Прощание с Матерой» он отражает те же самые проблемы. Деревня Матера обречена на гибель, так как попала под затопление. Вот о чем говорит Дарья, одна из главных героинь: «Думаешь, люди не понимают, что не надо Матеру топить? Понимают оне. А все ж таки топют». Беспрекословное подчинение приказам приводит к губительным последствиям. Символом природы на острове является лиственница, высокая и статная, любовалось которой не одно поколение жителей Матеры. Ничто не может сломать эту царевну природы, не берет ее ни огонь, ни пила. Падает дерево, и как-то горько становится: все, отжила свое Матера, нет больше такой деревни. Страшно становится от всей этой безысходности. Валентин Распутин не может смириться с тем, что уничтожаются такие огромные богатства, какими являются земля, лес. Его душа восстает против этого. Распутин говорит о том, что, только поняв природу, прочувствовав ее, можно стать настоящим хозяином земли, жить в согласии с ней.

Еще из произведений о природе я хотел бы выделить рассказ грузинского писателя Нодара Думбадзе «Собака». Это произведение, конечно, Больше рассказывает о взаимоотношениях между людьми, их совести, нравственном совершенстве, но также и о жестокости людей по отношению к животным. Мне нравятся произведения этого замечательного грузинского писателя, так как их отличает какая-то неповторимость языка, мягкость, плавность, национальный колорит. В рассказе говорится о том, как мальчик встретился с собакой, ошпаренной Буфетчиком, с жалобным тявканьем катающейся в песке, у которой «из левого, неповрежденного глаза текли слезы». Этот случай навсегда остался в памяти у собаки: в ней вспыхнула ненависть к мужскому полу, она не признавала никого, кроме мальчика и его деда. Но это была не последняя встреча собаки с жестокостью. Однажды чья-то собака покусала ребенка, а до этого напала и на дворовых собак. Ее посчитали бешеной. И начался отстрел собак, подозревавшихся в бешенстве. Нодар Думбадзе показывает жуткую картину этой, можно сказать, собачьей трагедии: «За первым выстрелом последовали второй, третий, четвертый... Со всех сторон доносились звуки выстрелов, лай и вой собак, крики мужчин, вопли женщин, плач детей, мычание скота... Целый час продолжалось это неслыханное, Безжалостное истребление собак». - Нодар Думбадзе говорит о том, что все связано, все находится в зависимости друг от друга. Селу стало чего-то не хватать. «... Этой неотъемлемой частью, этой плотью от плоти и кровью от крови села была собака - обыкновенная сельская дворняжка». Думбадзе решает проблему взаимоотношений человека и природы через сострадание к животным, которых он считает полноправными членами нашего общего дома. Можно назвать еще целый ряд произведений о природе. «Белый Бим Черное ухо» Троепольского, «Не стреляйте в Белых лебедей» Васильева, «Убил охотник журавля» Исаева, «Царь-рыба» Астафьева - это лишь их неполный перечень.

«Писатели призывают людей: «Будьте гуманны!» Нужно немедленно действовать, чтобы сохранить природу, все то, что досталось нам от предыдущих поколений. Расул Гамзатов пишет:

Неужели, жизни не жалея,
Мир мы предадим, и отдадим,
И погубим леностью своею,
И навеки канем вместе с ним?

Этими строчками я и хотел бы закончить свое сочинение. Нет, мы не имеем права погубить природу, она принадлежит не только ним, но и нашим потомкам.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области