.АЯ библиотека!

Учебная

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области - Елена Братских (школа-гимназия 19) «ЧУВСТВО РОДИНЫ - ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ «(С. Есенин).

***

Министерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образованияЕлена Братских (школа-гимназия 19)
«ЧУВСТВО РОДИНЫ - ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ «(С. Есенин).

Быть поэтом - это значит... кровью чувств ласкать чужие души.
С. Есенин

Не свой любовный произвол пою - своей отчизны рану...
М. Цветаева

Россия начала века... Кровь на февральском снегу, слякоть под сапогами десятилетие спустя. Мировые катаклизмы, тень призрака упала на Европу... Кто острее всех чувствует это? Через чье сердце пройдет рубец, если страшная трещина обезобразит нашу Землю?.. Мы не знаем, как рождаются Поэты - «тайна сия велика есть», - но почему они рождаются, мы знаем. Их рождают великие события, социальные потрясения, когда на рубеже веков происходит ломка человеческого сознания. Так появился безымянный автор «Слова о полку Игореве», так мир обрел Пушкина и Лермонтова, так родился Некрасов. Но шли годы... Они приносили новые испытания человечеству, а новое время рождало новых Поэтов. Век великих Мастеров, век девятнадцатый был назван Золотым веком русской литературы. По аналогии с ним век двадцатый назовут Серебряным. Много будет совершено ошибок и загублено жизней, прежде чем вернется система истинных ценностей. В гнетущей обстановке непонимания будет творить Анна Ахматова. Из далекой Франции донесется трагический голос Марины Цветаевой.

Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве. Даниил Андреев во владимирской тюрьме вздыхал с надеждой:

В круг последних мытарств
я с народом вступаю.

Как не вспомнить имена погибших поэтов; Николая Гумилева, Владимира Нарбута, Осипа Мандельштама, Сергея Клычкова, Петра Орешина, Даниила Хармса... Но в самые жестокие годы поэты размышляли прежде всего о судьбе Родины, обращались к ней с заветными горькими мыслями, с больными вопросами, продолжая высокую гражданскую традицию русской классической поэзии. У каждого поэта Русь своя - «печальная», «великая», «одинокая» но всегда - любимая! У Сергея Есенина это «страна березового ситца».

Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали... Далекое Константиново... «Мертвой петлей» к началу двадцатого века были стянуты все прибрежные села. Есенины считались одной из бедных семей. Крестьянское лето — без яблок, двор - вез лошади. Фактически жить приходилось не на деревенские, а на городские - торговые деньги. Однако при всей своей неприспособленности судьбу детям и выбирал, и ладил отец. По его настоянию Сергея определяют в церковно-учительскую школу. Именно в этот период появляются первые его стихи. Ничего специфически «деревенского» в них еще нет. Но уже тогда юный поэт определяет чертеж своей Будущности:

... Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

«Отрезанным ломтем», причем сызмала, ощущал себя Будущий поэт. В тысяча девятьсот пятнадцатом году он уезжает в Петербург. «Божья дудка», «расписная балалайка» - такими эпитетами наградила его столица за непохожесть и детскую откровенность. Именно в это время Есенин впервые ощутил ту светлую печаль по своей Родине - далекой и близкой, малой и большой. В самые тяжелые минуты одиночества он все чаще вспоминает церковный благовест и сельскую тишину, вся красота родного края слагается в грустные и радостные строфы... Вспомним его ранние стихи: «Край любимый! Сердцу снятся «Гой ты, Русь, моя родная. «В том краю, где желтая крапива... « Вспомним написанную девятнадцатилетним поэтом «Русь Типичный пейзаж раннего Есенина словно подернут дымкой. Краски приглушены, смягчены… Полыхающие зори мы видим сквозь курящиеся туманы. Сквозь синий туман проглядываются и «красные крылья заката». Вот характерный образец есенинской пейзажной живописи дореволюционного периода;

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Позже мы различим иные краски... Здесь вся красота ярмарки, русский лубок и «прялочное весельство»:

Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят.
Позолоченные бляхи
С бубенцами говорят.

Очень четко проявляется в творчестве Есенина и мифологический, языческий элемент. В «Ключах Марии» он рассуждает о христианстве, его истоках и вечных ценностях. Здесь мы уже видим если не поэта—философа, то человека далекого от никчемной Беллетристики о резеде да березках. Каждый есенинский образ теперь заключает в севе сложное определение некоторой мысли. Например, на яблоню он глядит «двойным зрением»; это и реальное дерево, и образ души человеческой:

Хорошо под осеннюю свежесть
Душу—яблоню ветром стряхнуть,

Обилием творящего дара любуется Есенин. Его стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу... « - это прощание с юностью...

На смену бело-розовой палитре цветов нежной юности и целомудрия приходит иное:

Сойдись, явись нам,
Красный конь!..

Между этой разительной переменой - полоса черная: «черная гибель», «черные паруса кобыл... «. И эти цветовые перепады не случайны: за ними, как всегда, - сложные чувства, мысли, переживания и внешние события...

Октябрь, озарил есенинскую поэзию неизвестным доселе светом:

Небо — как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - Большевик.

Революцию Есенин принял, по его собственному признанию, весьма сочувственно, хотя и с «мужицким уклоном». Он опасается за судьбу той «золотой Бревенчатой избы», которая была им возведена...

К сожалению, обращение к новой теме не принесло желаемого Обновления. Нужно ли оно было вообще?». Я благодарен всему, что вытянуло мое нутро, положило в новые формы и дало мне язык.

Но я потерял все то, что радовало меня, отвечает Есенин и подтверждает эту мысль своими представлениями о судьбе человека и его первоначальном предназначении:

Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить!

Раскол Есенина с самим совой и с той «ухватистой силой», ворвавшейся на красном коне, отразили его стихи конца тысяча девятьсот двадцать четвертого года:

... Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

Страна сделала свой выбор... Есенин - нет? Казалось бы, надо смириться с реальностью, перейти от «полевой», «деревянной», «соломенной» России к новой - стальной. Но протестует все его естество, его лира!.. Уже позади военный коммунизм, позади испытания совестью, шатания крестьян и самого Есенина...

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

... Россия была и осталась в его творчестве. Из ярмарочно-лубочной она переходила в нежную красоту березового колка, пересаживалась с гнедого жеребца на «алого коня» революции... Но чувство Родины осталось неизменным. Вне России не было ничего: ни жизни, ни стихов, ни любви, ни славы. «За эту смертную любовь к Родине Есенина обвиняли в национализме, в узости творчества. Но он лишь восклицал: «Россия моя! Ты понимаешь - моя... « И проводив отчалившую «голубую» Россию, встретив и оставив Русь стальную, он ушел...

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть! Ушел - помятый и осмеянный, признанный и искромсанный... ... И не жалость - мало жил, И не горечь - мало дал, - Много жил, кто в наши жил Дни, все дал - кто песню дал. Эти слова Марины Цветаевой понеслись вслед за ним на прежнем гнедом жеребце, чтобы вернуть и оставить навсегда его Большое сердце на «шестой части земли... «

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области