.АЯ библиотека!

Учебная

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области - Ирина Макеева (школа - гимназия. 140) ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОЭЗИИ XX ВЕКА

***

Министерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образованияИрина Макеева (школа - гимназия. 140)
ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОЭЗИИ XX ВЕКА

... в наших интонациях содержится наше мировоззрение, все, что человек думает о жизни,
М. Пруст

Заканчивался XIX век, о котором Ф. М. Достоевский писал: «... живешь точно в каком-то вихре: подхватило вас и вертит, и вертит. Россия стояла на пороге нового столетия, в ожидании грядущих перемен: глобальных, может быть, катастрофических. На рубеже веков каждое событие мыслилось как мировое, космическое. Лучшее подтверждение этому - искусство как форма выражения человеком своего мировосприятия, мироощущения, мирочувствования. А из всех искусств музыка и поэзия глубже всего передают внутреннее состояние человека, мятежность его души, ищущей опору в мире, пытающейся взлететь к горным высотам и понять все...

Начала XX столетия называют «серебряным веком» русской поэзии. На рубеже веков заявляют о себе новые поэтические течения.

В 90-х годах XIX века появляется группа поэтов - символистов. Что же объединило Вл. Соловьева, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, И. Анненского и М. Волошина?

Среди этих людей с классическим образованием были философы, историки, критики, литераторы и переводчики. Теперь они стали теоретиками новой поэзии. В этом особенность поэтических течений «серебряного века» - поэты создавали теорию поэзии.

Плавным теоретиком символизма был Вл. Соловьев. Его идея Вечной женственности и софийности бытия была особенно близко принята А. Блоком. Известны также теоретические работы и критические статьи Д. Мережковского, Вяч. Иванова, Б. Брюсова и других.

В чем же состояла новизна символической поэзии? В. Брюсов писал о том, что искусство - это способ познания мира нерассудочными, внелогическими путями. Познать мир можно только душой.

Но поэзия - «искусство слова. Как можно словом наиболее точно выразить состояние души?

Современное состояние языка не дает такой возможности, считали символисты, надо обновить язык поэзии. Наши чувства обманывают нас, каждое явление - символ, в котором кроется глубокий тайный смысл, оттого-то язык символистов так богат интонациями, «за словами, которые они произносят, чудится гул еще других, не их голосов... «

Мотивы произведений символистов разнообразны. В стихотворении А. Белого «Душа мира», поражающем необычностью строфики и значимостью каждого слова, чувствуется попытка понять, ощутить

Душу мира, неуловимую и присутствующую во всем одновременно.

В стихах Блока, человека, над головой которого современники однажды увидели нимб святости, постоянно присутствует образ Вечной жены, женского начала бытия, Софии. Символ ее - девушка в белом платье, поющая в церковном хоре.

Лирический субъект стихотворений К. Бальмонта задумывается о «Вечном чуде», о появлении на свет человека. Жизнь его - вечное горение, и стихи Бальмонта полны «горящих зданий», «отсветов зарева» и «угасших огней».

Символистское течение достигает своего расцвета, когда подрастает юный поэт с мужественной и романтичной душой. Юноша, проводивший дни в Библиотеке, пытавшийся понять законы стихов символистов, создает свою теорию поэзии - акмеизм (от греческого слова акме, означающего высшую степень чего-либо, расцвет).

А. А. Ахматова писала, что вся теория акмеизма принадлежит Н. Гумилеву. В статье «Наследствие символизма и акмеизм» он говорит о символизме как о «достойном отце». Однако, ценя его за вновь открытое значение символа в искусстве, акмеисты не хотели приносить в жертву других способов поэтического воздействия. Если символизм углублялся в область неведомого, то акмеизм «опустился» на землю. Язык его стал понятным и простым. Но простота эта основывалась на знании русской и мировой литературы.

Предшественниками акмеизма Гумилев называл Шекспира, Рабле, Т. Готье и Вийлона. Акмеисты стремились, согласно формуле кольриджа «Поэзия - есть лучшие слова в лучшем порядке», выразить внутренний мир человека в Безупречной форме.

Искусству стихосложения, по мнению Гумилева, можно было научится. Из «цеха поэтов», созданного им, вышло немало талантливых авторов.

А. Блок в статье «О лирике», неодобрительно отзываясь об акмеистах, назвал А. Ахматову настоящим исключением. Ее немного усталую, самоуглубленную манеру сразу отметили читатели.

Основная тема стихов Ахматовой - любовь. Любовь-жертва, любовь-подвиг, неразделенная, приносящая горечь и страдания, но не заслоняющая радость жизни, а дарующая счастье видеть мир по-новому.

О. Мандельштама, по словам М. Волошина, нельзя читать как не акмеиста. Его стихи отличаются особенной четкостью, изяществом и хрупкостью формы. Лирический субъект Мандельштама - это ребенок, пришедший в мир и захотевший понять смысл своего появления в нем.

Поиски новых путей в поэзии продолжались. В 1719 году была написана статья С. Есенина «Ключи Марии» и статьи В. Шершеневнча и А. Мариенгофа. Новое течение было названо имажинизмом, от английского слова image - «образ». По мнению имажинистов, слова, стертые, как старые пятаки, можно было оживить, заключая их в яркие поэтические образы.

Образ провозглашался самоцелью. Корни имажинистской поэзии уходят в народную мироэпическую традицию. В качестве примера можно привести стихотворение С. Есенина:

Я пастух, мои палаты
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым — скаты
С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом
в желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Светят зелено сутемы
Под росою тополя.
Я - пастух; мои хоромы
В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.

Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья,
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.

Стихотворение начинается с утверждения собственного «я» в просторном, гармоничном мире природы. Человек ощущает себя ее органической, частью, ему свойственно синкретическое мировосприятие Природа - это хоромы, а сам он - царь, носитель высшего духовного начала. «Хоромы» могут означать и «храм», «божий дом», ведь человек молится «на алы зори», причащается, то есть становится причастным тайнам у ручья. Такое мировосприятие свойственно языческому сознанию, народному творчеству, в котором имажинисты пытались отыскать утерянную первоначальную живость и образность слова.

Говоря о поэзии «серебряного века», нельзя не сказать о футуризме, который сразу резко противопоставил себя другим течениям. В 1912 году был опубликован манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу», под которым подписались Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников.

Футуристы считали себя поэтами Будущего и привлекали к себе всеобщее внимание. Однако за игрой, эпатажем скрывалась напряженная работа. Футуристы экспериментировали, прежде всего, с формой. Работа Маяковского называлась, в соответствии с его характером, твердо: «Как надо делать стихи».

Очень интересны статьи В. Хлебникова «Метаязык» и «Звукописи», которые не печатались долгое время. Хлебников исследовал фонетический строй языка, взаимосвязь звука и его цветового изображения. Поэт, как многие композиторы, обладал цветовым восприятием музыки.

В работе «Метаязык» Хлебников подразделял язык поэзии на семь уровней, связывая их с теорией Лобачевского о п-мерном пространстве. Людям привычен «звездный» язык, язык обычного трехмерного пространства. Есть так называемая «звукопись» -язык микромира, недоступный обычному восприятию. Наивысший уровень языка - «безумный», на котором говорят иномиры. Может быть, из-за незнания теории Хлебникова долго оставались непонятными и непонятыми его стихи «Заклятие смехом» и другие. Незнакомая форма становилась препятствием для проникновения в зеркальный иномир стихов, живущий по своим законам.

Поэтические движения «серебряного века» возникали и сменяли друг друга стремительно, создавая впечатление одновременности. Каждое течение заявляло о своей новизне, о принципиальной этапности. Но это был лишь эпатаж, игра. Все течения уходили корнями в традиции русской и мировой литературы и находились в диалоге друг с другом. Они сосуществовали, взаимодополняя и обогащая друг друга, создавая единое целое, то, что мы сейчас называем «поэзией серебряного века русской литературы».

Тенденции развития русской поэзии, появившиеся в начале века, развивались.

Творчество Б. Пастернака, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого, И. Сельвинского нельзя отнести к какому—либо течению, но их поэзия органично воспринимается нами в общем контексте эпохи.

Современные литературоведы особо выделяют женскую поэзию XX века, которая включает творчестве М. Цветаевой, В. Инбер, Н. Крандиевской, Е. Кузьминой-Караваевой, К. Некрасовой, О. Бергольц, К. Друниной.

Отдельно можно говорить о творчестве поэтов «военного» поколения: А. Прокофьева, П. Васильева, А. Суркова, М. Исаковского, К. Симонова, А. Твардовского.

Особо интересным мне кажется период 60-х годов, когда начался новый этап развития русской поэзии. Появилась новая форма - бардовская, авторская песня, обратившаяся к философии древности и современности. Поэты 60-х - 70-х годов на равных вступили в диалог со своими предшественниками.

В последнее время идет открытие незнакомой прежде поэзии «русского зарубежья». К нам возвращаются имена тех, кто недавно был изгнанником: Вл. Набокова, И. Бродского.

Все чаще появляются публикации молодых и совсем юных поэтов, которые ищут свой собственный способ выражения состояния духа нового поколения.

Сейчас русская поэзия вновь приближается к рубежному состоянию. Яркий пример - творчество И. Бродского. Он использует самую необычную модернистскую форму и одновременно исследует душу человека на уровне фрейдовского психоанализа.

Мне кажется, русская поэзия стоит на пороге новой эпохи своего развития, замерев на мгновение перед открытиями мирового масштаба, ожидающими ее впереди.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области