.АЯ библиотека!

Учебная

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области - Марина Габсева (общеобразовательный лицей Первомайского района) В ЕГО РОМАНАХ «ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИЗОБРАЖАЕТСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, - ЕЩЕ НЕБЫВАЛОЙ В НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (Н. СТРАХОВ)

***

Министерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образованияМарина Габсева (общеобразовательный лицей Первомайского района)
В ЕГО РОМАНАХ «ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИЗОБРАЖАЕТСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, - ЕЩЕ НЕБЫВАЛОЙ В НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (Н. СТРАХОВ). (По одному или нескольким произведениям Л. Н. Толстого.)

Особенность графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психологического анализа, его интересует самый процесс.
Н. Г. Чернышевский

Наверное, во все времена людей интересовало, что же такое душа человеческая? Одни считают, что ее вообще нет. Другие же, напротив, поклоняются ей. Мне кажется, я отношусь ко второй категории людей. Душа - это тот бог, который находится внутри каждого из нас. К сожалению, обожествляя душу, мы порой завываем, что она не мертвый идол. Она живая, развивающаяся часть нас самих. Мы можем воспитывать, обогащать, совершенствовать ее. Но можем и убить, растоптать, растерять. Чтобы не случилось этого, необходимо познать законы развития души. Этот вопрос издавна волнует людей, И в литературе, которая всегда была отражением общества, он тоже получил своё разрешение. Сколько книг написано об этом. Но, с моей точки зрения, наиболее полный ответ на вопрос, что же такое душа человеческая, дал Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир».

Долгих шесть лет работал он над этой книгой, вносил бесчисленные поправки, исправлял ключевые части своего романа. Действительно, так трудно проследить развитие души человека, пускай даже литературного героя. Именно поиски, искания человека, преодоление трудностей на пути совершенствования самого себя интересовали Толстого. Конечно, нельзя сказать, что до него никто в литературе не пытался показать духовные искания своих героев, но Л. Н. Толстой, этот «великий художник души человеческой», открыл свои приемы изучения «закоулков» внутреннего мира людей.

Вы не замечали, что, открыв книгу и прочитав несколько первым листов, видите, как перед вами вполне отчетливо предстает тот человек, с которым вы будете встречаться на протяжении всего повествования? Каков он из себя? Манерен или простодушен, весел или постоянно под властью хандры? Но, в отличие от живописного и скульптурного, портрет в литературном произведении более динамичен: он передает не общий устойчивый облик, а мимику, жесты, движения личности. Именно это характерно и для Толстого. В его произведениях обычно нет статичного, завершенного портрета, при каждой новой встрече с тем или иным героем перед нами совершенно другой человек. Сколько оттенков чувств, настроений скользит по лицам персонажей романа, высвечивая разные стороны их характера. Исследователи творчества Толстого нашли в «Войне и мире» восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков выражения улыбки человека, с помощью которых Толстой раскрывал различные эмоции героев своего романа. Толстой разрушил привычную манеру - давать законченный портрет главного героя в экспозиции произведения, как это делали Тургенев, Гончаров. Портрет персонажей «Войны и мира» рассредоточен по разным временным и пространственным пластам повествования и, следовательно, неотделим, от развития их характеров. Можно выделить два типа изображения облика героев. Один - когда черта, деталь, повторяясь, оттеняет изменения в характере героя, произошедшие за большой период времени. Например, когда мы впервые встречаемся с Н. Ростовой, ее улыбка обворожительна. А вот мы видим ее уже после смерти князя Андрея, и автор сравнивает ее улыбку с тем, как открывается ржавая дверь. Второй тип портрета - когда писатель передает непосредственно в данную минуту протекающий душевный процесс. Но Толстой не везде придерживается одного и того же принципа в создании портрета. В романе встречаются и портреты-маски. Толстой создает их в сатирических целях при характеристике отрицательных персонажей: Курагиных, Бергов. У этих людей нет никаких целей в жизни (конечно, если не считать целью наживу), они не развиваются. И таков же их портрет. На протяжении всего романа, на лице Элен только ничего не выражающая, натянутая улыбка.

Заметьте, эта светская красавица ни разу не показана писателем на фоне чарующей русской природы. Толстой - тонкий мастер пейзажа. Природа в «Войне и мире» чрезвычайно разнообразна. Но не всегда она обращена к человеку. Иногда - для того, чтобы открыть ему красоту мира (вспомним князя Андрея, раненного после Аустерлица, и небо). Чаще - чтобы оттенить важный смысл происходящего. Образы-символы: небо Аустерлица и знаменитый дуб по дороге в Отрадное - неотделимы от образа Андрея Болконского, его мучительных поисков, горьких разочарований и подъемов. А картины святочных гаданий и охоты Ростовых! Не говоря прямо, Толстой не раз подчеркивает, что эта семья очень близка к национальным традициям. Они русские по своей душе. И совсем другие, жестокие пейзажные зарисовки встречаются в романе при изображении отрицательных персонажей. Хотя Наполеон и сравнивается с образом солнца, но это солнце не греет, оно слепит. И в этом величии Наполеона нет ничего общего с прекрасным светилом, дающим всем людям жизнь.

Наиболее испытанным и любимым средством выявления душевных «тайн» являются у Толстого внутренний монолог. Как правило, он восходит к исповеди, внутренним раздумьям героя. Нередко такая «Беседа» персонажей с самим собой или с воображаемым собеседником отличается противоречивым содержанием. В «Войне и мире» Толстой пользуется приемом внутреннего монолога для обрисовки характеров героев в драматических ситуациях или кризисных состояниях. Вспомним знаменитый монолог-раздумье раненого князя Андрея в поле под Аустерлицем:

«... как тихо, спокойно, торжественно, совсем не так, как я бежал, не так, как мы бежали, дрались, кричали. Как же я не видел прежде этого высокого неба?»

В сознании героя раздвоенность. Поэтому автор и дает такие совершенно разные понятия:

«бежали, дрались, кричали» и «тихо, спокойно, торжественно».

Через сознание своего героя Толстой показывает свои собственные мысли о том, что для человека гораздо важнее увидеть в своей жизни высокое небо, познать все многообразие мира и величие человека в нем, нежели убивать друг друга и лить кровь из-за «великих» целей.

Не это ли делает роман произведением, которое сегодня остаётся современным? Конечно, человек никогда не будет идеальным, ведь только из холодного камня можно выточить совершенный памятник. Но это и является самым главным в нашей жизни: стремиться вперед, совершенствовать себя, свою душу, искать место в жизни. Не этим ли близки нам герои «Войны и мира», вовсе не идеальные люди, но, пытающиеся стать лучше, чище, добрее?

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области