.АЯ библиотека!

Учебная

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области - Евгения Тюменцева (школа 48) «ТОЛЬКО РОДНОЕ СЛОВО... МОЖЕТ ПРОБУДИТЬ. В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВЫЕ ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ» Ч. Айтматов).

***

Министерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образованияЕвгения Тюменцева (школа 48)
«ТОЛЬКО РОДНОЕ СЛОВО... МОЖЕТ ПРОБУДИТЬ. В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВЫЕ ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ» Ч. Айтматов).

Каждый человек говорит на своем языке, гордится родной землей, имеет присущие только ему ценности. «Говорят, в капле росы отражается небо, сразу же исчезает, как только упадут на нее первые жаркие лучи или подует легкий ветерок. Ей нужно стать частью океана, чтобы обрести силу и величие». Маленькая капля и

могучий океан... Эти два образа, созданные народным поэтом Калмыкии Давидом Кугультиновым, как нельзя лучше выражают суть взаимоотношений национальной литературы и литературы советской. Как могучий океан состоит из маленьких капель, так и советская литература вбирает в себя те духовные ценности, которые созданы лучшими художниками во всех уголках нашей страны. Но и каждая национальная культура, в свою очередь, питается не только из «собственных родников», она обогащается за счет духовных источников других народов.

В раннем детстве, когда только закладывается основа будущей личности, формируются представления о добре и зле, о чести и достоинстве, о долге, пробуждаются в человеке истоки национальной гордости.

Киргизский писатель Чингиз Айтматов шел от народа, от его нравственных представлений, впитывая лучшие традиции старины и чутко улавливая ростки новой морали. В его повести «Лицом к лицу» старуха-мать рассказывает соседкам о сыне, ушедшем мальчишкой на фронт, добром и самоотверженном, исполненном любви к людям. Рассказывает о том, как зимой, сняв с плеча полушубок, отдал его на станции закоченевшему мальчишке из эвакуированных. Не о щедрости сына она хотела сказать - не в полушубке дело. Вот если у этого мальца-горемыки согреется душа, если с ранних лет поймет, что долг каждого человека делать добро другому, тогда он сам вырастет человеком. «Человек у человека учится добру. И если это, сбудется, значит, сын мой сделал святое дело» Эти слова, определяют в значительной мере позицию самого автора. Его книги - призыв к борьбе со злом, уродством, жестокостью.

Мы не раз встречались в литературе с детской трагедией, произошедшей из-за душевной глухоты взрослых. Мальчик уплыл по реке рыбой, а мы остались на берегу, растерянные и оглушенные, словно пассажиры Белого парохода... Финал повести «Белый пароход» потрясает своей неожиданностью и неизбежностью. Но как бы ни были драматичны, трагичны развертывающиеся в произведении события, главное, как отзовутся они в наших душах. Трагедия очищает. Пусть же и смерть мальчика всколыхнет души живых...

Герою повести «Белый пароход «не хватало родительской ласки, людского участия. Вот и верил он в собственную сказку и сказку, которую рассказал ему дедушка о Рогатой матери-оленихе. Дети, рожденные Оленихой, - начало людского рода. И мальчик, и старый Момун - ее сыновья, они несказанно горды, что принадлежат к этому роду. Момун считает, что человек должен «помнить отцов», принять из их рук эстафету добра. Старик, сам того не ведая учит мальчика быть Человеком.

Расторопный Момун - это вековая мудрость народа, его мораль и чуткая совесть. «Всю свою жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил Момун, а заставить уважать себя не научился» подмечает автор. Он все делает для того, чтобы быть достойным уважения, ничего - чтобы добиться его. В этом заключается способность мудрого старика полностью растворить себя в служении людям.

Но рядом со счастьем идет беда, подстерегает, вламывается в душу... В конце повести Момун впервые в жизни поссорится с зятем, а затем будет вымаливать прощения у осатаневшего браконьера. Он отправится охотиться на маралов и убьет самку... По преданию, тронуть, поднять руку на детей Оленихи, обидеть их -навлечь несчастье на весь свой род на многие годы и поколения.

Автор в произведении показывает, что нельзя нарушать вековые устои нравственности, нормы морали, осквернять национальные идеалы. Они - святыни, которые хранит историческая память народа. И не случайно Ч. Айтматов заканчивает повесть словами: «Детская совесть в человеке - как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастет». Мальчик поставлен перед необходимостью решать для себя сложные, непосильные нравственные проблемы. Детство искренне ужасается злу, с которым свыкаются, взрослея. Ему свойственна вера в добро, справедливость, так важно не потерять ее.

Тяготение к трагическому характеру, трагическому конфликту - одна из особенностей творческой манеры Айтматова.

В повести «Материнское поле» речь идет о духовных ценностях наших современников. Это диалог двух матерей: Толгонай, потерявшей в Великую Отечественную войну и мужа, и троих детей, и Земли - кормилицы как символа неистребимой жизни. О торжестве жизни над смертью и ведут свой скорбный и мужественный разговор Мать - Толгонай и Мать—Земля, чья память хранит проклятье фашизму и веру в добро и разум.

Главная героиня повести прожила большую жизнь. Она связана с землей, полем, крестьянским трудом. Ведь земля неотделима от человека, здесь корни его счастья. Автор считает, что материнское счастье - это народное счастье, судьба одного человека - неотрывная связь судьбы всенародной. Айтматов обращается к психологическому анализу души, раскрывает историю отношений женщин двух поколений: Толгонай и Алиман, свекрови и невестки. Они объединены памятью к погибшим, общим горем. Толгонай, как о своей дочери, заботится об Алиман, поддерживает ее, не оставляет одну в трудную минуту.

Герои Айтматова учатся добру, постигают высшие законы гуманизма. Они дороги и близки нам. Время жестоко испытывает их. Это почти всегда испытание на человечность. «Испытать себя, почувствовать свои внутренние силы - без этого невозможна полноценная жизнь», - утверждает Чингиз Айтматов.

Духовное Богатство любого народа становится достоянием всех Национальностей, которое с каждым днем пополнятся, это счастье Бесконечных открытий и встреч с прекрасным. И если «родное слово... может пробудить в человеке первые истоки национальной гордости», то каждый писатель, каждый поэт должен думать, как его слово отзовется не только в душах земляков, но и душах его соотечественников.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области