.АЯ библиотека!

Учебная

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области - Светлана Велитарская (школа 117). «НЕЛЬЗЯ, ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ТЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолио-Кюри).

***

Министерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образованияСветлана Велитарская (школа 117).
«НЕЛЬЗЯ, ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ТЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолио-Кюри).

Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.

Н. Рубцов

Это она, моя душа, наполнила все вокруг беспокойством, недоверием, ожиданием веды. Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас... нам только кажется, что мы преобразили все... мы внушаем севе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с ней...

В. Астафьев

26 апреля выла печальная годовщина со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Со временем мы почему-то стали забывать о жертвах этой катастрофы, лениво пробегаем глазами строчки статей об участниках тех трагических событий. Такова людская сущность, но все это до очередного экологического взрыва. Гром грянет - мы вспомним и Спитак, и Чернобыль, обратимся к великим пророчествам, которые вобрало в себя Откровение Святого Иоанна Богослова: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобию светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки... «

Разве мог предположить в конце XIX века Беккерель, исследовавший излучение ряда химических элементов и обнаруживший, что уран самопроизвольно создает радиоактивное излучение, чем закончится эпопея «приручения и покорения» атома.

Да, бурные открытия в этой области привели к тому, что сейчас использование ядерной энергии является очень выгодным. При разрушении одного грамма урана получают столько энергии, сколько выделяется при сжигании нескольких тонн каменного угля. Но в, то же время атомная энергетика таит в себе огромную силу, которая может быть направлена против человека. Даже сами мирные атомные станции представляют собой своеобразную бомбу, грозящую человеку.

Пример тому - взрыв на Чернобыльской АЗС 26 апреля 1986 года. Этот день в истории человечества отмечен знаком беды. Местность вокруг Чернобыля (в переводе с украинского это слово обозначает полынь) была просто сказочной. Люди приезжали сюда отдыхать семьями на целое лето. Собирали грибы, ягоды, готовили запасы на зиму, ловили рыбу, купались. Но вот пришел черный день, и бомба, сотворенная человеческими руками, взорвалась...

Долгие годы мирный атом преподносился как верх Безопасности и экологической чистоты. Авария на Чернобыльской АЭС еще раз показала, что люди не до конца освоили ту энергию, которую сами вызвали к жизни.

Но это лишь часть проблемы. Есть еще и другая – ядерное оружие. Один американский бизнесмен, побывавший в Чернобыле, писал: «Я видел города, в которых не было ни одного человека...

Если бы люди видели это, они бы сразу поняли, что атомное оружие надо уничтожить... «

К сожалению, для многих политиков и правителей Чернобыль - это еще не аргумент. А мирные «обыватели» (я и себя причисляю к этой категории людей) тоже не торопятся оглянуться вокруг себя, увидеть «маленький Чернобыль» там, где живут. Хочется верить, что когда-нибудь, устав от потерь и разочарований, человек научится соизмерять разумное, вычислять необходимое, хозяйничать, ничего не губя, никому не вредя.

Но кто-то должен помочь «растревожить совесть», «разбудить душу» человека. Уместно, я считаю, обратиться к слову. Литература всегда силой своего слова звала к активному неприятию зла и разрушения (я имею в виду подлинное, высокое слово).

Мне близка по духу публицистика Валентина Распутина.

Еще в начале 70-х годов, в эпоху застоя, в «Комсомольской правде» можно было увидеть его статьи и очерки, которые привлекали внимание общественности, да и просто честных людей, к волевым, тревожным проблемам современности. В последующие годы творческая деятельность В. Распутина богато насыщена художественной прозой. И вдруг в 80-е годы вновь возвращение к публицистике. Чем же объяснить такой поворот в литературной судьбе Распутина? По собственному признанию художника, он - «вынужденный» публицист, и его вынужденность - не вымученность, а невозможность молчать, мириться, оставаться спокойным в то время, когда «глаза видят, уши слышат, душа болит».

Книга публицистических статей «Сибирь, Сибирь... », наверное, для нас, сибиряков, - это своего рода Откровение. Откровение - предупреждение о том, что невозможно покорить природу, не изломав ее, о ненужности покорения, необходимости диалога с ней на равных.

Боль и тревога В. Распутина - Байкал. Его так долго «покоряли», «открывали» в нем неиссякаемые возможности для службы на благо человека, что нарушили естественную биологическую структуру озера. «Для кого мы построили этот город, разве для человека?..

Ибо человеку уже сейчас нельзя жить в этом городе. И живут люди там потому, что не знают об условиях, в которых существуют, не знают, чем они дышат, что пьют», - пишет Распутин в очерке «Байкал». Мы уже знаем, что дети, рожденные и живущие в таких городах, физически больны, страдают аллергическими Болезнями, раздражительны, плохо усваивают школьную программу. Вот и выходит, что забота о здоровье детей, нынешних и будущих, - это забота о нравственном здоровье общества XXI столетия. Вопрос о Байкале, Ангаре, Иртыше давно уже перестал быть экологическим и перешел «в разряд нравственных. «Нуждаясь в рабочей силе, во сто крат нуждается Сибирь в жителе, который мог бы быть ей сыном, радетелем и патриотом, который, и, преобразовывая ее, делал бы это не с холодным сердцем для кого неизвестно, а для собственных детей и внуков», - утверждает В. Распутин.

В очерке «Земля твоя и моя» слышится голос самой Сибири, к которому давно пора прислушаться: «... не надо меня больше покорять, я давно покорена и принадлежу вам, не надо по старине смотреть на меня как на пригодную для жизни сторону, а пора принять меня как Родину, без коей остальная родина не существует, и как к родине относиться ко мне с любовью и заботой».

Эту мысль Валентин Распутин утверждает почти в каждой своей статье: уважайте свою землю, свое Отечество.

Любить природу - любить Родину. Природа - венец творенья, она дана нам, чтобы мы могли вволю пить, чистую воду, дышать чистым воздухом, любоваться державной ее красотой. Она никогда не отказывалась помочь человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота - непогубленной, воздух - незасоренным, а жизнь в ней и вокруг нео-неиспорченной. Это, прежде всего, необходимо нам, ведь сам человек - неповторимое творение матери - природы. В. Распутин неустанно напоминает о нерасторжимости человека и природы. Никогда человек не обретет внутренней гармонии, пока «не найдет общего языка с природой - не просто договорно-общительного, но уважительного».

Публицистическая повесть В. Распутина «Пожар» призвана показать нам, что же будет с сообществом людей, перешагнувшим через нравственный порог вечных заповедей: «не убий», «не укради», «не навреди». Сюжет повести, как и всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня.

Писателя интересует человек. Что же с ним происходит? Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находит покоя, мечется, болит, стонет. Центральный герой повести - шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму природу в образе многострадальной земли, на которой стоит Сосновка.

Прошло 20 лет со дня затопления Егоровки. Человек научился управлять водой: он повернул реку, заставил ее обрушить воды на малые деревеньки, где жили землепашцы, животноводы - люди, - понимающие и любящие природу. За 20 лет после затопления люди научились беспробудно пить, стали чужими друг другу. Кажется, вода затопила не многострадальные малые деревеньки, а души людские, напрочь смыв с них милосердие, сострадание, доброту и другая стихия - пожар - полыхает в новоявленной Сосновке. И не случайно почудилось шоферу, что горят не склады, а его душа. Так и пройдут через всю повесть два пожара, связанные воедино логикой человеческого поведения. Но не верится Ивану Петровичу, что люди могут нажиться на беде, не боясь потерять себя, свое лицо. Все идет к этому: люди направляют на свое собственное духовное «уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Пожар высветит нравственное состояние общества, поможет увидеть то, что в Библии названо концом света.

Не смогли люди, привыкшие к хлеборобскому постоянному, на одном месте делу, прижиться в новом поселке. На это еще полбеды, что не прижились. Беда в том, что стали приспосабливаться, перенимать худшее. Да и было у кого: леспромхозу нужны были рабочие руки, вот и понаехали сюда сезонники, шабашники, люди воз кома, Без двора - «перекати-поле». За четыре года в Сосновке из-за пьяной стрельбы да поножовщины погибло почти столько же народу, сколько в шести деревеньках, слившихся в Сосновку, за войну.

Продовольственный склад горел вовсю, сбежался едва не весь поселок, но не нашлось пока никого, кто сумел бы организовать его в одну разумную твердую силу, способную остановить огонь. Люди научены только лес валить, ломать, не раздумывая.

В повести появилась новая категория людей - архаровцы. Это синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства: лишь вы мне было хорошо, за это «хорошо» я со всеми сделаю что угодно.

Свет перевернулся не сразу, не одним махом: начиналось с малого - с хищнического истребления леса, где главным был план, деньги. Сгоревшие продукты, прочие товары можно восстановить, но «вряд ли когда-нибудь оживут угасшие надежды, начнут плодоносить с такой же щедростью выжженные поля былой доброты и справедливости».
«Молчит земля. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» - этими вопросами заканчивается повесть, похожая на волевой вопрос, который задает сама жизнь.

Многие ученые мира склонны связывать стихийные явления в природе: эемлятрясения, обвалы, сели, наводнения - с агрессивной деятельностью человека. Создается такое впечатление, что сала природа посылает предупреждение: одумайтесь, пока не настал последний день, пока «не вострубил четвертый Ангел беды».
«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области