.АЯ библиотека!

Учебная

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Министерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образованияМинистерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образования

ДВЕНАДЦАТЬ экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области
Омск - 1993

 

В материалах сборника - сочинения медалистов г. Омска и Омской Области. Мы адресуем их учителям русского языка и литературы, учащимся старших классов и абитуриентам.

В приложении к сборнику даны методические рекомендации «Как писать сочинение»

Составители:
Л. Ф. Ойдинская, старший преподаватель кафедры художественной культуры ОмИПКРО.

Рецензенты
П. К. Нефедова, к. п. н., зав. кафедрой художественной культуры ОмИПКРО.
Т. С. Жолнерчук, учитель-методист, отличник просвещения РФ.

Редактор выпуска
Ю. В. Маковский, к. п. н., ректор ОмИПКРО.

Издательство ОмИПКРО, 1993.

 

Вариативные программы и представленное учителю и учащимся право выбирать художественные произведения для текстуального изучения определили изменения в проведении экзаменов по литературе, в частности, повлияли на характер тем экзаменационных работ.

В процессе обучения и подготовки к экзамену сегодня лучше не предлагать темы, в которых определяется конкретное произведение и конкретный образ героя, как это было прежде, например: «Протест Катерины против «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Ведь в соответствии с новой программой могут быть выбраны и другие произведения Островского, кроме того, изучается не только критическая статья Н. А. Добролюбова, но и статьи А. А. Григорьева «После грозы» Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу». Нельзя предлагать и социологизированные темы, широко распространенные в недалеком прошлом, такие как «Роман «Что делать?» - книга пророчества и напутствия», «Враги народа о поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (следует подчеркнуть, что речь идет не об отказе от изучения этих произведений, а только о более корректной формулировке тем сочинений).

Если раньше главным критерием оценки сочинения выдвигалось «правильное понимание темы» (предполагалось при этом, что «правильным» является только одно единственное толкование произведения - то, которое задано программой и учебником), то нынче главным критерием становится умение изложить собственные суждения о произведении. Исходя из прежде существовавшего требования «правильно объяснить события и поведение «героев», экзаменатор по существу получал право по своему произволу объявить ошибочной любую попытку самостоятельной аргументации мыслей экзаменующегося, Ныне действующее требование аргументировать сбои мысли в сочинении в принципе исключает возможность произвола при оценке письменных работ: идеологические мотивы и соображения на оценки сочинений влиять уже не могут.

Таким образом, со всей уверенностью можно заявить, что выпускникам и абитуриентам на экзамене гарантируется свобода мысли, свобода слова и свобода творчества.

Вместе с тем, критерии оценки сочинений, связанные со способами изложения собственных мыслей экзаменующегося, ориентируются на здравый смысл и в этом отношении сохраняют свою преемственность с прежде действовавшими у нас и ныне действующими во всем мире критериями. Это - доказательность, привлечение материала, важного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения, соразмерность частей и логичность переходов между ними.

Итак, психологическая проблема экзаменационного сочинения, связанная со своеобразным «комплексом сочинительской неполноценности» времен «развитого социализма», вполне разрешима. На письменном экзамене по литературе не требуется ничего, кроме демонстрации умения передать свои мысли о прочитанном.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Знание - Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области