.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика Что может бригада

Что может бригада - Микроклимат бригады

Микроклимат бригады

По предложению партийного комитета завода было проведено пилотажное исследование в бригадах цехов — механосборочного, механического и инструментального. Цель исследования: выяснение социально-психологических отношений при бригадной организации труда. Для определения этого использовалась социометрическая методика Морено, которая позволяет увидеть бригаду как бы «изнутри», оценить ее работниками самой бригады. Для получения полной картины при анализе и обработке результатов сравнивались три производственные бригады указанных цехов.

Вот некоторые данные результатов исследования. Для удобства условно обозначим бригаду механосборочного цеха — № 1, бригаду инструментального — №2, бригаду механического — № 3. Удовлетворенность характером работы, условиями труда и организацией труда более высокая в бригаде № 3, чем в бригадах № 1 и № 2. Коллективы всех трех бригад дали самую высокую оценку коллективной форме организации труда.

Все бригады самую низкую оценку дали работе оборудования. Самая низкая оценка перспективы роста (имеется в виду профессиональный и служебный рост) прослеживается в бригаде № 1. Межличностные отношения (удовлетворенность своей работой, бригадой и отношениями с товарищами) гораздо хуже в бригаде № 1, чем в бригадах № 2 и № 3.

Получены такие индексы (лучший и максимальный равен единице): удовлетворенность коллективом бригады в бригаде № 1 — 0,78, в бригаде № 2 — 1, в бригаде № 3— 1; удовлетворенность отношениями с товарищами соответственно составляет 0,64, 0,86, 0,94.

Взаимоотношения в бригадах. Удовлетворенность взаимоотношениями в коллективе является одним из основных критериев благоприятного психологического климата, который существенно влияет на производительность и эффективность труда.

Что же такое бригада глазами самих рабочих? Это монолитный единый коллектив или временная единица случайно объединенных людей? Работники бригад № 2, №1, №3 сами дают ответы на эти вопросы: взаимная требовательность, сотрудничество, уважение друг к другу, взаимная доброжелательность, личные симпатии друг к другу — все эти качества очень развиты в бригадах № 2 и № 3. В бригаде № 1 они значительно слабее. Может быть, это случайность? Анализ ответов по конфликтным ситуациям между работниками бригады это опровергает. Так, в бригаде № 1 чаще бывают конфликты, связанные с производственными трудностями, распределением отпусков неудобной сменностью. Наиболее частые конфликты между работниками бригады № 2 происходят из-за плохих условий труда. Меньше всего конфликтных ситуаций в бригаде № 3, но и здесь «яблоком раздора» является распределение отпусков.

Отношения к бригадирам. Работникам бригад задавался вопрос: «Довольны ли вы в целом своим бригадиром?» Получены следующие ответы: «Вполне доволен» (в бригаде №1—40%, в бригаде №2 — 83,3%, в бригаде № 3 — 100 %); «совершенно не доволен» — ответивших на этот вопрос нет; «Не могу сказать» (в бригаде № 1 — 60%, в бригаде №2 — 16,7%, в бригаде №3 — 0 %).

С позиции психологии ответы о бригаде № 1 можно рассматривать как потенциальный источник конфликтов. Очень хорошо оценил своего бригадира коллектив бригады № 3. Закономерным является и то, что при выборе на должность бригадира при «искусственно созданной ситуации» бригадиру 1-й отводится только вторая роль, а бригадиры 2-й и 3-й при аналогичном положении были вновь избраны на эту должность.

Создается впечатление, что бригадир 1-й по всем параметрам уступает бригадирам 2-й и 3-й, но так однозначно утверждать нельзя. Например, как производственник (советчик и лидер в работе) он не имеет себе равных. Бригадир 1-й по этим критериям не только значительно опережает товарищей по работе ( + 11 выборов), но и коллег по должности в бригадах № 2 и № 3 (соответственно + 7, +6).

Исследования социально-психологических отношений в бригадах имели не только познавательный и информационный характер. Они потребовали рассмотреть вопрос о человеке в бригаде. И партком этому вопросу уделил самое пристальное внимание.

***

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить