.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика ... Осилит идущий.

... Осилит идущий. - Записки командира ССО

***

ЗАПИСКИ КОМАНДИРА ССО

День первый — первый конфликт.

Вот и начинается мой третий трудовой семестр. Мой отряд небольшой — всего 25 человек. Меня не пугают трудности, но уже сейчас я почувствовал, что быть командиром не так просто, как кажется на первый взгляд. Вчера мы прибыли на место дислокации — совхоз «Тарусский». Директор совхоза отсутствовал, и вообще нас встретили как-то странно, без особого энтузиазма: не поздравили с началом третьего трудового, долго не могли решить жилищный вопрос. Я невольно стал искать поддержки у кого-то, объяснений. Но вовремя вспомнил, что поддержки и объяснений ждут от меня мои бойцы.

— Не в санаторий приехали, — с укоризной говорит Мария Семеновна (зав. клубом, в котором нас собираются поселить).

Да, не в санаторий. И чего я, собственно, ждал: встречи с музыкой, горячих объятий директора совхоза и гостиничных номеров? Нет, конечно. Но почему-то казалось: раз мы здесь нужны, то и встреча должна быть соответственной.

Васька Шустров скорчил недовольную мину — сейчас что-нибудь выдаст.

— Мужики, а зачем нам вообще эти постели? Давайте спать на полу! А еще лучше, на улице, «под сенью древ тысячелетних» — романтика!? Ну, что вы скисли?.. Комиссар, скажи что-нибудь о комсомольцах 20-х годов, про холод, голод, про энтузи...

— Прекрати паясничать, — оборвала на полуслове комиссар Валя Ефименко, — тоже мне, боец... И замолчала. Валентина первый раз в стройотряде, но пользуется авторитетом среди ребят. Она волевая, Валька-Волька.

Замечаю на лицах ребят растерянность и ловлю себя на том, что я тоже несколько растерян. Придется привыкать следить за собой, за своим настроением, ведь отряд как зеркало отражает настроение командира.

Принимаю бравый вид: «К вечеру все будет в порядке. Пока благоустраивайтесь. Все». Оставляю Вальку за старшую. Бегу разыскивать директора. Не буду описывать эти поиски и длинный разговор с Василием Семеновичем. Однако к вечеру «постельный вопрос» был решен. Вся злость у меня почему-то прошла. Ведь, если разобраться, я же и виноват в этом инциденте. Еще когда договор заключали, надо было четко договориться обо всех «мелочах» быта. А я только и думал о выгодной работе. Но, если задуматься, заработок зависит от выполнения плана, выполнение планового задания — от производительности труда, а она, в свою очередь, помимо стройматериалов, погодных условий и прочего, зависит и от настроения бойцов. Ну, а рабочее настроение в прямой зависимости от условий быта, организации досуга, полноценного отдыха.

Обо всем этом я начал задумываться лишь теперь. Но размышления размышлениями, а вчерашний день прошел. Все утрясается. Через 15—20 минут подъем, и начинается первый трудовой день нашего отряда. За эти полтора месяца нам .предстоит построить весовую и провести капитальный ремонт телятника. Всего две фразы: «построить», «провести ремонт», а за ними стоят полтора месяца жизни, работа, новые знакомства и, как говорится, радость побед и горечь поражений.

День третий — втягиваемся.

Загораем. Нет, разумеется, не третий день, а только сегодня. Нет бетономешалки. Два дня вели подготовительные работы. Что я узнал за эти два дня? Чему научился? Больше всего опасался за Ваську Шуст-рова и его компанию. Думал, от этих толку не будет, им бы все шуточки — несерьезный народ. Но до работы они злые. Самую грязную, неблагодарную работу делают так, что засмотришься. Вот, к примеру, чистили вчера телятник (подготавливали для бетонирования). Грязь, вонь, а Васька лишь шуточки отпускает да работает. Девчонки тоже молодцы. Их у меня всего шесть человек (включая комиссара). Вчера Василий Семенович приезжал посмотреть, как мы работаем. Девчонки как раз штукатурили. Он посмотрел так хмуро, недоверчиво, а потом вдруг сказал: «Неплохо,., профессионально!»

Надо ли говорить, как приятно было девчатам слышать такое о своей работе. Даже на ужин не хотели идти: «Подождите, немножко осталось». (Для себя сделал вывод, что похвалить во время работы, поддержать энтузиазм, увлеченность трудом гораздо важнее, чем разглагольствовать о качестве и количестве вне работы. И главное — действенней. Результаты налицо: работу, рассчитанную на два-три дня, девчонки сделали за один день. Причем сделали так, что залюбуешься.)

Зато Серега Маров и Леха Яковенко меня удивили. Серьезные вроде парни (Серегу я даже в комиссары предлагал). И вежливые, и дисциплинированные, но работать не любят. Не знаю, может, у меня сложилось необъективное мнение, ведь только третий день работаем, но это классические сачки. Зачем записались в стройотряд — непонятно? Вот и сейчас: Васька опять ругается — не знает, куда себя деть, а они, похоже, даже довольны. Не волнуются. Сидят и не спеша, с достоинством покуривают.

Вообще, простой — бич ССО. Ведь если постоянные рабочие привыкают к этому (там, где нет правильной организации труда) и воспринимают это спокойно : есть работа — работаем, нет ее — отдыхаем, то в ССО это удар по моральному состоянию бойцов.

Вспоминаю прошлогодний стройотряд: там простои были систематическими. Я тогда был просто бойцом, поэтому несколько по-другому воспринимал все это. В конце концов строительный отряд превратился в отряд бездельников: привыкнув целыми днями загорать и свыкнувшись с мыслью, что уже наверняка ничего не заработаем, мы уже не возмущались, а мечтали о том, чтобы завтра и послезавтра чего-нибудь не хватало, чтобы не работать. В конце концов нас перекинули на другой объект, но восстановить трудовой энтузиазм было значительно сложнее.

Нельзя допустить этого, ведь многое и в моих силах!

После долгих поисков я обнаружил несколько бетономешалок в Петровке, во втором отделении совхоза.

Разговор с директором:

— Послушай, я тебе все объясню, — говорит Василий Семенович. — Через неделю во втором отделении сдают целый комплекс животноводческих помещений, сейчас там закончат бетонные работы. Два-три дня — и тебе дадут хоть две бетономешалки.

— Поймите, нам нельзя сбивать темп. Ведь у нас стройотряд, а не дикая бригада. Многие ребята с трудом втягиваются в работу. И это неудивительно, ведь большинство впервые в ССО. Такое неритмичное начало работ приведет к удлинению периода «раскачки», а значит, мы не успеем сделать все, что намечено по договору. К тому же во втором отделении некоторые бетономешалки не используются.

Наверное, я говорил не очень убедительно, и Василий Семенович принял мои объяснения за новый прием «выбивания» техники. Однако все-таки уступил и пообещал, что утром бетономешалка будет.

День четвертый — о чем говорит статистика?

Действительно, утром старенький трактор приволок какое-то чудовище, которое при максимуме терпения и упорства могло служить бетономешалкой. Работа пошла! Горячий выдался денек: солнце палило нещадно, но ребята не раскисали от жары, а, наоборот, еще больше разогревали себя в работе. Даже Ле-хе и Сергею передался общий настрой, и они работали вполне удовлетворительно.

Сейчас вечер, но настроение у меня по-прежнему отличное, да и у моих ребят и девчат тоже. После хорошей работы приятно отдохнуть. На крыльце тихонько бренчат гитары. Наверное, Василий обменивается репертуаром с местными. Да, пора приступать к выполнению культмассовой части договора.

Невольно тянет на философские размышления.

 

*** Мы будем работать, чтобы вытравить проклятое правило: «каждый за себя, один бог за всех»... Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех»...

В. И. Ленин

 

Еще в подготовительный период я случайно познакомился с данными социологических исследований. Некоторые из них выписал себе в блокнот, чтобы узнать, в чем сходство и отличия моего отряда от типичного «среднеарифметического». Все бойцы ССО в исследовании условно делились на четыре группы: студенты, поступившие в вуз сразу после окончания школы — «школьники», едущие первый раз, второй и больше; «производственники» (работавшие до поступления в вуз), едущие первый раз, второй и больше. Внутренние мнения групп довольно однородны (например, ответы юношей и девушек практически совпадают). На один из вопросов анкеты: «Попробуй сформулировать причины, по которым ты записался в стройотряд» — получены следующие ответы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Участие в ССО Категория Материальные факторы, % Нематериальные факторы
1 раз «Школьники» 25 75
  «Производственники» 43 57
2 раза «Школьники» 24 76
и более «Производственники» 27 73

Таким образом, лишь половина «производственников», участвовавших в ССО один раз, выделила материальный фактор как один из важнейших. В дальнейшем, что легко видно из таблицы, этот фактор существенно уменьшает свою роль.

Посоветовался с комиссаром. Решили провести анкетирование в отряде прямо сегодня.

На основе анкетирования тоже хотел составить таблицу, но ответы были столь единодушными, что не было нужды разделять опрашиваемых на «школьников» и «производственников». Нематериальные факторы признали только двое (т. е. 8 процентов). Это комиссар Валя и Татьяна Сподаренко. Я невольно начинаю задумываться: почему у меня такие результаты?.. Неужели мои ребята — рвачи? И ловлю себя на том, что я-то в первый раз ездил тоже из материальных соображений.

Еще один пункт из записной книжки. «Что привлекает тебя в ССО?» Оценивались по десятибалльной шкале такие факторы:

а) возможность заработать;

б) получение полезной специальности;

в) красивая форма;

г) романтика вообще;

д) хочется поработать и проверить себя, свои силы и возможности;

е) в ССО наглядно видны результаты собственного труда;

ж) в некотором смысле случайность;

з) ССО — тоже отдых;

и) совместная работа с друзьями; к) самовоспитание.

Потом в каждой категории данные усредняли, получали следующее (см. таблицу 2).

Таблица 2

Участие в ССО Категория а б в г д е ж з и к
  «Школьники» 7,4 5,6 3,7 7,0 7,4 6,0 1,8 9,7 7,9 6,3
1 раз «Производственники» 7,3 6,6 4,0 6,4 8,3 7,4 1,6 5,3 8,4 6,2
2 раза «Школьники» 8,6 7,0 3,0 6,2 6,4 7,3 2,3 5,6 7,9 6,6
и более «Производственники» 7,1 6,9 2,8 5,7 7,0 7,1 1,1 5,5 8,1 6,9

Выехавшие один раз «школьники» выделяют в качестве главных мотивов «совместную работу с друзьями», «возможность заработать», «романтику». Однако у тех, кто выезжает в ССО несколько раз, наглядно видно изменение мотивов: сохраняются «возможность заработать» и «совместная работа с друзьями», но добавляются такие важные для воспитания будущего молодого специалиста факторы, как «в ССО наглядно видны результаты собственного труда», «получение полезной специальности».

«Производственники», как более опытные люди, реальнее относятся к стройотрядовским проблемам, поэтому основные факторы не меняются по мере увеличения количества выездов. Это «совместная работа с друзьями», «возможность заработать», «хочется проверить себя, свои силы и возможности», «в ССО наглядно видны результаты своего труда».

Бойцы моего отряда в основном согласны с этими мотивами. Вот усредненные результаты нашего анкетирования (см. таблицу 3).

Таблица 3

а б в г д е ж з и к
8,6 5,5 0,5 5,6 6,4 7,7 0,5 3,4 7,8 4,7

Они выделяют: «возможность заработать», «совместная работа с друзьями», «в ССО наглядно видны результаты собственного труда». То есть, помимо материального фактора, который, безусловно, был и остается одной из важных составляющих, существует немало других объективных причин. И если на одну чашу воображаемых весов положить материальные мотивы (пункт а), а на другую — факторы морального удовлетворения (пункты е, г, д, и), то, бесспорно, моральные факторы перевесят материальные. Чтобы окончательно убедиться в этом, я решил провести еще один эксперимент: объявил, что на втором отделении работают шабашники (это и на самом деле было так). Им нужен один (именно один!) человек для работы на бетономешалке. Работы недели на две, а получить можно в два-три раза больше, чем в нашем стройотряде за месяц. Дело выгодное. Если кто пожелает, могу отпустить.

Желающих не нашлось! И это несмотря на то, что большинство моих бойцов назвали главным мотивом выезда в ССО «желание заработать».

Впереди много горячих деньков, а может быть, и простоев. Впереди пол-лета!

День десятый — день ударного труда.

Откровенно говоря, я боялся этого дня. Ребята у меня, конечно, все сознательные — комсомольцы. Но я невольно вспоминаю, как проходил этот самый день ударного труда год назад. Наш командир тогда, помню, как-то криво усмехнулся и сказал, что, мол, сегодня «праздник труда», т.е. работаем бесплатно. Потом добавил: «Кто будет сачковать — спишу по трудодню». И все. Лишь позже мы узнали, что деньги, заработанные в этот день всеми отрядами, перечислены в Фонд мира. Заработали мы тогда мало, работали с прохладцей.

Конечно, не хотелось повторения такого «праздника». Поэтому еще неделю назад я поговорил с комиссаром:

— Давай не будем сейчас говорить о предстоящем дне ударного труда. А ты подготовишь бойцов направленными политинформациями, в которых будешь уделять особое внимание фактам братской помощи социалистическим и развивающимся странам, борьбе за мир.

— Перестраховщик ты, — улыбнулась Валентина, — ребята и так бы все поняли, без всяких там направленных политинформаций. Мы же не первый месяц с ними работаем.

Я, наверное, действительно перестраховщик. Точнее, первые дни научили меня, готовя мероприятие, продумать все детали. Впрочем, я был уверен почти во всех ребятах, но вдруг найдутся один-два, которые испортят всем настроение своим обывательским «очень нужно».

Боялся я напрасно. Конечно, тематические политинформации тоже принесли свои плоды. Помню, на одной из них Валя говорила о том, что рабочие и колхозники перечисляют деньги в Фонд мира, о том, для чего необходимы эти деньги. И девчонки-первокурсницы (они впервые в ССО и не знали о существовании дней ударного труда) предложили отработать один день в Фонд мира. Как жаль мне было разочаровывать их в том, что не они первые выступили с этой инициативой, что уже запланирован такой день ударного труда, но в то же время радостно, что они прочувствовали это, поняли сердцем.

Объектом работы в день ударного труда было избрано помещение почтового отделения. За его ремонт Василий Семенович обещал нам приличную сумму. После того, как договорились, он укоризненно заметил:

— Такие молодые, а уже смотрите, где бы подша-башить...

— Да мы, Василий Семенович, хотим в Фонд мира его отремонтировать.

— Ну, тогда молодцы,— улыбнулся он, — только не успеете, поди, за один-то день, ребятки...

— Да я думаю, вместе с вашими комсомольцами общими усилиями справимся.

Признаться, я не ожидал, что на наш воскресник придет столько народу. То ли с помощью «деревенского телеграфа», то ли какими-то другими путями, весть о дне ударного труда в Фонд мира облетела все село. Не только комсомольцы, но и пенсионеры-ветераны войны и труда с орденскими планками на груди пришли положить свой кирпич, вбить свой гвоздь во имя хорошего дела. Прямо какая-то демонстрация! Даже ребятишки прибежали помогать и делали то, что им по силам. Работали, как любят писать в газетах, «с огоньком». Красиво работали! А как приятно сознавать, что ты делаешь два полезных дела сразу: помогаешь и одновременно вносишь свой, пусть небольшой, вклад в дело мира, ощущаешь себя частицей народа, борющегося за великое дело — за мир во всем мире. Хочется сказать что-то возвышенное, но к чему красивые слова, пусть дела говорят сами за себя.

Уже к обеду ремонт был закончен. Обедали вместе. Всего за несколько часов совместной работы мы познакомились, подружились и даже узнали, кто на что способен. Ведь в труде и только в труде можно узнать человека по-настоящему.

День двенадцатый — что же делать?

У нас ЧП — драка на работе.

С утра я поехал договариваться насчет досок (для обшивки домика на весовой). Конечно, до этого еще далеко, сейчас и так работы полно. Но вдруг достать их окажется сложным делом, а, значит, в будущем не миновать простоев. Наверное, за это «а вдруг...» Валя и зовет меня перестраховщиком. Но иначе я уже не могу. Приехал к обеденному перерыву. Все существо мое ликовало. Своими глазами видел: на центральной усадьбе полно пиломатериалов. Доски любой толщины, бруски, бревна — все, что душе угодно. Значит, можно работать спокойно!

Зашел в столовую и сразу почувствовал, что-то не то. Лица у всех растерянные. У Васьки Шустрова под глазом синяк.

— Что случилось, Валюха?

— Да ты не пугайся, ничего страшного. Садись, ешь. Я тебе все расскажу.

Тут только я заметил, что в столовой нет Сереги Марова и Лехи Яковенко, и начал кое-что понимать.

Еще в первые дни был серьезный разговор с Ле-хой и Серегой. Я, конечно, грозить им не мог, но все парни сказали, что сачков у себя в отряде терпеть не будут. Они будто бы поняли и все эти дни работали не хуже других (значит, могут, умеют). «А сегодня, — рассказывала комиссар, — прямо не знаю, какая муха их укусила. Демонстративно сидели и ничего не делали, да еще выступили, что, мол, сегодня они с прохладцей, но работают, а завтра пусть кто-нибудь другой. Тут Васька Шустров вспылил. Ну, Леха слегка приложил ему под глаз. Другие парни тоже не выдержали, вскочили. «Мы, — говорят, — вас приучим к труду». И ряд выражений... Короче, подрались...»

Я, признаться, немного растерялся. Что сделать, неясно. Валя считает, что все пройдет и так.

День четырнадцатый — вот что значит самолюбие!

Не буду писать о производственных трудностях — их, как всегда, много. Но убедился — все они разрешимы. Главная радость у меня сегодня — это то, что Маров и Яковенко перекрыли дневное задание, да еще помогали другим. Я глазам своим не поверил. Конечно, драка — не решение проблемы. Но я и не предполагал, что этот «урок» может иметь такие результаты. Очевидно, самолюбие не позволило им уехать или «замкнуться в себе», как это обычно бывает. Конфликт вроде бы исчерпан, но с Васькой Шустровым они по-прежнему не ладят. При каждом удобном случае и он, и они стараются сказать друг другу что-нибудь неприятное. Сегодня опять чуть не подрались. Надо постараться их помирить. Но как?

Зато у них появился новый друг Петька Васильков или просто Петро, как уважительно называют его парни. Он из тех, кого в социологических исследованиях называют «производственник», отслужил в рядах Советской Армии. Парень физически сильный, работает здорово. Теперь они работают втроем: Леха, Серега и Петро. И я подозреваю, что их сегодняшний рекорд — результат не конфликта, а спокойного разговора с Петро, который состоялся вечером. Черт возьми, даже не верится, что они могут так работать!

Любопытно провести параллель между трудовым семестром и первыми двумя. Ведь в каждой учебной группе есть так называемые «середняки»—троечники. Учатся с прохладцей, а порой и вовсе «заваливают» некоторые экзамены и сдают их только со второго, а то и с третьего раза. Это, по сути, те же сачки, только отношение к ним часто другое: более миролюбивое, а точнее сказать — равнодушное! Почему?

Первое, что приходит в голову, — это то, что в стройотряде нетерпимое отношение к лентяям диктуется материальными соображениями. Но ведь и учебная группа тоже материально страдает от бездельников.

Решение, как мне кажется, в тех же принципах коммуны. К примеру, если бы стипендию группы делили поровну, на всех студентов, то, наверное, отличники уже не относились бы равнодушно к чужим провалам, они были бы уже не «чужими», а их собственными провалами? Нет, это не сработает!.. Очевидна необходимость переноса опыта трудового коммунистического воспитания (а именно — опыта ССО) на учебный процесс. Но как это сделать — остается пока не решенной задачей не только для меня. И еще одно, меня восхищает Петро. Ведь нашел он такие слова, которые убедили парней перебороть в себе обиду на товарищей и начать работать по-настоящему, несмотря ни на что. Петро не имеет педагогического опыта, зато имеет немалый жизненный. Да и не о высоких материях он с ними говорил, а скорее всего по-свойски, по-товарищески о чем-то. О чем?

Вот, наверное, таких «петро» не хватает нам часто в учебных группах...

День двадцатый — шефский.

Откровенно говоря, шефской работой мы занимались немного. Разве что Васька Шустров. Его детство прошло без отца. А когда подрос — стал в доме за старшего, заботился о двух маленьких сестренках. Наверное, поэтому он легко нашел общий язык с сельской ребятней, и они чуть не каждый день встречали его с работы. Сегодня, в воскресенье, мы решили посвятить свой досуг деревенским ребятишкам. Инициаторами были, конечно, Василий и комиссар. Решили организовать своеобразный детский клуб «Малышок».

С утра зарядил дождь, а мы начали репетицию. Замысел Василия был довольно смел, и поначалу я даже не верил в реальность постановки новой серии «Ну, погоди!» за один день. Где будет на этот раз гоняться Волк за Зайцем? Ну, конечно, у нас, в стройотряде. Главный режиссер — В. Шустров. Он сделал Волка положительным персонажем — инспектором по ТВ, а Зайца — нарушителем техники безопасности и устава отряда. Честное слово, получилось здорово!

Целый день шла репетиция, а вечером наш клуб наполнился веселыми голосами сельских ребятишек. И хотя из-под маски совсем не страшного Волка выглядывала добродушная физиономия Василия, а в Зайчишке все узнали маленькую Таню Сподаренко, спектакль получился интересным даже для нас, так как нарушители ТБ узнали во многих ситуациях себя. Мальчишки и девчонки от души смеялись и хлопали в ладоши. Оказывается, от шефской работы тоже можно получать удовольствие. В конце представления Волк и Заяц подарили малышам книжки с картинками. Ребятишкам не хотелось уходить из только что созданного нового клуба «Малышок». До поздней ночи мы вместе с ними пели песни про Чебурашку и Крокодила Гену и другие.

День двадцатый — снова анкеты.

Наша работа подходит к концу. Еще несколько дней, и сдаем объект. Теперь уже наглядно видно то, что мы сделали за этот месяц. Мы по очереди и все вместе взвешивались на новенькой весовой, построенной своими руками.

Сегодня я вновь решил заняться социологическими исследованиями. Интересно сравнить, насколько представления о ССО, формирующиеся до работы в третьем трудовом семестре, совпадают с реальными ощущениями. Требуется оценить: а) духовную атмосферу в стройотряде, б) взаимоотношения бойцов,

в) взаимоотношения с командиром и комиссаром,

г) взаимоотношения с местными организациями, д) организацию работ, е) организацию культурной жизни, ж) самоудовлетворение.

Рекомендуется выставить +1 там, где реальность совпала с идеалом, 0, если расхождения незначительны, —1, если расхождения значительны. Вот результаты исследований в других отрядах (см. таблицу 4).

Таблица 4

Участие в ССО Категория а б в г д е ж
  «Школьники» 0,3 0,5 0,5 —0,1 0,2 0,2 0,1
1 раз «Производственники» 0,3 0,7 0,3 —0,2 —0,3 0,1 0,1
2 раза «Школьники» 0,6 0,4 0,3 0,0 0,0 0,1 0,2
и более «Производственники» 0,4 0,6 0,5 —0,1 —0,2 0,2 0,2

 

Таким образом, если внутриотрядные взаимоотношения в целом вызывают удовлетворение, то внешние контакты (организация работ, взаимоотношения с местными организациями) далеки от идеальных. И тем не менее, 92,3 процента опрошенных хотели бы еще раз поехать в ССО.

А вот что получилось в нашем отряде (см. таблицу 5).

 

Таблица б

а б в г д е ж
0,4 0,6 0,5 0,0 0,2 0,3 0,6

Нам повезло: внешние контакты были несколько лучше, хотя, конечно, неидеальными; и, как следствие этого, возросшая оценка самоудовлетворения.

Интересно проанализировать ответы на вопрос:

«Является ли участие в ССО элементом профессиональной подготовки по специальности?» Вот данные исследовании в других отрядах (см. таблицу 6)

Таблица б

Участие в ССО Категория Полезно, % Необходимо, % Ни полезно, ни необходимо, %
1 раз «Школьники» 51 10 39
  «Производственники» 52 24 22
2 раза «Школьники» 64 18 18
и более «Производственники» 64 18 18

Таким образом, всего 15 процентов воспринимает ССО, как школу будущего командира производства, около 20 процентов вообще не связывает участие в ССО со своей будущей специальностью. «Здесь вскрываются большие резервы воспитательной работы с бойцами», — делают вывод социологи.

У нас результаты аналогичные: полезно — 60 процентов; необходимо — 28; ни полезно, ни необходимо — 12.

Конечно, многие сознают полезность и необходимость ССО как школы будущего руководителя, но с теми, кто этого не понимает, надо тщательно работать. Иначе может получиться так, что ССО для них будет действительно «ни полезным, ни необходимым».

«И во время учебы, и работая в стройотряде, мы находимся в деловом коллективе. Много общего между этими сферами студенческой жизни, но есть и различия. Давайте попробуем сформулировать, каковы преимущества учебного процесса над работой в ССО и наоборот?» Так формулировался еще один вопрос анкеты.

Качественный анализ ответов приводит к выводу: организация труда в учебном процессе выше, однако, эффективность — за ССО. В чем причины этого? Вот некоторые мнения: «В ССО чувствуешь себя самостоятельным», «Труд в ССО — труд всех бойцов в общем, в учебном процессе — индивидуальный, самостоятельный труд студента», «Больше непосредственной ответственности за содеянное, в ССО нагляднее видны результаты труда».

День тридцать первый — концерт.

Сегодня у всех моих бойцов (и, конечно, у меня) радостный день. Еще бы, ведь сегодня мы сдали свои объекты, причем раньше намеченного срока. Работа принята на «отлично». Настроение у всех приподнятое, по-настоящему праздничное. Вечером состоится концерт, который мы даем совместно с сельской молодежью.

Приехало начальство из зонального штаба. Все поздравляют. Перед концертом ребятам даже неудобно стало от такого обилия приветственных речей и добрых слов в наш адрес. А я вспоминаю, как ни странно, плохую встречу, простои, былые обиды и неувязки. Тогда они казались мне значительными. Порой я думал, что никогда у нас не будет достигнуто взаимопонимания с Василием Семеновичем. Как теперь все это кажется мелко. А может, и не было всего этого? Нет, конечно, было. Но, перефразируя народную пословицу, можно сказать: «Встречают как попало, провожают по труду». Быть может, это и правильно, справедливо...

День последний — отъезд.

Провожать нас вышло чуть не все село: начальство, рабочие совхоза и те мальчишки и девчонки, которые так аплодировали Волку и Зайцу в клубе «Малышок». Грамоты, подарки... Да и заработали прилично. Не знаю, кто как, а мы на будущий год вновь поедем в ССО всем отрядом!

Что дал этот месяц работы ССО совхозу, отряду, наконец, лично мне — командиру? Кому ССО более необходим?

Совхозу, безусловно, необходимо было построить весовую, отремонтировать телятник. Разумеется, и бойцам отряд был необходим. И не только как источник заработка, но и как возможность получения специальностей штукатуров, маляров, каменщиков, плотников, так необходимыхлюбому человеку, способ самовоспитания, возможность проверки себя, своих сил и качественной оценки их через наглядно видимые результаты собственного труда. Стройотряд нужен им и для того, чтобы просто поработать с друзьями или приобрести новых друзей; нужен, в конце концов, как отдых, смена обстановки и рода занятий после утомительного учебного года, как разрядка после летней сессии.

 

*** По мере того, как молодежь будет доказывать, что она умеет объединить свой труд,— по мере этого успех коммунистического строительства будет обеспечен.

В. И. Ленин

 

Но это с точки зрения бойцов. А с моей точки зрения ССО необходим как школа трудового воспитания, включающая в себя не только те аспекты, которые отмечают сами бойцы, но и другие, моральные. Ведь ССО, если хотите, это и школа будущего руководителя производства! И не только для меня и комиссара (хотя для нас более, чем для других), но и, в конечном счете, для каждого бойца ССО.

Поэтому не случайно все так единодушны в желании на будущий год вновь записаться в ССО. И я, если удастся, вновь поеду с этим отрядом. Ведь теперь с этими ребятами горы свернуть можно!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить