.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика ... Осилит идущий.

... Осилит идущий. - Ода олимпиаде

***

ОДА ОЛИМПИАДЕ

Высшую школу захлестывает поток новых идей, предложений. Переболела вузовская общественность программированным обучением, на смену идут технологические карты, модели специалиста, учебно-методические комплексы. Так, конечно, и должно быть — мощная река преобразований несет с собой и драгоценные плоты, и случайную накипь. Действительно ценные и реальные новинки упрямо пробьют себе в конце концов дорогу, ну, а канцелярские безделушки отмирают быстро.

Есть один не очень официальный критерий удачности предложенной и опробованной новинки — реакция очередного поколения студентов. Высший уровень полезности, когда спрошенный студент искренне удивится — неужели этого не было раньше? Не может быть!

В 1971 году в институте прошла первая в ОмПИ и в городе (да и одна из первых в стране) студенческая олимпиада. Казалось бы, что тут нового? Ведь олимпиады для школьников проводятся давно, имеют большие традиции. В самом деле, олимпиада школьников имеет конкретную цель — профориентационный отбор. Для жюри она — прекрасный способ выявить наиболее подготовленных и способных, с тем чтобы потом дополнительно заниматься с ними. Это полезно для науки, для общества — опыт Москвы, Ленинграда, Новосибирска убедительно доказал такое утверждение длинными списками фамилий ныне здравствующих и будущих академиков, профессоров, лауреатов отечественных и зарубежных премий. Даже те, кто не попал в «олимпийские сливки», должны быть благодарны этим увлекательным конкурсам. Единоборство с хитроумной задачей неоднократно придавало уверенность нерешительным, предостерегало самоуверенных и приобщало очень многих к поэзии творчества.

Социологи знают, что для очень многих старшеклассников успех на школьной олимпиаде, районном конкурсе нередко становится последним аргументом в пользу выбора определенной специальности. Но вот таланты отобраны, подготовлены и приняты в вуз. Зачем же здесь олимпиада? Такое недоумение, наверное, и было основной причиной, по которой долгое время олимпиады в вузах популярностью не пользовались.

Воскресенье — законный день отдыха студента, которым распоряжается он сам. Хочет — в кино, хочет — на стадион, хочет — в библиотеку. Но вот очень нередки стали воскресенья, когда студентов в институте почти не меньше, чем в будний день. Вместо кинотеатров, библиотек, стадионов сотни юношей и девушек заполняют учебные корпуса, чтобы принять участие в предметных олимпиадах. Ежегодно ребята критикуют оргкомитет за то, что в один день пересекаются конкурсы по нескольким предметам — хочется принять участие в каждом из них.

Один родитель, работник института, полушутя-полусерьезно возмутился: в течение двух месяцев ни одно воскресенье сын не проводил дома — лавиной шли олимпиады, и парнишка, отличник учебы, не пропускал ни одной из них.

Статистика социологических исследований показала — до поступления в институт участвовали в олимпиадах не более 30 процентов абитуриентов, во время учебы в ОмПИ — около 70 процентов. Авторитет олим-пиадного дела в институте очень высок, призеры пользуются среди студентов популярностью не меньшей, чем звезды самодеятельности и спорта. Да и за пределами института его престиж во многом определяется олимпиадами. Так, в 1978 году сразу четверо омских политехников стали лауреатами Всесоюзной студенческой олимпиады, еще четверо — вторыми призерами, а комитет ВЛКСМ украсила хрустальная ваза — приз журнала «Студенческий меридиан» за лучшую организацию олимпиад.

Да, в последние годы студенческие олимпиады стали проходить во всех без исключения вузах страны, однако и в этих условиях ОмПИ, впрочем, как и еще ряд омских вузов, выделяется неформальным подходом к организации олимпиады «Студент и научно-технический прогресс», постоянным поиском новых форм. Не случайно председатель оргкомитета Всесоюзной студенческой олимпиады, заместитель министра MB и ССО СССР Н. Ф. Краснов назвал на одном из совещаний студенческий Омск полигоном олимпиад.

Возраст подавляющего большинства студентов вуза относится психологами в категорию «второй юношеский». Это очень интересный возраст, когда человек оформляется духовно: его не только тянет к творчеству, самовыражению, но он уже способен потенциально на это самовыражение. Это возраст, когда молодой человек испытывает острую потребность в соревновании как способе познания себя, это возраст, когда нуждаются в острых эмоциях. Посмотрите на студенческие лица в момент встречи кавээновских команд, на спортивных соревнованиях... Учебный процесс, освященный традициями, нередко гасит эти эмоции, переводя их в рутину повседневного бытия. Диспропорция в эмоциональном воздействии нередко причина снижения качества учебы — спортивный зал, ансамбль самодеятельных артистов создают больше возможностей для самовыражения, чем учебный процесс; соответственно большая доля энергии, времени, любви и отдается студентом этим делам.

Олимпиада с ее спортивным азартом на поприще учебы устраняет эту диспропорцию. Да, мы согласны со скептиками, только олимпиады не панацея, но они — одна из самых эффективных форм привлечения к творчеству в учебе.

Гуманитаризация инженерного образования — одна из важных проблем, стоящих перед вузом. История науки и техники — за обучение будущего творца эстетике. Но эстетическое мышление формируется не только знакомством с шедеврами мирового искусства, эстетика науки тоже является мощным средством воспитания. Хорошо организованная олимпиада, освобождаясь от обязательности учебного процесса, воочию демонстрирует неофиту эстетические богатства предмета — изящные теоремы, красивые приложения, стройные выводы.

Как ни странно, олимпиада в вузе — тоже отбор, отбор увлеченных, нуждающихся в умелом руководстве. История институтских олимпиад уже накопила россыпь фактов, когда с олимпиады начинался активист студенческого научного общества, будущий исследователь. Первые из них завершают аспирантуры, работают в научно-исследовательских подразделениях, на смену им идут новые увлеченные.

Заразительное воздействие олимпиад, кстати, испытывают не только студенты. Огромное количество кафедр института прошли этапы от скептического отношения к олимпиадам до робкого «А что если попробовать?» и, наконец, к безоговорочному планированию их в наметках на текущий год. За олимпиады — большой воспитательный эффект при сравнительно малых затратах времени и усилий. Поэтому каждый год еще одна-две кафедры решают — олимпиаде быть!

Абсолютно новая форма, «запатентованная» икститутом, командная олимпиада. Командные итоги олимпиад подводились и раньше — сидят члены команды в разных аудиториях, решают задание, а жюри потом сложит набранные ими очки и определит «командное» место. У нас же мелькнула идея — а что, если наоборот, посадить членов команды вместе. Пусть обсуждают и распределяют между собой задачи, спорят — ничего в этом плохого нет. Зато такая олимпиада — оценка коллективной исследовательской работы и, одновременно, воспитание коллективистских качеств. Новинка пришлась по вкусу и организаторам, и участникам. Сначала она использовалась только в межвузовских олимпиадах, потом появились факультетские команды, а сейчас все больше проходит олимпиад, девиз которых «команда от группы». Мы имеем основания говорить, что такие олимпиады оформляются неотъемлемой частью конкурса на лучшую группу. Несколько лет соревнуются так группы К-327 и И-317, а организаторы олимпиады по философии даже жаловались, что лучшие группы хотят выставлять 4—5 команд (в них вошли бы практически все студенты группы).

 

*** Не количество бумаг, не число и продолжительность заседаний, а четкая политическая направленность, деловитость, практические результаты — вот критерии, по которым можно и нужно оценивать общественную работу.

Л. И. Брежнев

 

Олимпиады могут являться средством интернационального воспитания. Как-то в комитет ВЛКСМ пришло письмо. Студенты Лодзинского политехнического института (ПНР) предлагали завязать контакты. Первым из них стала... олимпиада. Началась она с викторины — польские студенты показали знание фактов из истории русской математики, омские политехники отвечали на аналогичные вопросы о польской математике. Победители из Лодзи (ими оказались три девушки) получили наши подарки — куклы в национальных костюмах. Три победителя с советской стороны, хоть они оказались и противоположного пола, с удовольствием получили в награду такие же польские подарки. В один из весенних дней студенты ОмПИ заполнили большую аудиторию — на олимпиаду предлагалось шесть задач, три из которых составлены поляками. Те же самые задачи предлагались некоторое время спустя лодзинским студентам. Обмен многотиражками с олимпиадными материалами, рассказы о жизни институтов — так началась дружба.

Пожалуй, на примере олимпиад наглядно видны резервы работы комсомольской организации в борьбе за качество знаний. Пока опыт еще не сформировался, наблюдалось некоторое недоверие к комсомолу со стороны кафедр и, одновременно, стремление передать им функции, которые заведомо комсомолу не подходили. Одна из кафедр даже требовала включения представителей комитета ВЛКСМ в состав проверочной комиссии. Но отладили взаимоотношения — и появилась четкость. Дело кафедры — подобрать задания, тиражировать их, провести агитацию за олимпиаду на потоках, проверить работы. Дело комитета ВЛКСМ — агитация, организационная сторона, награждение. Последние годы стороны вполне довольны друг другом.

Авторитет вузовского комсомола у кафедр особо возрос после цикла межвузовских олимпиад. Уже городские, где участвуют до 12 вузов, требуют много хлопот. Но институт гостеприимно распахивал двери и перед весьма масштабными олимпиадами. В ОмПИ прошли первые олимпиады втузов Урала, Сибири и других регионов по математике и сопротивлению материалов, заключительные туры Всесоюзных олимпиад по трем предметам. Приняли в этих олимпиадах участие несколько тысяч студентов из 200 вузов страны. Встреча гостей, жилье, питание, экскурсии, призы и много других обязанностей лежало на комсомоле, и он с этими обязанностями успешно справлялся.

Комитет ВЛКСМ и кафедра философии — застрельщики абсолютно нового в стране дела — олимпиад по общественным наукам. От эксперимента внутри института перешли к межвузовской, городской олимпиаде, потом пригласили гостей из Свердловска, Томска, Перми. Этот опыт внимательно изучают в студенческом отделе ЦК ВЛКСМ, MB и ССО РСФСР — кажется, найдена еще одна форма Всесоюзного конкурса студенческих работ по общественным наукам.

А кафедры математики и графики начинают новую традицию. Победители студенческих олимпиад становятся организаторами олимпиад для школьников. Члены оперативного отряда всерьез подумывают провести совместно с курсантами Высшей школы милиции олимпиаду по правоведению для учащихся школ и ГПТУ, начались «десантные» олимпиады, которые проводят студенты в районах области и за ее пределами.

Олимпиада содействует коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. В этом убеждает девятилетний опыт ОмПИ. Поэтому когда первокурсник недоумевает — неужели раньше не было студенческих олимпиад? — улыбнемся с пониманием: прочно вошла в арсенал студенческого комсомола эта форма идеологической работы.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить