.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика ... Осилит идущий.

... Осилит идущий. - Вместо предисловия

***

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

А вы любите спорить?

Еще древние говорили, что в споре рождается истина. За прошедшие века эту истину неоднократно подвергали сомнению, и все-таки дискуссия была и остается надежным средством проверки взглядов, мнений, точек зрения.

Мы, авторы, очень долго пытались написать это предисловие. Хотелось как-то неформально ввести читателя в круг проблем, о которых написана эта книга. Можно было бы попробовать написать «серьезное» введение, изобилующее научными терминами, можно было бы, наоборот, постараться захватить читателя лихим полудетективным сюжетом.

Мы писали нашу книгу под впечатлением Постановления ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Многое из того, что только смутно ощущалось нами, как бы высветилось новыми гранями после этого партийного документа, многие выстраданные нами позиции и точки зрения нашли себе новое подтверждение. Еще больше конкретизировалось направление поисков Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов».

Постановления очертили круг важнейших проблем, наметили основные пути их решения. Но конкретная реализация замыслов этих важных документов неизбежно требует поисков, экспериментов. Нужно осмысливать уже накопленный опыт, оценивать эффект воплощенных задумок, и как же при этом осмысливании обойтись без дискуссии?

Дискуссия, с которой начинаем мы наш разговор с читателем, имеет и еще одну цель. Именно через нее мы хотим наметить основные проблемы, о которых будем говорить в данной книжке, показать предпосылки, из которых исходим при их решении.

Итак, мы с Вами, Читатель, входим в аудиторию. Приблизимся к традиционному «круглому столу», за которым разместились участники дискуссии. Знакомьтесь, спор ведут Социолог, Студент, Педагог, Комсомольский работник и Администратор.

Социолог. Позвольте, друзья, начать нашу дискуссию. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» отмечает в качестве главного недостатка постановки информационной, идейно-воспитательной работы тот факт, что качество ее далеко не всегда отвечает возросшему образовательному и культурному уровню и запросам советских людей, недостаточно учитывает динамичность социально-экономических процессов и духовной жизни современного общества. Поэтому мне кажется, что центральной нашей задачей должен стать анализ, как перестроить работу применительно именно к учащейся молодежи, студенчеству. Метод, который мы можем предложить читателю, не нов. «Увидеть в капле океан» мы можем, если будем наблюдать тенденции всей системы образования в целом на примере одного из вузов. Типичный вуз — Омский политехнический институт подходит под указанные требования.

Тем более, видимо, типичными как для высшего образования в целом, так и для вузовского комсомола будут те наблюдения, которые удастся сделать нам на примере этого вуза. Поэтому по мере возможности не будем указывать конкретные фамилии, факультеты, группы. Главное — те общие закономерности, тенденции, которые отражаются в конкретных ситуациях. Итак, кому предоставить слово?

Комсомольский работник. Когда я познакомился с Постановлением, меня заставили задуматься строки: «С задачами, которые партия ставит перед идейно-воспитательной работой, несовместимы встречающиеся еще боязнь открыто ставить на обсуждение актуальные вопросы нашей общественной жизни, тенденция сглаживать, обходить нерешенные проблемы, острые вопросы, замалчивать недостатки и трудности, существующие в реальной жизни. Такой подход, склонность к парадности не помогают делу, а лишь затрудняют решение наших общих задач».

Как верно это сказано! Посмотрите, сколько традиционных форм комсомольской работы, возникших десятилетия назад, как и раньше, демонстрируют свою эффективность. Ленинский зачет и движение студенческих строительных отрядов, конкурсы по общественным наукам и общественно-политическая практика, политические митинги и Дни посвящения в студенты по-прежнему в арсенале вузовского комсомола. Но отнюдь не редко, к сожалению, мы удовлетворяемся гладкостью бумажных отчетов, скрывающих формализм, спешку, невнимание к нуждам и проблемам рядовых комсомольцев.

Миллионы советских людей воспитывает Ленинский комсомол. Поэтому я предлагаю еще более сузить круг наших вопросов и остановиться не на проблемах воспитания в вузе вообще, а на проблемах организации воспитания именно через комсомольскую работу в вузе.

Администратор. Я согласен с Вашим предложением, но хотелось бы уточнить: будет ли рассмотрение только комсомольских проблем на самом деле сужением темы? Какое же направление деятельности современного вуза не входит в сферу комсомольских дел? Учебные вопросы? Но комсомол ответствен за создание атмосферы творчества в студенческих группах, вникает во все проблемы: от «проработки» лодырей до планирования учебного процесса... Научная работа? Комсомол — куратор выставок и конференций, олимпиад и конкурсов научных работ студентов. Строительство и дежурство в корпусах, общежитиях, шефская работа с учащимися, связь с предприятиями и многое-многое другое — везде комсомольская организация — полноправный соруководитель. В этом мы видим основные принципы комплексного подхода к постановке всего дела воспитания студенческой молодежи.

Вместе с тем не могу удержаться от критики и самокритики. Очень уж часто мы, товарищи, считаем, что перепечатывание отдельных документов в один общий гарантирует комплексный подход к решению соответствующих проблем. Очень часто на бумаге получается, что за одно и то же направление отвечают и комсомольская, и профсоюзная, и еще ряд административных и общественных организаций, а работа, тем не менее, движется слабо. Мне кажется, что в последние годы, опираясь на материалы XXV съезда КПСС, мы начали целенаправленно внедрять очень эффективный метод — комплексный подход к планированию и руководству нашей работой, но осуществлять его на практике не всегда умеем. Регламентация деятельности — за что отвечает конкретно комитет ВЛКСМ, за что — профком, за что — кафедра — только начинает формироваться, и нужно много работать, чтобы этот процесс достиг наивысшей эффективности.

 

*** Мы считаем период в жизни человеческой от 16 до 22—23 самым решительным. Здесь именно завершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их группируется в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или другому направлению в образе мыслей человека и его характера.

К. Д. Ушинский

 

Педагог. Постановлением ставится перед нами задача: добиваться органического единства учебного и воспитательного процессов, формирования у учащихся и студентов научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств, трудолюбия. Казалось бы, очевидная вещь — это единство, но нами, преподавателями, осмысливается она медленно. Начав преподавать в вузе, я долгое время считал, что корни неуспеваемости, слабой успеваемости или несоответствия достигнутых в учебе результатов и потенциальных возможностей лежат главным образом в чисто учебной сфере — сказывается слабая подготовка на ранней стадии обучения, недостатки собственной методики. Но опыт десятилетней работы, десятилетнее общение со студентами в аудиториях и за их пределами убедили: главные причины — издержки воспитания в средней школе, в семье, недостаточно благожелательный климат, атмосфера в группах, неумение наше, преподавателей, управлять мотивацией студентов. Так что, обучая, учимся сами...

Социолог. Очень опасно, товарищи, скатываться в одну из крайностей. Много у нас издержек в деле обучения и воспитания, но они не должны заслонять в целом правильное направление нашей работы. Объективно постановку учебно-воспитательного процесса в вузе следует оценивать положительно; за это говорят многие факты и, прежде всего, успешная деятельность большинства выпускников на предприятиях. Но не следует забывать и о том, что вполне достойный уровень подготовки для сегодняшнего дня — завтра будет непозволительно низким. Мне кажется, что наше критическое отношение к ряду проблем порождается именно этой причиной. Поэтому очень важно суметь увидеть в больших и маленьких делах, которыми отличается каждый день сегодняшнего вуза, ростки вуза будущего. Увидеть — и поддержать их, развить; именно на это нацеливает нас Постановление Центрального Комитета.

Вот одна из проблем, которая кажется мне наиболее важной. Все мы читали о спорах «физиков» и «лириков», слышали о постепенном слиянии их позиций. Но анализ анкет выпускников института, проработавших на производстве 5—10 лет, показывает: большинство из них отмечает явную недостаточность полученных в вузе знаний по экономике, теории управления, педагогике, психологии. Налицо гуманитаризация инженерной деятельности, и пока вуз наш недостаточно откликается на эту проблему.

Педагог. Возникает и другая проблема. В последние годы объем информации, которую мы даем нашим ученикам, угрожающе возрос. Хорошо было бы не только обучить студентов педагогике и экономике, но и освоить курс теории искусства, литературы, музыки, научить патентоведению, основам изобретательства и много чему еще. Кое-кто из педагогов считает, что неуспеваемость, недобросовестность в учебе отдельных студентов — естественная реакция на учебные нагрузки, которые превысили разумную меру. Нужны радикально иные педагогические решения, не сводящиеся к добавлению все новых и новых учебных предметов и курсов.

Комсомольский работник. Задача, которую мы должны поставить перед собой, мне кажется очень трудной, но решаемой. У меня создалось впечатление, что студенты наши подчас «больше знают, чем умеют». Многие, очень многие знания сейчас ложатся в голову студента бесполезным грузом. Может быть, следует сознательно ограничить обучение, т. е. передачу информации, поставив во главу угла воспитание вкуса к приложениям и передачу навыков работы?

Студент. Очень важное и верное предложение. Так хочется сделать что-то полезное, нужное, но не всегда это получается. Сам учебный процесс все-таки не всегда захватывает. Чтобы что-то делать, приходится два-три года только учиться. Очень часто мои знакомые ребята, да и я сам как бы «забываем» про основную цель при этом. Хочется самовыражения в деле, наверное, поэтому трудно в вузе увлеченному. Гармонично развиваться, уметь распределять свое время между учебой, спортом, повышением культурного уровня, общественно полезным трудом мы подчас не умеем. Умение это приходит со временем, но очень уж дорого оно обходится...

Педагог. Мне кажется, что с разных сторон мы подошли к одному новому и, одновременно, самому насущному вопросу. Если сформулировать четко отличие сегодняшнего и тем более завтрашнего дней от дня вчерашнего, то это отличие заключается в отказе от работы «по старинке», принятия решений «с кондачка», действий по образцу «так делали раньше». Наверное, не все согласятся со мной, но я формулирую задачу так: надо привить вкус и одновременно обучить студента «по-научному» подходить к повседневной деятельности. Воспитывать человека, который умеет вскрыть проблему, изучить ее, наметить средства решения, добиться реализации намеченного — вот, на мой взгляд, задача современного вуза. Ох, как трудно это сделать, я понимаю, но именно в этом направлении решение всех наших проблем.

Комсомольский работник. Мы анализировали причины ряда неудач в комсомольской работе. Оказывается, таких причин всего две. Первая — неумение. Сколько ошибок приходится исправлять, когда учишься пилить или строгать, писать или работать за станком. Еще больше их, когда учишься работать с людьми. Очень многие «пассивные» комсомольцы, как мы убедились в беседах, с помощью опросов, пассивны потому, что «обожглись» когда-то, неудачно попробовав свои силы. Как уменьшить отрицательный эффект этих первых ошибок? Как вооружить наших комсоргов умением анализировать свой и чужой опыт, понимать товарищей, занимать их делом? Это — искусство, но нужно учить им владеть. Кстати, такая работа комсорга и предполагает тот научный подход к повседневности, о котором только что говорилось...

Вторая причина неудач — слабая сила воли, отсутствие самодисциплины. Сколько раз приходилось мне беседовать с комсоргами, жалующимися на своих товарищей, на их пассивность, отсутствие интересов к делам комсомольской организации. Чаще всего повинен комсорг, именно ему не хватает настойчивости в доведении дел до конца. Импульс коллективу придает руководитель, его непоследовательность тоже нередко передается окружающим. Очень важное это дело — комсомольская работа, и нужно усилить в ней обучение и требовательность.

Социолог. Мне бы хотелось напомнить в этой связи о той активной жизненной позиции, которую следует формировать у будущего руководителя. Меркой наличия или отсутствия этой позиции должны быть не гладкие выступления с трибун, не убежденность в голосе при чтении заранее заготовленной речи, а дело. Трудовое воспитание студенчества — важный раздел программ и планов, но нельзя сводить его лишь к выезду в стройотряд или работе на субботниках.

Воспитание ответственности за результаты учебы, выход студента в подшефные школы, ПТУ, на предприятия — это тоже воспитание трудом. Очень важно, чтобы этот труд был активным и плодотворным, очень важно, чтобы хорошая, с огоньком, с инициативой проделанная работа достойно отмечалась, а халтура — публично критиковалась. Согласен, это общие слова, но все ли у нас в порядке с трудовым воспитанием?

Педагог. Мы говорим о комсомольских проблемах, и хочется внести свой вклад в этот разговор. Вузовский комсомол особенный — нигде больше не имеется таких возможностей для подлинно научного подхода к организации этой работы. В отдельных вузах такое содружество уже приносит полноценные плоды. Грамотный экономист, управленец поможет сократить лавину бумаг, справок, отчетов, справиться с тем, что отнимает уйму времени в ущерб живой организаторской работе. Математик, программист помогут создать информационно-поисковые системы, внедрить сетевые планы. Педагоги качественно улучшат постановку учебы комсомольского актива, психологи и социологи помогут разобраться в текущих проблемах. Не использовать эти возможности вузовскому комсомолу — непростительно!

Администратор. Хочется высказать еще одно пожелание — о профессионализации общественной работы студента, увязывании ее с будущей специальностью. Очень часто стоит не руководствоваться общей схемой, а искать новые пути. Деятельность педотряда из студентов инженерного вуза должна отличаться как-то от деятельности, которую осуществляет педотряд, сформированный на базе медицинского института.

То же самое хотелось бы видеть в работе кружков самодеятельности и спортивных секций, организаторов НИРС и ССО. Максимальная привязка к будущей профессии — над этим надо много работать.

Студент. Один мой знакомый, выпускник, с тоской сказал как-то: «Из-за своей чрезмерной активности в художественной самодеятельности я недобрал как инженер и перебрал как любитель-артист». С ним согласились бы многие. Так что проблема важна, и искать в этом направлении надо.

Комсомольский работник. В нашей дискуссии мы не охватили целый ряд проблем, и это неудивительно. Слишком широк круг вопросов, которые ежедневно решает вузовский комсомол. Нравственное, эстетическое, атеистическое, военно-патриотическое воспитание, шефские связи вуза с предприятием, советы молодых ученых — список этот можно продолжать неограниченно.

Все вузы страны постоянно совершенствуют формы и методы обучения и воспитания студентов; направления их деятельности определены программными документами партии и правительства. Очень важно, чтобы новые замыслы, идеи не оставались достоянием отдельных коллективов, а широко обсуждались и немедленно внедрялись в бурлящую жизнь нашего студенчества. Таков девиз сегодняшнего дня!

 

*** На всякое «малое дело» нужно смотреть с высоты той великой цели, которую поставила перед нами история.

А. М. Горький

 

Социолог. Нельзя объять необъятное, я согласен. Но мне кажется, что знаменитое высказывание Б. Шоу о том, что в результате обмена идеями у каждого оказывается по две идеи (сравните с подобным обменом яблоками!), можно развить дальше. Когда, кроме обмена идеями, осуществляется обмен опытом, как возникают идеи, это — еще лучше. Поэтому давайте следующую часть нашей дискуссии продолжим в виде монологов и дневников, очерков и заметок из жизни Омского политехнического института. Пусть по-прежнему действует социологический метод — не следует искать за обобщенными образами конкретные фамилии, группы, факультеты. Цель наша — вступить в дискуссию с читателем. Сначала был опыт, потом — его осмысливание с позиций, которые раскрыли сейчас участники нашего «круглого стола». Потом — зародился эксперимент. Мы считаем, что направление поиска — правильное.

Согласны ли Вы с нами, Читатель? Мы готовы к спору.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить