.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика В Сибири рожденное

В Сибири рожденное - Боевая честь нам дорога

Боевая честь нам дорога

В период послевоенного мирного строительства Омское пехотное училище имени М. В. Фрунзе продолжает свои старые традиции, стоит в первых рядах среди всех военно-учебных заведений Советской Армии.

«Омская правда», 1949, 28 декабря.

В ночь на 9 мая 1945 года дежурный по училищу получил предупреждение из штаба округа о том, что утром по радио будет передано важное правительственное сообщение.

Сразу же после подъема курсанты и офицеры собрались у репродукторов, строили предположения и догадки. И вот — торжественный голос Левитана. Полный разгром фашистской Германии, капитуляция, конец войне!

Свершилось! Долгожданный день Победы наступил! Всколыхнулся город. Забурлило училище. Личный состав ликовал. Всюду радостные, возбужденные лица. Курсанты и офицеры обнимались, целовались, поздравляли друг друга с победой.

Теплый солнечный день еще больше поднимал праздничное настроение. На строевом плацу собрались сотни людей. Всюду слышались песни, радостно звучали баяны, возникали лихие солдатские пляски. Открылся митинг. Начальник училища генерал Георгий Петрович Сокуров, выступая на митинге, не мог сдержать слез.

А вечером состоялся большой концерт с выступлениями курсантской самодеятельности и артистов театра музыкальной комедии.

По решению партии и правительства на путь мирного развития переходили Вооруженные Силы СССР. Значительно сокращалась их численность. В запас уходили сотни тысяч офицеров, миллионы сержантов и солдат, выполнивших свой священный долг перед Родиной. В кадрах армии оставались лучшие, перспективные офицеры, имевшие опыт Великой Отечественной войны, способные обучать и воспитывать воинов в новых условиях, поддерживать боевую готовность войск на высоком уровне.

Перед училищем поставлены новые задачи. Требовалось численность курсантского состава привести в соответствие с потребностями армии в офицерских кадрах для мирного времени, перейти на новый учебный план для нормального военного училища, обобщить и включить в программу обучения богатейший боевой опыт Великой Отечественной войны.

С осени 1945 года училище перешло на трехгодичную программу обучения. Для поступающих в училище необходимо было иметь 8-классное образование. Это позволяло привлечь в училище молодежь, имевшую опыт войны, но не успевшую получить среднее образование.

В 1950 году, когда в училище стала приниматься молодежь только со средним образованием, срок обучения был сокращен до двух лет.

С первых послевоенных дней в училище началась напряженная боевая учеба. Командно-преподавательский состав, курсанты прекрасно понимали, что победа в Великой Отечественной войне сама по себе не гарантирует нашей стране безопасность, что только высокая боевая готовность Советских Вооруженных Сил может отрезвить горячие головы империалистических заправил. Последние события показали истинные их намерения. Была развязана «холодная война», вокруг СССР и других социалистических стран создавались военные базы, сколачивались агрессивные военные блоки.

Учитывая военную угрозу, Коммунистическая партия и Советское правительство прилагают усилия к реорганизации и перевооружению армии, совершенствованию методов боевой подготовки и воспитанию морально-политических качеств личного состава. Именно в этот период наши ученые положили конец монополии США на атомную бомбу, опередили создание водородной. В войска поступило немало образцов новой, более грозной техники и оружия.

В те годы серьезно решалась проблема переподготовки офицерских кадров. Многие офицеры в годы войны окончили различные военно-учебные заведения по сокращенной программе, не имея общего среднего образования. Эти люди обладали высокими морально- политическими качествами, богатым боевым опытом, но из-за недостатка теоретических знаний, а также практики в обучении и воспитании подчиненных не вполне соответствовали возросшим требованиям к офицерским кадрам.

Надо было в широких масштабах доучивать и переучивать офицеров. Их направляли в академии, на различные курсы, на заочную учебу. Использовались и другие формы повышения квалификации командиров и политработников.

Офицеры, окончившие училище во время войны по ускоренной программе, самостоятельно совершенствовали военные знания и сдавали экзамены за нормальный курс училища экстерном. За период с 1949 года по 1953 год в Омском Краснознаменном военно-пехотном училище имени М. В. Фрунзе сотни таких офицеров успешно сдали экзамены экстерном и получили дипломы о среднем военном образовании.

В первые послевоенные годы командованию училища приходилось решать и такую задачу. В стране остро стоял вопрос снабжения продовольствием. Много сил и энергии было затрачено на создание при училище подсобного хозяйства. И вот результат: оно раскинулось на сотне гектаров. Здесь выращивались гречиха, рыжик на масло, картофель, капуста и другие овощи. Год от года росло свиное поголовье. В какой-то мере подсобное хозяйство помогало снять остроту продовольственного снабжения.

Обеспечение обмундированием облегчалось тем, что в училище были организованы свои ремонтные мастерские, в которых чинили и реставрировали шинели, гимнастерки, обувь.

Продолжая славную традицию быть в числе передовых в обучении и воспитании будущих офицеров, коллектив училища уже летом 1945 года добился высоких показателей. Комиссия Управления военно-учебных заведений НКО СССР, всесторонне проверив в тот период училище, отметила, что командование и политический отдел своевременно и правильно мобилизовали партийные и комсомольские организации, а также весь личный состав на выполнение задач, поставленных перед училищем в связи с переходом на мирный период обучения. По состоянию боевой подготовки училище получило оценку «хорошо», по стрельбе — «отлично». Высокие результаты по всем видам боевой и политической подготовки показал личный состав роты капитана Крюкова, взводы старших лейтенантов Ковалева, Писаренко, лейтенанта Улановского. Все они были отмечены специальным приказом по училищу. В течение 1946 и 1947 годов училище прочно удерживало первое место среди военно-учебных заведений Сибирского военного округа.

Большую помощь командованию в повышении качества учебной работы оказывали курсанты-фронтовики, количество которых в первые послевоенные годы было достаточно велико. Только в июне 1945 года со 2-го Белорусского фронта в училище прибыло 270 человек — воины, не раз смотревшие смерти в лицо, испытавшие на себе все тяготы войны, отмеченные боевыми наградами. Быстро войдя в ритм напряженной курсантской учебы, они не только учились сами, но и делились с другими фронтовым опытом. Командование училища создало специальную комиссию по обобщению боевого опыта, усилиями которой в начале 1946 года был выпущен «Сборник боевых эпизодов по тактике мелких подразделений». В написании сборника приняло участие 32 курсанта-фронтовика.

В январе 1947 года личный состав училища в сложной обстановке, решая тактические задачи, совершил семисуточный лыжный переход. Для питания выдавался сухой паек, из которого курсанты сами готовили пищу. Минометы, пулеметы и боеприпасы к ним перевозились, как на фронте, на волокушах и санках, устроенных из лыж. Несмотря на тяжелые условия перехода, курсанты показали образцы выносливости, дисциплины и организованности. Особенно отличилась минометная рота капитана Макарова.

Летом того же года на общеучилищном тактическом учении с боевой стрельбой все подразделения получили только хорошие и отличные оценки. Помощник командующего войсками округа по вузам за слаженные и четкие действия и хорошую стрельбу объявил благодарность всему личному составу училища.

В августе 1946 года в училище был произведен последний выпуск офицеров по годичной программе военного времени. Первичные офицерские звания получили в основном участники Великой Отечественной войны, многие из которых имели и опыт командирской работы. В следующем, 1947 году, состоялся первый выпуск молодых офицеров по трехгодичной программе обучения.

Опыт Великой Отечественной войны показал: для победы над врагом нужна высокая физическая закалка. С первых же послевоенных лет в жизнь курсантов прочно вошел спорт. Молодежь, не имевшая возможности заниматься им в течение четырех военных лет, как бы наверстывала упущенное, активно участвовала во всех спортивных мероприятиях. Спорт стал одним из любимейших видов отдыха. В то же время он помогал курсантам расти сильными, ловкими, смелыми, готовил к трудностям военной службы. Спортивный актив училища, продолжая давние традиции, добивался высоких показателей на соревнованиях и уже в 1945 году вышел на 1-е место в Сибирском военном круге.

В 1949 году команды и отдельные спортсмены училища получили 46 дипломов и грамот. Училище и на этот раз удержало за собой первенство округа по спортивно-массовой работе. Газета «Омская правда» в номере за 28 декабря 1949 года писала: «Училище по праву считается спортивным училищем среди всех военных училищ Сибири. Только в 1949 году спортсмены училища установили 5 новых рекордов военного округа и города Омска, завоевали 7 кубков, имеют в своем составе 9 чемпионов этого года».

Выпускники Омского училища первых послевоенных лет хорошо зарекомендовали себя и в войсках. В своем отзыве генерал-майор Усенко писал в училище в 1948 году: «Воспитанники вашего училища — выпускники 1947 года А. Ф. Упоров, С. С. Шахотин, М. Я. Бажутин, И. С. Алейников, проходящие службу в частях, показали себя грамотными, теоретически хорошо подготовленными и способными офицерами. Для солдата лучшим примером является его командир. И не случайно пользуются они заслуженным авторитетом у подчиненных и начальников. Взводы, которыми они командуют, являются лучшими подразделениями в части».

О командире взвода лейтенанте А. Д. Дьякове, выпускнике 1947 года, командир части писал: «Отлично подготовленный по всем вопросам боевой и политической подготовки лейтенант Дьяков умело обучает и воспитывает солдат и сержантов. Его взвод на инспекторских проверках неоднократно занимал первые места в части. За достигнутые показатели в боевой и политической подготовке взвода лейтенант Дьяков награжден грамотой Военного Совета округа».

Десятки подобных отзывов, приходивших в адрес училища,— свидетельство тому, что прекрасные традиции военно-учебного заведения продолжают жить далеко за его пределами.

Десятки и сотни писем получили офицеры-воспитатели, командование училища и политотдел от самих воспитанников. Вот что писал лейтенант Малофеев: «Благодарю Вас, товарищ генерал, и весь офицерский коллектив за заботу, которую Вы проявили при нашем обучении, и требовательность, предъявленную к нам, курсантам. Будучи в училище я получил необходимые знания, которые так нужны офицеру Советской Армии, чтобы обучать солдат в мирное время тому, что потребуется от них на войне». Все эти письма полны глубокой признательности и благодарности своим воспитателям, училищу, которое они по праву называют своим вторым домом.

Командование и политический отдел не теряли постоянной связи с выпускниками-ветеранами, которые своими ратными подвигами умножили славу родного училища. Так, летом 1947 года курсанты встречались с Героями Советского Союза П. Р. Саенко, В. М. Важениным, Г. Г. Светецким, А. Г. Филоновым, Г. И. Черновым.

20 декабря 1949 года Омское Краснознаменное пехотное училище имени М. В. Фрунзе отметило свое тридцатилетие. К юбилею личный состав училища добился значительных успехов в боевой и политической подготовке. Из года в год опыт по подготовке офицерских кадров обогащался и совершенствовался, росла успеваемость курсантов. Если в 1947 году училище по первому разряду окончили 22 курсанта, то в 1949 году — 49 курсантов получили по всем предметам только отличные оценки и были занесены на училищную Доску почета. В юбилейном, 1949 году при училище сдали экзамен за 10 классов средней школы и получили аттестат зрелости 109 курсантов.

Высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые училищем к своему тридцатилетию, явились итогом самоотверженного труда курсантов, командно-преподавательского состава и коллектива рабочих и служащих. Большой вклад в дело обучения и воспитания курсантов внес начальник училища генерал-майор Г. П. Сокуров. Своим исключительным трудолюбием, высокой требовательностью к себе и подчиненным, вниманием и заботой он снискал всеобщее уважение личного состава. Его ближайшими помощниками и единомышленниками по решению задач учебной и политико-воспитательной работы были начальник политического отдела подполковник Н. М. Гридюшко, начальник учебного отдела полковник В.А. Ляшенко.

Замечательными воспитателями и опытными методистами показали себя офицеры П. В. Баутин, М. Ф. Марченко, А. К. Сребный, А. А. Казанцев, Л. Г. Динер, Е. П. Кондратьев, И. Г. Семизаров, Н. А. Смирнов и другие. Много труда в учебный процесс вложили ветераны училища сверхсрочники Д. П. Зверев, Ф. Шайхутдинов, служащие Советской Армии С. Б. Янчук, А. С. Ремизов, М. С. Шелепина, Э. В. Кайгородова и другие.

В день юбилея старейшей сибирской кузницы офицерских кадров в адрес училища были присланы десятки поздравительных телеграмм и писем. Герой Советского Союза гвардии полковник Петр Родионович Саенко писал: «Поздравляю офицеров, курсантов, преподавателей и вольнонаемный состав с 30-й годовщиной училища. За эти годы училище подготовило не одну тысячу замечательных командиров для нашей Советской Армии, которые прославляют наше славное училище. Каждый из нас вспоминает все то хорошее, что дало нам училище. Я горд тем, что оно научило меня военному делу, научило переносить трудности военной жизни. А главное, оно научило меня любить свой народ, свою Советскую Родину, смело идти навстречу невзгодам и по-большевистски смотреть правде в глаза».

Много писем прислали родители выпускников. Клавдия Ивановна Ерина из деревни Козловка Новосибирской области писала: «Благодарю вас, товарищи офицеры, за воспитание моего единственного сына Владимира Ивановича Ерина. Как мать горжусь своим сыном — отличником учебы. Я благодарю Коммунистическую партию за заботу о нас, простых людях, о наших сыновьях и заверяю, что если враг нарушит наш мирный труд, мой любимый сын — уверена — не пожалеет своей жизни за счастье советского народа».

Тридцатилетие училища широко отмечали партийные, советские и общественные организации города Омска. По решению городского комитета партии и горисполкома для подготовки к празднованию 30-й годовщины училища была образована общегородская комиссия. На 47 предприятиях города прошли доклады, посвященные боевому пути училища, с которыми выступили офицеры и курсанты.

6 января в Омском областном драматическом театре был проведен торжественный вечер. Училищу были преподнесены адреса и приветствия от обкома и горкома КПСС, командующего войсками округа, областного и городского исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся, обкома ВЛКСМ и предприятий города. Более пятидесяти офицеров и курсантов отмечены Почетными грамотами и ценными подарками.

Внимание, оказанное училищу со стороны городских организаций, не случайно. Связи его с трудящимися города Омска в послевоенный период еще более окрепли, поднялись на новую ступень. Курсанты и офицеры училища были частыми гостями на промышленных предприятиях и в учебных заведениях, активно участвовали в военно-спортивной работе, помогали труженикам города и села в выполнении хозяйственных планов, вели большую общественную работу.

Через полгода, в августе 1950 года, в присутствии представителей партийных и советских органов города по поручению Военного Совета Западно-Сибирского военного округа помощник командующего СибВО по вузам генерал-майор Данилевич вручил училищу новое боевое Красное знамя с надписью: «Омское Краснознаменное военное пехотное училище имени М. В. Фрунзе» и Грамоту Президиума Верховного Совета Союза ССР.

В 1950—1951 годах при активном участии всего личного состава развернулись работы по благоустройству училища. Все здания были подключены к городской теплофикационной сети, производится основательный ремонт помещений, наращивается учебно-материальная база. Много труда и личной энергии в проведении всех этих работ вложил старший преподаватель военно-инженерной подготовки майор Л. Г. Динер. Хороший инженер-практик, он всегда считал своим кровным делом не только проведение занятий с курсантами, но и все работы, где нужны технические знания. Все такие мероприятия он умело использовал для дополнительного обучения курсантов практике проведения различных работ, считая, что офицер должен все знать и уметь.

В шестидесятые годы в нашей стране были осуществлены крупные экономические и хозяйственные мероприятия. Выдающиеся достижения в области физики и радиоэлектроники позволили нашим ученым создать термоядерное оружие. Совершенствовались техника и вооружение Советской Армии. Это обстоятельство коренным образом изменило облик и боевые возможности Вооруженных Сил.

Начальником училища в 1952 году стал генерал- майор Георгий Павлович Лиленков. Его вступление в должность ознаменовалось началом существенных корректив в организации учебной и политико-воспитательной работы, изменением учебных планов и программ, дальнейшим совершенствованием учебно-материальной базы, перестройкой работы командно-преподавательского состава. Новые условия, новые требования, новые задачи. Период поисков и находок в методике обучения курсантов с учетом психологического воздействия оружия массового поражения.

Училище, начальником которого в 1954 году был назначен полковник Иван Иванович Юрпольский, уверенно набирало темпы. По результатам выпускных экзаменов в 1955 и в 1956 годах училище заняло первое место среди военных училищ Сухопутных войск Советской Армии.

Государственная экзаменационная комиссия отмечала хорошую военную подготовку и высокие морально-политические качества выпускников. За заслуги в подготовке офицерских кадров для Советской Армии в декабре 1955 года училище было награждено Почетной грамотой Омского городского Совета депутатов трудящихся.

Лучшим взводом училища в тот период был 3-й взвод 2-й роты старшего лейтенанта Разумовича. Этот взвод лучше других справился с поставленными задачами и на стажировке в войсках.

Командир части после прохождения стажировки курсантов этого взвода в своем отзыве писал: «Состав курсантов Омского Краснознаменного военного училища имени М. В. Фрунзе, проходивших стажировку в 1956 году при части, является лучшим по сравнению со всеми курсантами, когда-либо проходившими стажировку в части в послевоенный период».

Командиры войсковых частей положительно отзывались и о практической работе выпускников училища.

За успешную подготовку военных кадров неоднократно отмечались в приказах командующего войсками округа офицеры училища Л. Динер, А. Рябов, И. Семизаров, Е. Кондратьев, И. Барлет, П. Чемагин, В. Филимонов и другие.

Личный состав училища наращивал темпы в достижении все более высоких показателей. Каждого курсанта отличали внутренняя собранность и высокое чувство гордости за звание «фрунзенец».

Но главной отличительной чертой училища являлась высокая полевая выучка личного состава. Полевые занятия проводились при любых погодных условиях с большим напряжением и высоким темпом. Вот один из примеров. Суровая снежная зима. Морозы — сибирские, дыхание перехватывает. В два часа ночи роте старшего лейтенанта В. Филимонова начальник училища объявляет боевую тревогу.

Командир роты получил задачу совершить ночной марш на лыжах по азимуту и выйти в район, расположенный в 30 километрах от города. По прибытии в назначенный район каждое отделение получило мороженое мясо, пшенную крупу, смерзшиеся буханки хлеба. Пищу будут готовить себе курсанты сами. Но закаленным фрунзенцам это не представляет труда.

Позади 30 километров лыжного маршрута, бессонная ночь. Но это только начало, главное — впереди. Рота получает боевую задачу на переход к обороне. Нужно, используя клинья, кувалды и другие приспособления, отрыть окопы полного профиля и оборудовать их, отразить наступление «противника» в условиях применения атомного оружия, а затем решительным наступлением разгромить «врага». Все это длится непрерывно трое суток. Испытание мужества, моральных и физических сил. Все курсанты отлично справляются с задачей.

Тот период учебы характерен усилением воспитательной работы с курсантами по всем направлениям. Большое внимание уделяется проведению педагогических, военно-теоретических и учебных конференций, в которых принимают участие курсанты и офицеры, а также представители других училищ.

Осенью 1957 года на должность начальника училища прибыл выпускник Омского училища 1932 года генерал-майор Г. Ф. Полищук. Под его руководством училище продолжало наращивать темпы учебной работы.

В 1957/58 учебном году большое внимание в обучении курсантов стало уделяться танковой подготовке. В связи с этим в штаты училища был введен танко-технический цикл. Огневой цикл пополнился двумя преподавателями танковой огневой подготовки, тактический цикл — преподавателем тактики танковых подразделений. Сформирована танковая рота. Создавались технические классы и танкодром.

Вся система обучения и воспитания была направлена на развитие у курсантов высоких моральных качеств, присущих офицеру Советской Армии,— твердой воли, мужества и решительности, способности быстро ориентироваться в обстановке, проявлять творческую инициативу и смело принимать решения, твердо проводить их в жизнь, на воспитание у курсантов заботливого отношения к подчиненным, чувства воинского товарищества и взаимной выручки в бою.

Газета «Красная звезда» в передовой статье «Выше качество обучения курсантов военных училищ» отмечала: «У нас есть немало училищ, в которых хорошо поставлена учебно-методическая и воспитательная работа с курсантами. Высокой дисциплинированностью и исполнительностью, хорошей строевой выправкой, знанием военного дела обладают, например, выпускники Московского военного училища имени Верховного Совета РСФСР, Омского военного училища имени М. В. Фрунзе и ряда других средних военно-учебных заведений»*. (* - Красная звезда, 1957, 27 февраля.)

Революция в военном деле, охватившая все виды Вооруженных Сил СССР, привела к коренным преобразованиям и в Сухопутных войсках. Ушла в прошлое «царица полей» — пехота. Ее место заняли полностью механизированные мотострелковые войска, оснащенные самыми совершенными видами боевой техники и оружия: ракетами различных радиусов действия, танками и противотанковыми средствами, боевыми машинами и бронетранспортерами, скорострельным автоматическим стрелковым оружием. Изменились задачи, решаемые мотострелковыми подразделениями и частями, изменились способы и методы решения этих задач.

Революционные преобразования, происшедшие в войсках, предъявили новые требования к офицерским кадрам. Войска нуждались в высокообразованном общевойсковом командире, имеющем твердые навыки самостоятельной работы, способным быстро осваивать сложное вооружение и боевую технику, умело организовывать взаимодействие различных родов войск на поле боя, творчески применять знания военных, общественных и технических наук в руководстве войсками. Возросли требования к физической и морально-психологической подготовке офицеров, к овладению ими марксистско-ленинской теории. Средние военные училища были не в состоянии решить поставленные задачи. Возникла объективная необходимость преобразования их в высшие военные учебные заведения.

В 1958 году Омское Краснознаменное военное училище имени М. В. Фрунзе первым в Сибири и в числе первых в Советских Вооруженных Силах переходит на подготовку курсантов по программе высшего военно-учебного заведения. Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе — так стало называться оно теперь.

Изменилось не только название. Изменился, увеличился до 4-х лет и срок обучения. Циклы военных и технических дисциплин преобразованы в кафедры. Преобразован в кафедру марксизма-ленинизма и социально-экономический цикл. Наряду с изучением истории КПСС курсанты стали изучать марксистско-ленинскую философию, научный коммунизм, политическую экономию, партийно-политическую работу, военную педагогику и психологию. Ряд кафедр общенаучных и технических дисциплин был создан заново. Курсанты стали изучать по программе педагогического института высшую математику и теоретическую механику, физику, химию, радиоэлектронику, иностранные языки и другие дисциплины.

В течение 1958—1960 годов часть курсантов третьего курса завершала учебу по программе среднего военного училища, а часть их и весь второй курс занимались по переходной программе; курсанты набора 1958 года обучались по программе высшего военно-учебного заведения.

Не все было гладко в переходный период. Потребовалось не только менять учебные планы, программы и вести учебную работу, не только переходить на новые штаты и перестраивать учебно-материальную базу. Надо было ломать старые сложившиеся навыки и психологию командно-преподавательского состава, провести перестройку всей системы учебно-воспитательной работы.

Но верный своим традициям коллектив прославленного училища, начальником которого в 1959 году был назначен генерал-майор Николай Григорьевич Усольцев, успешно преодолел трудности переходного периода. Офицеры учебного отдела, возглавляемые полковником М. П. Куликовым, в короткий срок подготовили необходимую документацию, провели перестройку учебного процесса. Были сделаны первые шаги по переоборудованию учебно-материальной базы: строились новые классы, лаборатории, реконструировалось войсковое стрельбище.

В 1963 году под руководством начальника кафедры танко-технической подготовки полковника Д. А. Вайнтрауба и заведующего кафедрой физики В.А. Федорова был создан первый в войсках Сибирского военного округа класс программированного обучения, получивший высокую оценку командующего войсками СибВО.

Перейдя на учебу по программе высшего учебного заведения, многие курсанты встретили трудности в усвоении программных материалов по высшей математике и физике. Направленные областным комитетом КПСС из институтов города Омска опытные преподаватели С. П. Зарницин, В. В. Патрикеичева, В.А. Федоров, В. Н. Широков и другие провели большую работу по улучшению методики преподавания этих дисциплин. Свою деятельность они начали с того, что познакомились, в какой степени курсанты знают математику, физику и другие общенаучные дисциплины, которые им предстояло изучать. Первые контрольные работы были далеко не блестящими. Чувствовалось, что люди не занимались серьезно этими дисциплинами, порядком растеряли знания, приобретенные в школе. Перед коллективом кафедр встали нелегкие задачи. Требовалось прежде всего освежить у курсантов знания в объеме средней школы. Но как это сделать быстрее и лучше? Решено было создать кружки по математике и физике, дважды в неделю проводить консультации. Кое-кто высказывал опасение, что курсанты не смогут выкроить время для посещения дополнительных занятий. «Попробуем,— заключил заведующий кафедрой математики С. П. Зарницин.— Мне кажется, что люди найдут время». И он оказался прав. Курсанты с энтузиазмом восприняли намеченные мероприятия. В кружки записалось значительно больше, чем предполагалось. А когда они начали работать, то число курсантов, желающих в них заниматься, удвоилось.

Помимо дополнительных занятий в кружках и консультаций проводились математические вечера, викторины по физике и химии, читались популярные лекции о достижениях этих наук, что позволило в короткие сроки выправить положение.

Учитывая специфические особенности деятельности будущих офицеров, преподаватели общенаучных кафедр преподносили изучаемый материал применительно к военному делу. Курсанты решали задачи, связанные с огневой подготовкой, тактикой, топографией, с устройством и эксплуатацией боевой техники и оружия.

Большое внимание стало уделяться полевой выучке курсантов, приближая их действия к условиям боевой действительности. Коренным образом изменилось качество технической подготовки. Все это не могло не сказаться на общих результатах подготовки командных кадров.

Выпуск 1959 года, последний по программе среднего военно-учебного заведения, по результатам Государственных экзаменов был намного качественнее предшествующих выпусков. 95 процентов выпускников окончили училище только на «хорошо» и «отлично», 50 процентов из них выпущены по первому разряду.

Успешным был и первый выпуск по программе высшего учебного заведения, состоявшийся в 1960 году. 12 выпускников: лейтенанты В. И. Волокитин, К. А. Жирненко, Ф. В. Лучинец, Ю. Н. Некрасов, A. Е. Парахин, Ю. В. Польков, Л. П. Садовой, B. А. Струков, А. В. Сухоруков, К. В. Чертков, М. С. Швец получили дипломы с отличием и золотой медалью. Их имена занесены на училищную доску Почета.

Темпы учебной работы не снизились и в следующие годы. Командиры и преподаватели, рабочие и служащие, курсанты и личный состав подразделений, обеспечивающих учебный процесс, прилагали максимум усилий. Не однажды училище, которым с октября 1961 года стал командовать полковник, затем генерал-майор Владимир Иванович Музыкантов, проверялось комиссиями вышестоящих штабов, в том числе комиссией ЦК КПСС в 1962 году. И каждый раз деятельности фрунзенцев давалась положительная оценка.

Активными помощниками командования в перестройке учебной работы по программе высшего учебного заведения являлись партийные и комсомольские организации. Все важнейшие вопросы учебной и политико-воспитательной работы, проводившейся в этот период, являлись предметом обсуждения на обще-училищных, партийных и комсомольских собраниях, собраниях актива.

Созданные в 1961 году партийный комитет и комитет ВЛКСМ стали ближайшими помощниками командования училища в обеспечении авангардной роли комсомольцев в учебе и службе, в укреплении воинской дисциплины. Много внимания со стороны партийной и комсомольской организаций уделялось воспитанию курсантов на славных боевых традициях училища и Советских Вооруженных Сил. По инициативе комсомольцев проводились вечера встреч с ветеранами 308-й Краснознаменной дивизии, участниками Сталинградской битвы.

Частыми и желанными гостями курсантов были Герои Советского Союза генерал-майоры запаса Г. И. Чернов, М. И. Кучерявенко, ветераны училища полковники запаса И. И. Ахламченко, П. А. Гагаркин и многие другие. В 1962 году состоялась встреча курсантов с женой и дочерью прославленного генерала Д. М. Карбышева. В 1964 году — с сестрой В. В. Куйбышева — А. В. Куйбышевой.

Силами партийного и комсомольского комитетов проводилась большая военно-шефская работа среди трудящихся города Омска и области. Офицеры училища выступали с лекциями и докладами на предприятиях, в колхозах и совхозах. Курсанты являлись частыми гостями подшефных школ и профессионально- технических училищ, работали пионервожатыми, помогали в организации и проведении военных игр, знакомили школьников с жизнью и бытом училища. Только в 1964 году училище посетили около 4 тысяч школьников и 450 призывников. Большую популярность в городе завоевала художественная самодеятельность. Коллективы самодеятельных артистов в курсантской форме были желанными гостями на сцене многих клубов Омска и области. Особым успехом пользовался курсантский вокальный ансамбль под руководством офицера М. И. Ножкина, неизменный лауреат гарнизонных, окружных и областных конкурсов художественной самодеятельности.

Областная газета «Омская правда» писала в 1967 году: «Многие омичи помнят время, когда воины гарнизона в безупречном строю, с музыкой и песнями совершали регулярные прогулки по улицам города.

В преддверии Великого Октября забытая традиция восстановлена. Честь совершить прогулку была оказана подразделениям, которые вышли победителями в гарнизонном смотре-конкурсе на лучшую строевую подготовку и исполнение песен. Первенство в конкурсе завоевало подразделение майора М. И. Ножкина из Высшего общевойскового командного Краснознаменного училища имени М. В. Фрунзе.

Курсантов узнавали не только по форме одежды, но и по песням:

«Имя Фрунзе, славное имя Наше училище несет».

Песню о родном училище курсанты-фрунзенцы исполнили с особым вдохновением. Примечательно, что ее сочинили сами курсанты, а музыку к ней написал майор Ножкин. Прекрасный певец и музыкант, он является душой курсантской самодеятельности. Не случайно его рота заняла первенство в конкурсе, по успеваемости в учебе она тоже идет впереди».

Главное внимание командования, партийной и комсомольской организаций в училище было направлено на совершенствование полевой выучки курсантов. Тщательно изучая и используя передовой опыт, накопленный в войсках, смело внедряя его в практику обучения курсантов, преподаватели военных дисциплин улучшали качество полевой выучки будущих командиров, вырабатывали у них боевую активность, решительность, инициативу, смелость и находчивость, способность стойко переносить невзгоды походной жизни.

С 1959 года на занятиях по тактике стал широко применяться метод комплексных занятий, в ходе которых велась отработка не одной, а нескольких близких по содержанию тем. Это позволило более рационально использовать учебное время и материально- технические средства, организовать проведение занятий методом одно двухсуточных учений, приблизить их к условиям боевой обстановки.

О том, какая большая забота в училище проявлялась о полевой выучке курсантов, можно судить на примере батальонных тактических учений, проведенных в мае 1963 года. Курсантам предстояло действовать на незнакомой местности, форсировать с ходу крупную водную преграду и, развивая наступление на противоположном берегу, провести боевые стрельбы из стрелкового оружия, артиллерии и танков.

...В районе сосредоточения курсанты находились уже в течение нескольких суток. Казалось, сама природа решила испытать морально-боевые качества и выносливость фрунзенцев. Холодный изнуряющий дождь сменяли снежные заряды со шквальным ветром. При движении в колонне водители не видели впереди идущих машин. Намокла одежда, отсырели палатки, в которых жили курсанты. Однако будущие офицеры с честью выдержали экзамен на сибирский характер. В этих условиях еще больше сплотился коллектив, возросло чувство ответственности и товарищеской взаимопомощи. В ходе учения курсанты показали высокую боевую выучку, умелые действия как при форсировании водной преграды, так и на всех других этапах учения. Присутствовавший на занятиях командующий войсками округа генерал-полковник Г. В. Бакланов дал учениям отличную оценку и объявил благодарность всему личному составу.

Кропотливая, настойчивая работа командиров, преподавателей, коммунистов, комсомольцев оправдала себя. Итоги государственных экзаменов показывали, а отзывы из воинских частей подтверждали, что молодые офицеры за период учебы в училище получали глубокие теоретические и практические знания по всем дисциплинам, приобретали необходимые методические навыки для работы в войсках, могли успешно решать задачи по управлению взводом во всех видах боя.

Занимаясь только на «отлично» в течение всех четырех лет, окончили училище и получили дипломы с отличием и Золотой медалью лейтенанты А. М. Костин, В. Д. Мельничук, Г. Т. Нетреба, В. Б. Соколов в 1961 году; Л. М. Кокорин, А. Ф. Лихачев, Г. Н. Пучков, Р. Г. Садыков в 1962 году; Г. А. Васильев, Г. М. Кушнер, В. Т. Костюнчев, В. И. Кузнецов, А.Е. Печеницин, В. И. Петрищев, В. П. Рылов в 1963 году; А. Ш. Бекмаметов, В. Н. Земляницин, А. В. Козлов, А. В. Никитин в 1964 году.

Значительная часть курсантов, имея в период учебы только отличные и хорошие оценки, оканчивала училище с дипломом с отличием. В 1961 и 1962 годах они составляли треть, а в 1963 и в 1964 годах — около 40 процентов от общего числа окончивших училище.

За успехи, достигнутые в деле подготовки офицерских кадров для Советских Вооруженных Сил, за активную военно-шефскую работу училищу в 1964 году было вручено Знамя Омского обкома КПСС и исполкома областного Совета народных депутатов. Самоотверженный труд многих преподавателей и командиров Родина отметила высокими правительственными наградами. В 1962 году за умелое обучение и воспитание курсантов полковник Д. А. Вайнтрауб, майор Б. В. Крылов были награждены орденом «Знак Почета», а подполковник А. П. Вялых и старший преподаватель высшей математики С. П. Зарницин — медалью «За трудовую доблесть».

Умелым и опытным воспитателем курсантов показал себя майор Степан Данилович Пятерников. В течение трех лет в его роте не было грубых нарушений воинской дисциплины. В 1963 году он провел отличный выпуск молодых офицеров и был назначен командиром отстающей роты. Через год Пятерников вывел роту в число передовых. Его секрет прост: много внимания он уделял индивидуальной воспитательной работе с курсантами, хорошо зная каждого из них.

За высокие показатели в воспитании и подготовке курсантов в 1964 году Указом Президиума Верховного Совета СССР майор С. Д. Пятерников награжден орденом Красной Звезды.

В условиях дальнейшего усиления агрессивного курса империалистических государств Коммунистическая партия и Советское правительство продолжали уделять неослабное внимание вопросам военного строительства, укрепления обороноспособности страны и повышения боеготовности Советских Вооруженных Сил. XXIII съезд КПСС, состоявшийся в 1966 году, указал на необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности СССР, усиления мощи Советской Армии и Флота, поддержания такого уровня боевой готовности войск, который бы надежно обеспечивал мирный труд советского народа.

К решениям съезда партии было приковано внимание всех советских людей, воинов армии и флота, в том числе и личного состава Омского высшего общевойскового командного Краснознаменного училища.

Вот что писал в те дни в газете начальник кафедры тактики училища полковник С. Г. Макаров: «Когда вчитываешься в материалы съезда, рождаются новые и новые мысли. Многие преподаватели кафедры обратили внимание на такой факт. В Отчетном докладе ЦК КПСС ярко показано звериное лицо американских империалистов и их партнеров — западногерманских реваншистов. И сразу же возникает вопрос: «А как мы изучаем с курсантами организацию и тактику действий иностранных армий? Достаточно ли подчеркиваем хищнический, грабительский и агрессивный характер политики империалистов?»

Возросшие требования к офицерским кадрам выдвинули новые задачи перед Омским высшим общевойсковым командным Краснознаменным училищем имени М. В. Фрунзе. Претворение их в жизнь коллектив училища начал под руководством генерал-майора Сагита Хайбрахмановича Улямаева, вступившего в командование училищем в апреле 1965 года. Опытный руководитель и воспитатель, прошедший школу Великой Отечественной войны генерал С. X. Улямаев в короткий срок сумел мобилизовать личный состав на достижение новых, более высоких показателей в подготовке для войск всесторонне образованных офицеров. Уже в 1965 году училище награждается переходящим кубком Военного Совета Сибирского военного округа. В 1966 году фрунзенцы оставили у себя кубок на второй год.

Большой вклад в достижение этих успехов внесла кафедра тактической подготовки училища. Ее начальник полковник С. Г. Макаров, его заместитель полковник М. Г. Фролов, преподаватели-офицеры А. А. Рябов, В. Е. Путятин подготовили целый ряд интересных тактических разработок, приняли самое активное участие в оборудовании учебных классов, поучительно, с полной отдачей проводили с курсантами полевые занятия и тактические учения, особенно те, которые проводились с боевой стрельбой. В ходе их наиболее полно и обстоятельно отрабатывались действия будущих командиров в период организации и ведения боя на фоне сложной, резко меняющейся тактической обстановки.

Особо поучительными были занятия, проводимые полковником М. Г. Фроловым. Каждое проведенное им занятие — это настоящая школа тактического мастерства для курсантов. Несмотря на то, что М. Г. Фролов имел богатый фронтовой опыт — в годы войны он командовал батальоном, полком, был начальником штаба дивизии,— он тщательно готовился к каждому занятию, вкладывал в них не только знания, но и душу, стремился взять от учебного времени максимум пользы. Он и участок местности для занятий подберет, и несколько интересных, поучительных вариантов обстановки продумает, и сложные неординарные ситуации из фронтового опыта позаимствует, требующие от обучаемых творческий инициативы, самостоятельности. Да и противник у него не просто обозначен, а активен, хитер, силен. И как следствие, на занятиях у него царила атмосфера творчества, поисков нового в приемах и способах ведения боя, умелого применения техники и оружия. Курсанты стремились активно решать разнообразные задачи по организации боя и возникающие в ходе его ситуации, навязывать «противнику» свою волю. Словом, скучать в поле им не приходилось. Польза от таких занятий велика, курсанты приобретали необходимые им командирские навыки и уверенность в своих способностях.

Инициативно, с выдумкой строил свою работу и коллектив кафедры огневой подготовки, возглавляемый полковником П. П. Климовым. Работая в тесном творческом содружестве, преподаватели кафедры успешно решили ряд сложных вопросов по переоборудованию стрельбища и созданию прочной учебной базы для дальнейшего повышения огневой выучки курсантов. Было подготовлено несколько новых направлений для стрельбы с различными вариантами мишенной обстановки и, что особенно важно, управление обстановкой стало осуществляться с центральной вышки с использованием новейшей аппаратуры.

Таким образом, к середине 60-х годов в училище была создана добротная учебно-материальная база для изучения военных дисциплин.

Занятия, как правило, проводились на стрельбище, танкодроме и автодроме, независимо от погоды и времени суток. Преподаватели старались тактическую подготовку комплексировать с такими дисциплинами, как оружие массового поражения и защита от него, инженерная подготовка, связь и другие.

Хорошей школой совершенствования командирских качеств, укрепления воли и физической закалки являлись многосуточные полевые выходы.

В районе учений курсанты занимались оборудованием позиций, строительством укрытий для техники. Здесь же с ними проводились тактико-строевые занятия.

В ходе учений отрабатывались такие важные вопросы, как действия роты на бронетранспортерах в условиях активного воздействия воздушного противника, преодоление в средствах защиты «зараженных» участков местности, а также управление ротой при помощи радиосредств на марше. Занятие включало отработку буксировки личного состава роты на лыжах за танками. Значимость практического изучения этого вопроса в современных условиях особенно велика, ибо глубокий снежный покров не позволяет в ряде случаев использовать бронетранспортеры для совершения маневров на поле боя, в то время как буксировка танком одного взвода на лыжах со скоростью 12—15 километров в час резко повышает темпы продвижения наступающих подразделений. Полевой выход включал и самостоятельное приготовление пищи курсантами. Ведь будущий офицер должен быть всесторонне подготовлен, в том числе уметь обеспечить питание подчиненных, организовать приготовление обеда на костре зимой, летом, в дождь, в любых условиях. Теоретически курсанты были обучены этому, но до полевого выхода почти никому из них не приходилось кашеварить в поле. Этого момента с интересом ждали и преподаватели, и курсанты. Абсолютное большинство воинов быстро и сравнительно вкусно готовили пищу в полевых условиях.

На одном из этапов полевого выхода проводилось тактическое учение по теме: «Марш и встречный бой мотострелкового батальона (роты)». Преодолевая зоны «заражения», отражая удары авиации и уничтожая засады «противника», подразделения стремились выйти на выгодный рубеж. Учения подтверждали: успеха в бою добивается тот, кто действует смело и решительно, навязывает противнику свою волю и, упредив его в открытии огня и развертывании, первым наносит удар, захватывает и удерживает инициативу от начала и до конца боя.

Длительные полевые выходы завершались, как правило, боевой стрельбой. Большинство будущих офицеров демонстрировали хорошую тактическую, огневую и физическую выучку, проявили себя как настоящие воины.

Спорту, физической закалке курсантов в училище уделялось особое внимание. Для осуществления гибкого маневра в зимних условиях важную роль играло умение ходить на лыжах. В лыжной подготовке нормой для каждого курсанта являлось пройти за зиму 500 сибирских километров. Выработка у курсантов физической силы, выносливости, ловкости, быстроты и смелости сочеталась с привитием им соответствующих методических качеств и навыков командования. По спортивно-массовой работе училище постоянно занимало призовые места в Сибирском военном округе. Окружная газета в своей статье в апреле 1967 года писала: «...омичи сделали резкий скачок вперед. Спортсмены ОВОККУ заняли первое место в молодежном первенстве округа по стрельбе, второе — по борьбе, третье — по боксу. Курсанты училища завоевали на окружных первенствах 23 призовых места, из них — 7 первых. Это больше, чем заняли Омское танко-техническое, Тюменское военно-инженерное, Томское и Кемеровское училища связи вместе взятые».

В целях улучшения физической закалки курсантов в 1966 году на территории училища развернулись работы по сооружению спортивного комплекса, состоящего из нескольких спортивных залов и плавательного бассейна. Комплекс был введен в строй в 1968 году. Его создание открывало новые возможности для совершенствования физической подготовки курсантов, выработки у них воли, мужества, выносливости, так необходимых будущим офицерам.

Современный бой предъявляет большие требования к морально-боевым качествам воинов. Одной из наиболее ответственных задач командиров, политработников, преподавателей училища было воспитание курсантов в духе беспредельной преданности Коммунистической партии, советскому народу, в духе сознательного выполнения воинского долга.

В этой связи командование училища обращало самое серьезное внимание на марксистско-ленинскую подготовку, глубокое изучение курсантами истории КПСС, диалектического и исторического материализма, политической экономии, основ научного коммунизма.

Преподаватели кафедры марксизма-ленинизма добивались глубокого изучения будущими офицерами произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Программы КПСС, важнейших решений партии и правительства, умения руководствоваться ими в практической деятельности.

Новые, более высокие требования к работникам высшей школы были выдвинуты в постановлении ЦК КПСС от 14 августа 1967 года «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве».

В Омском высшем общевойсковом командном Краснознаменном училище имени М. В. Фрунзе этот важный документ получил горячее одобрение и поддержку. Сразу же после выхода постановления ЦК КПСС на кафедре марксизма-ленинизма училища был разработан план, намечены мероприятия по повышению уровня идейно-теоретической подготовки преподавателей, улучшению качества лекций и семинарских занятий с курсантами.

Большую плодотворную работу проводили в этом направлении начальник кафедры марксизма-ленинизма кандидат экономических наук подполковник Н. М. Ермолаев, преподаватели подполковники Г. Н. Клементьев и К. П. Залесский, майор Ю. Б. Марковин.

В учебном процессе нужно было добиться более логичного и последовательного изучения всех составных частей марксизма-ленинизма. С этой целью уточнялась и совершенствовалась последовательность преподавания общественных дисциплин, усиливались межпредметные связи. Это позволяло преодолевать дублирование в преподавании, рациональнее использовать учебное время, планомерно и с хорошими результатами решать задачи по подготовке квалифицированных командных кадров для Вооруженных Сил СССР.

Созданная на кафедре марксизма-ленинизма атмосфера творческого поиска побуждала преподавателей искать новые формы и способы повышения качества преподавания общественных наук. Заметно улучшилось использование на лекциях и семинарах наглядных пособий. Многие из них изготовлялись своими силами. Чаще стали применяться технические средства обучения. Преподаватели подполковник В. И. Кичигин, подполковник И. П. Новосельцев постоянно использовали в ходе занятий магнитофонные записи, кинофильмы и диафильмы.

Серьезное внимание было уделено совершенствованию форм и методов проведения семинарских занятий. В практику прочно вошло приглашение на семинары по истории КПСС ветеранов партии, участников революции, гражданской и Отечественной войн, передовиков производства. Общение с живыми творцами истории помогало курсантам лучше усвоить материал, осознать себя продолжателями славных революционных, боевых и трудовых традиций партии и народа. По опыту преподавателей истории КПСС стал действовать и старший преподаватель курса партийно-политической работы майор В. И. Муравьев. На его занятиях регулярно делились опытом командиры и политработники гарнизона, лучшие пропагандисты, партийные и комсомольские работники города Омска. Курсанты на этих встречах получали практические советы, рекомендации по организации и проведению партийно-политической работы в войсках.

Усилия преподавателей кафедры марксизма-ленинизма по привитию курсантам навыков организации и проведения партийно-политической работы в полевых условиях тесно увязывались с профилирующими дисциплинами в училище — тактикой и огневой подготовкой.

Вот характерный пример. Курсанты 4-го курса отрабатывали занятие по методике боевой стрельбы в составе взвода. Были созданы соответствующий тактический фон, мишенная обстановка. В ходе учения в работу включился старший преподаватель курса партийно-политической работы подполковник И. С. Лузаков. Тщательно изучив тему занятия, специфику его проведения, он определил формы и методы партийно-политического обеспечения боевой стрельбы. Из числа курсантов назначил заместителя командира роты по политической части, секретаря комсомольской организации, агитаторов и редактора боевого листка.

Действия будущих офицеров оценивались не только по тому, как они решали учебные задачи, но и как вели политическую работу. Такие занятия, по словам курсантов, приносили им большую пользу, давали ценные навыки в ведении партийно-политической работы в конкретной обстановке.

Совершенствуя преподавание общественных наук в училище, преподаватели кафедры марксизма-ленинизма неустанно повышали свой теоретический уровень, вели активный научный поиск. Окружная газета в те дни отмечала: «Кандидат экономических наук подполковник Н. М. Ермолаев работает над докторской диссертацией, подполковник Г. Н. Клементьев готовит кандидатскую».

Первые шаги на этом пути сделали преподаватели подполковник К. П. Залесский и майор Ю. Б. Марковин. Оба они успешно сдали экзамены кандидатского минимума.

Преподаватели активно вовлекали в научную работу и курсантов училища.

Подполковник М. Белоковыльский и майор 3. Янгузов — руководители военно-научного кружка по истории КПСС — в ходе подготовки к семинарским занятиям поручали членам кружка самостоятельно изучать архивные и музейные материалы, специальную литературу, а затем выступать перед товарищами с соответствующими сообщениями. С большим интересом курсантами были восприняты рефераты: «Начало рабочего движения и распространение марксизма в Сибири», «Первые рабочие марксистские кружки в Омске», «Омская партийная организация в годы столыпинской реакции», «Борьба омских большевиков с колчаковщиной» и другие.

Серьезным испытанием на командирскую зрелость явился в 1966 году выпускной экзамен по тактической подготовке. Его сложность заключалась в том, что курсанты в комплексе с тактикой проверялись и по другим специальным предметам: оружию массового поражения и защите от него, военно-инженерной подготовке, связи, артиллерии и военной топографии.

Курсанты-выпускники с честью выдержали это трудное испытание. На государственных экзаменах по тактике большинство курсантов получили отличные оценки.

Одним из тех, кто отличился на государственных экзаменах, был ленинский стипендиат, коммунист, старший сержант Виктор Пушкарев. На экзамене он действовал в роли командира мотострелкового взвода, который вел наступление с ходу на «противника».

В роль командира вступил, когда «противник» подтянул резервы и скрытно готовил контратаку. Курсант В. Пушкарев, обладая ясным тактическим мышлением, быстро сориентировался в обстановке, разгадал замысел обороняющихся, упредил их в развертывании, нанес стремительный удар и выиграл «бой».

Виктор Пушкарев окончил училище с дипломом с отличием и золотой медалью. Такой же высокой чести были удостоены его товарищи лейтенанты Михайл Губин, Александр Соколов, Николай Фатеев и другие.

1967 год. По всей стране развернулась подготовка к приближающейся исторической дате — 50-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Повсеместно коллективы промышленных предприятий, колхозов и совхозов, научно-исследовательских и других организаций, воинских частей и подразделений включались в социалистическое соревнование за достойную встречу славного юбилея нашего государства. Нарастала агитационно-пропагандистская работа в массах трудящихся, воинов армии и флота. Ее творческому подъему способствовало принятое Центральным Комитетом КПСС 21 января 1967 года постановление «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте». Подчеркнув необходимость поднять партийно-политическую работу в Вооруженных Силах СССР на уровень требований, вытекающих из решений XXIII съезда КПСС, с учетом сложной международной обстановки и коренных изменений в организации и вооружении войск, характере современной войны и важную роль в этом политработников, первичных партийных организаций, постановление способствовало улучшению всей идеологической и учебно-воспитательной работы, активизации общественно-политической деятельности армейских коммунистов. В соответствии с этим постановлением ЦК КПСС партийный комитет училища был преобразован в политический отдел, начальником которого был назначен полковник А. В. Исаков.

Создание вместо парткома политического отдела — руководящего партийного органа КПСС в Вооруженных Силах, наделенного определенными административно-распорядительными правами, позволяло более конкретно и оперативно осуществлять руководство партийно-политической работой, партийными и комсомольскими организациями, идейно-политическим воспитанием личного состава.

Дальнейшее усиление идеологической работы во многом способствовало подъему политической и трудовой активности воинов-сибиряков.

Личный состав Омского высшего общевойскового командного училища широко развернул социалистическое соревнование в честь 50-летнего юбилея социалистической Родины. По примеру выпускной роты, возглавляемой капитаном А. П. Бородкиным, во многих подразделениях к знаменательной дате были приняты высокие социалистические обязательства по вопросам содержания в отличном состоянии оружия и техники, участия в изобретательской и рационализаторской работе, бережного отношения к военному имуществу, к материальным ценностям, взаимного оказания помощи в учебе и службе, повышения культурного уровня, подготовки спортсменов-разрядников, соблюдения морального кодекса строителя коммунизма.

«В поле и классах — каждый день с оценкой не ниже «хорошо»!—с таким призывом выступили курсанты роты капитана С. В. Томашевского. Призыв был широко подхвачен всем личным составом училища.

Много добрых дел совершили командиры, полит-работники, преподаватели и курсанты училища в честь 50-летия Великого Октября. Повышенные обязательства в юбилейном году они выполнили успешно, число отличников в училище увеличилось почти вдвое. Отличными стали две курсантские роты, 6 взводов, 22 отделения.

При подведении итогов социалистического соревнования с гордостью назывались имена курсантов Ю. Новикова, Г. Карпова, Ю. Чернакова, В. Кадяева, Э. Крамлиха, В. Чашина, Г. Дунаева и многих других питомцев училища, которые по всем предметам получили высокие оценки.

Значительный вклад в достигнутые успехи внесли начальник училища генерал-майор С. X. Улямаев, начальник политического отдела полковник А. В. Исаков, преподаватели — полковники П. П. Климов, М. Г. Фролов, подполковники В. Н. Евдокимов, Г. Н. Клементьев, П. А. Решетников, К. П. Залесский, В. Е. Путятин, майор Г. И. Молчанов и многие другие.

По итогам боевой и политической подготовки Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище заняло первое место в Сибирском военном округе. В ноябре 1967 года командующий войсками округа вручил училищу юбилейное памятное Знамя Военного Совета Сибирского военного округа, а начальнику генерал-майору С. X. Улямаеву правительственную награду — орден Красной Звезды. Курсантская рота капитана С. В. Томашевского по итогам социалистического соревнования в юбилейном 1967 году была занесена на окружную Доску почета. Этой же чести были удостоены курсантский взвод старшего лейтенанта А. П. Карамышева, танковый взвод обеспечения, отделение 2-го взвода 3-й курсантской роты и отличник учебы Ленинский стипендиат В. П. Чашин.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить