.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика В Сибири рожденное

В Сибири рожденное - Вместе с народом

Вместе с народом

Долг Вооруженных Сил СССР перед народом — надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.

Из Конституции СССР.

1968 год. Мысли и дела коммунистов области устремлены на достойную встречу 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Труженики города и деревни делали все возможное, выполняя государственные планы и социалистические обязательства.

В ногу с трудовым народом шли воины армии и флота. Напряженная учеба личного состава училища подходила к завершению зимнего семестра. На учебных полях и стрельбищах мужали, закалялись воины-сибиряки.

22 февраля, в канун 50-й годовщины Советских Вооруженных Сил, по Всесоюзному радио был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил СССР и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота наградить орденом Красного Знамени Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе».

В тот же день на имя начальника училища и начальника политического отдела поступила поздравительная телеграмма от начальника Главного политического Управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерала армии А. А. Епишева: «Главное Политическое Управление Советской Армии и Военно-Морского Флота горячо поздравляют Вас и весь личный состав с награждением орденом Красного Знамени. Своим упорным трудом коллектив училища внес достойный вклад в дело подготовки офицеров — боевых руководителей, мастеров обучения и воспитания личного состава. Выражаем твердую уверенность в том, что в ответ на высокую правительственную награду коллектив училища добьется новых успехов в подготовке высококвалифицированных и беспрекословно преданных Родине и Коммунистической партии кадров для наших Вооруженных Сил».

Дважды Краснознаменное... Это — награда воспитанникам училища, тем, кто на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн ценой собственной крови и жизни отстоял свободу и независимость нашей страны, право советских людей на светлое будущее — коммунизм. Это — высокая оценка и признание важности кропотливой и часто незаметной работы, которую повседневно ведет коллектив командиров, преподавателей и обслуживающего персонала по подготовке и воспитанию молодых командиров, способных вести подчиненных в бой.

12 марта 1968 года состоялось торжественное вручение правительственной награды. Замер в торжественном строю личный состав училища. У трибуны — гости: ветераны войны и труда, рабочие и служащие, шефы, представители местных партийных и советских органов.

Командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник С. П. Иванов зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР и прикрепил орден к знамени училища. Затем состоялся митинг.

В 50-летний юбилей Советской Армии начальник политотдела полковник А. В. Исаков и преподаватель подполковник А. А. Рябов были отмечены медалью «За трудовое отличие». Многие офицеры, курсанты, рабочие и служащие поощрены приказами командующего войсками Сибирского военного округа и начальника училища.

Оснащенность армии и флота новыми видами боевой техники и оружия предъявляли и новые требования к общевойсковому командиру, в первую очередь — технических знаний на уровне современного инженера. С 1968 года училище переходит на подготовку общевойсковых командиров-инженеров по эксплуатации колесно-гусеничной техники. Срок обучения остается прежним — 4 года.

На базе кафедры танко-технической и автотракторной подготовки создаются новые: материальной части и ремонта, эксплуатации и вождения машин, кафедра сопротивления материалов, деталей машин и черчения. За короткий срок училище пополнилось преподавательским составом, мастерами производственного обучения, инструкторами, лаборантами. Вопросы мобилизации личного состава на освоение новых учебных дисциплин, создания новой учебно-материальной базы были в центре внимания политического отдела, партийных и комсомольских организаций. Работа по перестройке учебного процесса проходила под знаком подготовки к 50-летнему юбилею училища.

Высокую оценку деятельности училища дал министр обороны СССР в приказе, посвященном юбилею военно-учебного заведения: «Созданное полвека назад по указанию Коммунистической партии и Советского правительства, училище стало подлинной кузницей командных кадров Советской Армии. За эти годы училище подготовило тысячи офицеров, которые внесли достойный вклад в дело укрепления боевого могущества Советских Вооруженных Сил, проявили мужество и героизм в боях за честь, свободу и независимость нашей Родины»*. (* - Приказ MО СССР № 310, 1969, 28 декабря.)

27 декабря 1969 года в Концертном зале состоялось торжественное собрание личного состава училища. На собрании присутствовали руководители партийных и советских органов, воинской части гарнизона. Здесь же были пионеры и комсомольцы подшефной школы. Торжество закончилось праздничным концертом. Перед воинами выступили Омский народный хор, ансамбль песни и пляски гарнизона, коллектив художественной самодеятельности училища.

По итогам юбилейного года училище вышло на первое место в округе, завоевав переходящее Красное знамя Военного Совета. Заняло оно и одно из ведущих мест среди военно-учебных заведений сухопутных войск.

К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина около трети курсантов стали отличниками учебы. За высокие показатели в боевой и политической подготовке в апреле 1970 года училище награждается Ленинской юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. А решением Омского городского комитета КПСС, исполнительного комитета городского Совета народных депутатов и областного совета профсоюзов от 14 апреля 1970 года училище занесено в Книгу почета города Омска.

1971 год для училища, как и для всех советских людей, стал важным рубежом истории. В марте — апреле состоялся очередной XXIV съезд КПСС, решения которого стали новой вдохновляющей силой для коллектива училища.

В апреле состоялось общее партийное собрание училища, на котором обсуждались итоги работы XXIV съезда КПСС и задачи коммунистов по совершенствованию качества подготовки кадров. С докладом выступил делегат съезда командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник М. Г. Хомуло. Коммунисты единодушно одобрили политическую линию партии, практическую деятельность ЦК КПСС и приняли к неуклонному руководству и выполнению выводы и решения съезда.

Важнейшей из всех задач оставалась забота о постоянной боевой готовности и результативной учебе, овладении курсантами тактическим мастерством. С 10 мая по 25 августа училище в полном составе занималось в учебном центре. Курсанты 3-х и 4-х курсов принимали участие в 6-суточных учениях, где показали отличную полевую выучку и хорошие командирские качества. Все курсы прошли 2-суточные тактические учения. Наиболее высоких показателей добились подразделения, которыми командовали подполковники А. К. Павловский, П. П. Чемагин, капитан В. А. Соломеин, старший лейтенант В. М. Перк.

Хорошими результатами порадовал выпускной курс — 36 процентов курсантов отлично сдали государственные экзамены и получили дипломы с отличием.

По результатам боевой и политической подготовки и состоянию воинской дисциплины в 1970/71 учебном году училище вновь заняло первое место среди вузов округа, оставив у себя переходящее Знамя Военного Совета Сибирского военного округа, врученное ему в предыдущем году.

В 1972 году училище впервые выпустило большой отряд командиров мотострелковых подразделений — инженеров по эксплуатации бронетанковой техники и автомобилей. Каждый шестой выпускник получил диплом с отличием, а некоторые из них и золотые медали. Государственная экзаменационная комиссия высоко оценила проделанную за 4 года работу. Это была большая победа коллектива училища. К тактическому мастерству выпускника добавилась теперь и профессиональная техническая подготовка инженера.

Отдавая должное тем, кто были первыми в разработке и становлении учебной работы на новых кафедрах, нельзя не вспомнить добрым словом полковника-инженера Д. А. Вайнтрауба, подполковников М. М. Селезнева, П. С. Трошина, полковников-инженеров Н. Е. Дорошкина, участника Великой Отечественной войны кавалера 15 правительственных наград В.М. Машурина. Многое было сделано в этот период кафедрой сопротивления материалов и деталей машин под руководством кандидата технических наук Ю. П. Мышкина. В 1979 году решением Высшей аттестационной комиссии ему было присвоено научное звание доцента.

1973 год — решающий год девятой пятилетки — коллектив училища отметил напряженной учебой на тактических полях и стрельбище, танкодроме и автодроме, в классах и лабораториях. Итоги переводных и государственных экзаменов свидетельствовали о новых успехах, достигнутых фрунзенцами. Около 80 процентов выпускников окончили училище с отличными и хорошими оценками, в их числе 33 человека получили дипломы с отличием, а семь выпускников — золотые медали.

В ходе развернувшейся борьбы за выполнение взятых обязательств высоких результатов достигли курсанты 2-го курса. Они завоевали переходящее Красное знамя Куйбышевского райкома КПСС и районного исполнительного комитета народных депутатов. Лучшие результаты среди курсантских подразделений показала рота, которой командовал капитан А. Г. Брюханенко.

Этой роте было вручено переходящее знамя Омского областного комитета ВЛКСМ.

Успехи училища в полевой выучке были отмечены в газете «Красная звезда». В передовой статье 13 марта 1973 года она писала: «В Омском высшем общевойсковом командном училище имени М. В. Фрунзе, например, занятия в поле планируются так, чтобы они начинались днем, а заканчивались ночью или наоборот, начинались ночью, а заканчивались днем. Это дает возможность испытать напряженный ритм и высокие нагрузки современного боя. Здесь стали традиционными трехсуточные комплексные учения с лыжными маршами на 150—200 километров».

Творческий поиск новых методик обучения шел на всех кафедрах. Находили все более широкое применение элементы программированного обучения и контроля, что способствовало более быстрому усвоению знаний курсантами.

В трудные периоды борьбы за выполнение государственных планов личный состав училища всегда был рядом с рабочими, тружениками села. Например, в 1972 году в горячие дни уборки урожая силами курсантов было переработано 100 тысяч тонн зерна. На завершающем этапе уборки урожая 29 октября был проведен комсомольский воскресник, в котором участвовали все комсомольцы училища.

Выражением единства армии и народа явилось участие фрунзенцев в уборке урожая 1973 года. Подразделение, сформированное на базе училища, возглавляемое офицером А. П. Плотниковым, участвуя в двадцатой целинной жатве, с честью выполнило задание Коммунистической партии и Советского правительства. За высокие трудовые показатели подразделение награждено Красными знаменами Северо-Казахстанского обкома КПСС, облисполкома и областного совета профсоюзов, Тимирязевского райкома КПСС и райисполкома Северо-Казахстанской области, Актюбинского обкома ВЛКСМ. Орденом Трудового Красного Знамени был отмечен командир подразделения

А. П. Плотников, а его заместитель офицер А. В. Каплатадзе — орденом «Знак Почета».

В мае 1974 года успешно завершен начатый в 1973 году обмен партийных документов. В ходе его партийные организации обогатились новым опытом партийной работы, усилилось их влияние на все стороны жизни и деятельности подразделений, больше стало уделяться внимания индивидуальной работе с коммунистами, повысилась их ответственность за выполнение партийного и служебного долга. Это существенно сказалось на качестве учебно-воспитательной работы.

Переводные и государственные экзамены 1974 года показали высокую выучку личного состава. Средний балл успеваемости по результатам летней сессии составил 4,28.

В 1974/75 учебный год коллектив училища вступил под руководством генерал-майора С. Н. Марценюка, требовательного и опытного руководителя. Имея большой войсковой опыт командирской деятельности, участник Великой Отечественной войны Сергей Николаевич внес много нового в учебный процесс, в научную организацию воинского труда. Им много сделано в деле повышения ответственности каждого преподавателя, командира, политработника за строгое выполнение учебных планов, рациональное использование учебного времени, совершенствование учебно-материальной базы.

Новый размах получило социалистическое соревнование за достойную встречу 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, развернутое по почину личного состава гвардейского мотострелкового Порт-Артурского полка. Основное внимание при этом уделялось полевой выучке и ее сердцевине — тактической подготовке. В комплексе с тактикой отрабатывались вопросы огневой подготовки, вождения боевых машин, военной топографии, связи и других дисциплин.

Итоги государственных и передовых экзаменов 1975 года, явившиеся одновременно и подведением итогов выполнения социалистических обязательств, взятых коллективом в честь 30-летия великой Победы, показали возросшую выучку личного состава. Лучших показателей добился батальон курсантов, которым командовал полковник М. С. Зильбер. Среди рот победителем стала рота капитана В. А. Кругликова. Этим подразделениям были вручены переходящие Красные знамена.

Партийные организации училища, командиры, политработники, претворяя в жизнь рекомендации Всеармейского совещания идеологических работников, усилили идейно-воспитательную работу, направляя ее на формирование у личного состава марксистско-ленинского мировоззрения, идейной убежденности, воспитания в духе советского патриотизма и сознательного исполнения воинского долга.

Широкий размах получила шефская работа. Курсантские подразделения шефствовали над 18 школами города и области.

В 30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне училище посетили ветераны 308-й Гуртьевской дивизии. С их участием был открыт музей боевой славы училища и памятник М. В. Фрунзе, выполненный из металла и бетона скульптором Ф. Д. Бугаенко,— символ воинской доблести и верности коммунистическим идеалам. Курсанты с большой любовью чтут память полководца, имя которого носит училище. Здесь молодые воины принимают военную присягу, дают клятву на верность Родине. Отсюда выпускники-фрунзенцы уходят в войска.

Семидесятые годы — период напряженной борьбы КПСС за мир, основанный на прочном фундаменте международной безопасности и сотрудничества. Все прогрессивное человечество видело в Советском Союзе надежду и опору в миролюбивых свершениях на благо народов.

Министр обороны СССР Маршал Советского Союза СССР Д. Ф. Устинов, выступая на торжественном собрании в Москве 22 февраля 1978 года, говорил: «...Пусть никто не принимает наше миролюбие за слабость, и пусть никто не пытается пугать нас новыми видами смертоносного оружия: крылатыми ракетами, нейтронными бомбами или чем-либо в этом роде. Представляется нелишним напомнить, что запугивать нас — дело бессмысленное и безнадежное... Обладая большими возможностями в создании современной военной техники, Советский Союз не раз заявлял, что не хотел бы идти по пути соревнования в военно-технической области»*.(* - Правда, 1978, 23 февраля.)

Этому заявлению предшествовал титанический труд советского народа в 1971—1975 годы, когда социально-экономические задачи девятой пятилетки были выполнены, значительно возрос технический уровень производства, на должном уровне обеспечена обороноспособность страны.

С чувством горячего одобрения и единодушной поддержки воспринял коллектив училища в феврале 1976 года решения XXV съезда КПСС. Величественные перспективы коммунистического строительства, намеченные партией на десятую пятилетку, благородные цели внутренней и внешней политики КПСС вдохновили личный состав на дальнейшее улучшение учебы, на повышение качества освоения боевой техники и оружия.

Используя накопленный опыт, командование училища, преподавательский состав, партийные и комсомольские организации умело направили творческий энтузиазм курсантов на совершенствование полевой выучки, глубокое изучение и мастерское применение техники и вооружения в сложных условиях современного боя.

Значительный объем работ, выполненный в училище по совершенствованию учебно-материальной базы, оборудованию классов, лабораторий, полевых объектов техническими средствами, повышение методического мастерства преподавателей и командиров подразделений способствовали улучшению качества обучения курсантов на всех кафедрах и по всем дисциплинам. Средний балл успеваемости, например, по материальной части боевых машин и автомобилей составил 4,55, по тактической подготовке — 4,58, автомобильной подготовке — 4,78.

XXV съезд КПСС заложил хорошую основу для новых успехов в боевой и политической учебе. Изучение и пропаганда материалов и решений съездов обогатили идейную жизнь подразделений, подняли уровень политической учебы и идейно-воспитательной работы. Целеустремленнее, содержательнее и конкретнее стала партийно-политическая работа. В ней полнее стали учитываться возросшие требования к качеству подготовки офицерских кадров. Больше стало боевитости и инициативы в деятельности партийных организаций. Усилилось их влияние на все стороны жизни и деятельности подразделений и кафедр. Это сказалось на качестве учебы. В тот год 93 процента выпускников на государственных экзаменах показали хорошие и отличные знания.

Из войск шли положительные отзывы о молодых лейтенантах. Газета Московского военного округа в октябре 1976 года писала: «Служат в роте гвардии лейтенанта А. Зиновьева, в одной из лучших рот полка, два молодых лейтенанта Сергей Осипов и Евгений Меркулов. Это настоящие добрые друзья. Их дружба зародилась еще в Омском высшем общевойсковом училище, которое они кончили одновременно в этом году — году XXV съезда нашей родной Коммунистической партии. В этот год «зажглись» лейтенантские звездочки на их погонах, в этот год они получили под свое командование мотострелковые взводы. Примечательно, что в этом году при подведении итогов летней учебы оба взвода вышли в ряды отличных. Хорошее начало!»

В 1977 году произошло важное событие в жизни всего многонационального советского народа. После широкого всенародного обсуждения нового проекта Конституции СССР она была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР. В сердца воинов армии и флота глубоко запали слова, записанные в статье 31 новой Конституции: «Защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа...»

Воодушевленный успехами нашей Родины, постоянной заботой Коммунистической партии о Вооруженных Силах, коллектив училища встретил 60-летие Великого Октября новыми достижениями. Социалистическое соревнование, развернутое по почину передовых частей округа за претворение в жизнь решений XXV съезда и достойную встречу юбилея Советской власти, принесло реальные результаты. Около 30 процентов курсантов стали отличниками боевой и политической подготовки, свыше 95 процентов — значкистами ВСК 1-й степени. 43 выпускника окончили училище с отличием, а семеро из них — с золотыми медалями. Батальону подполковника В. А. Молчанова, победителю соревнования в честь 60-летнего юбилея, вручено переходящее знамя Куйбышевского райкома КПСС и райисполкома Совета народных депутатов. Лучших результатов добилась курсантская рота капитана Ф. В. Шмырина, завоевавшая переходящее знамя Омского обкома ВЛКСМ.

Военный Совет Краснознаменного Сибирского военного округа, оценив ратный труд фрунзенцев в юбилейном году, наградил училище переходящим кубком.

В процессе обучения и в ходе политико-воспитательной работы в училище широко стали использоваться технические средства пропаганды и наглядные пособия — фильмоскопы, магнитофонные записи, диафильмы, просмотр научно-популярных и хроникально-документальных фильмов. Неослабное внимание уделялось дальнейшему совершенствованию учебно-материальной базы.

Выработке единого подхода к обучению и воспитанию в значительной мере способствовала организованная политотделом училища методическая конференция на тему: «Формы и методы работы преподавателей и командиров подразделений по обеспечению единства обучения и воспитания курсантов, формированию у них высоких морально-боевых и командирских качеств». В докладе начальника училища генерал-майора С. Н. Марценюка и в выступлениях участников конференции офицеров Ю. М. Васильева, П. М. Зубенко, Е. К. Дикова, А. И. Гудковского и других были высказаны конкретные рекомендации, как совершенствовать учебно-воспитательный процесс с тем, чтобы любое занятие или партийно-политическое мероприятие способствовало формированию курсанта как идейного бойца и как квалифицированного общевойскового командира, способного со знанием дела руководить воинским коллективом, обучать и воспитывать подчиненных.

Атмосфера творческой активности, взыскательности и принципиальности, умелое использование дополнительных возможностей и резервов позволили коллективу училища целеустремленно решать стоящие перед ним задачи.

По итогам боевой и политической подготовки 1977/78 учебного года училище вновь вышло в число передовых вузов округа и удержало у себя переходящий кубок Военного Совета.

Командование и политический отдел всегда интересовали отзывы о службе в войсках бывших выпускников училища. На них воспитываются курсанты — будущие офицеры, если отзывы положительные. А если отрицательные? Хотя и очень редко, но и такие бывали.

Тогда делали выводы командиры и педагоги всех рангов.

Как не может радовать рассказ о службе офицера Г. Н. Турина, выпускника 1962 года, напечатанный 9 мая 1978 года в газете «Омская правда». После окончания училища Г. Н. Турин зарекомендовал себя пытливым и настойчивым командиром, умелым воспитателем подчиненных. Командовал различными подразделениями. После окончания академии офицер Г. Н. Турин — командир мотострелков. Под его руководством подразделение награждено вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Настоящую командирскую зрелость офицер проявил на учении «Березина». Возглавляемое им подразделение успешно справилось с поставленными задачами, «воевало» по-фронтовому, по-гвардейски. Большинство рот и взводов за учение «Березина» удостоилось высшего балла. По достоинству оценен ратный труд и командира. Министр обороны СССР наградил его именными часами. В том же году Г. Н. Турин был награжден ценным подарком за первое место в Вооруженных Силах, занятое на Всеармейском смотре-конкурсе по быту. А накануне 60-летия Вооруженных Сил Указом Президиума Верховного Совета СССР офицер Г. Н. Турин награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.

А вот такой отзыв прислал командир части на выпускника 1975 года лейтенанта А. А. Бухтина: «Обладает хорошими навыками в обучении и воспитании подчиненных. Вдумчиво и эффективно проводит партийно-политическую работу в подразделении. Умело руководит коллективом. Взвод, которым командовал лейтенант Бухтин, в течение 2-х лет являлся отличным. Выдвинут на должность командира роты. Второй год рота, выполняя социалистические обязательства, сдает итоговые проверки на отличные оценки».

За умелое воспитание и обучение личного состава, безупречную службу большая группа офицеров и прапорщиков училища удостоена правительственных наград. Начальники кафедр П. П. Климов, В. И. Цвейлих награждены орденом Красной Звезды. Медалью «За боевые заслуги» — преподаватели Е. К. Диков, Ю. Н. Пестерев, заместитель командира курсантского батальона по политчасти Н. С. Сидоренко.

Итоги зимней сессии и комплексной проверки деятельности училища, проведенной в мае 1979 года комиссией Управления вузами Сухопутных войск, возглавляемой начальником вузов генерал-полковником Г. П. Клюевым, свидетельствуют о том, что личный состав успешно выполнил свои социалистические обязательства и уверенными темпами идет к своему 60- летнему юбилею.

Комиссия отметила, что командование училища, политотдел, учебный отдел, начальники и заведующие кафедрами, командиры и политработники правильно понимают поставленные перед училищем задачи по подготовке офицерских кадров и целенаправленно работают по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Отмечалось, что курсанты имеют необходимые знания, уверенно ориентируются на местности, хорошо подготовлены в тактическом отношении, показывают твердые практические навыки в действиях с оружием, боевой техникой, обучены управлению огнем стрелковых подразделений.

Государственные экзамены полностью подтвердили выводы комиссии. Тридцать два курсанта окончили училище с отличными результатами.

25 декабря 1979 года во Дворце культуры имени Козицкого проходило торжественное собрание личного состава и общественности Омска, посвященное 60-летнему юбилею училища. За высокие показатели в социалистическом соревновании училище было определено лучшим и ему было вручено переходящее знамя Военного Совета Сибирского военного округа. Приказом начальника училища за высокие показатели в учебно-воспитательной работе и личную примерность поощрена большая группа офицеров, прапорщиков, курсантов, солдат, сержантов, рабочих и служащих.

В адрес училища пришло большое количество писем и поздравительных телеграмм. Откликнулись многие питомцы училища — выпускники разных лет.

Дорогими для училища были письма ветеранов войны. Ведь их профессиональные знания и моральная закалка, полученные в училище, были проверены в огне боев. Одно из таких писем прислал выпускник училища 1943 года Д. Бутовецкий из Московской области. Вспоминал ветеран о себе и своем друге Владимире Веселовском, тоже выпускнике училища. Радовался за фронтового друга, с которым прошли трудные дороги.

Восьмидесятые годы потребовали от командиров, политработников, преподавателей училища новых усилий в совершенствовании подготовки офицерских кадров. Был дан решительный бой посредственности в учебе. Состоявшееся 1 ноября 1980 года партийное собрание училища рассмотрело вопрос: «О состоянии организаторской и политической работы партийных организаций по достойной встрече XXVI съезда партии, дальнейшему повышению качества обучения и воспитания курсантов в свете требований ЦК КПСС и министра обороны СССР». Выступившие на собрании представитель округа генерал-лейтенант А. Д. Казак, начальник училища генерал-майор С. Н. Марценюк, полковники Л. А. Бурулев, Д. А. Блажко, курсант Е. Е. Скалозуб и другие говорили о недостатках и резервах в вопросах боевой готовности, политической бдительности, в учебно-воспитательном процессе. Острой критике была подвергнута научная работа. Собрание приняло развернутое решение, которое нацеливало партийные организации на выполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1979 года «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». Это постановление обращало серьезное внимание всех руководителей и педагогов на единство процесса обучения и воспитания молодежи. Сама по себе постановка вопроса логично вытекала из Постановления ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы».

В училище всегда придавалось большое значение идеологической работе. Вопросы воспитания коммунистической убежденности, партийной зрелости были и оставались в центре внимания преподавателей всех кафедр. Каждый педагог, будь он инженер, огневик, тактик или преподаватель иностранного языка, работал и работает по принципу А. С. Макаренко: «Я имею для руководства общие принципы философии марксизма»*. (* - Макаренко А. С., соч., т. IV, 1957, с. 436.) В этом смысле вся жизнь, быт, уклад, внутренний порядок и взаимоотношения в училище всегда строились так, чтобы формирование личности будущего офицера проходило в комплексе, всесторонне. Это было и остается краеугольным камнем в работе политотдела, партийных организаций, преподавателей, командиров.

Глубину познаний в марксистско-ленинской теории дают курсантам преподаватели кафедры марксизма-ленинизма. Многое на кафедре сделано за последние годы. Добротная учебная база, высокий уровень преподавания, активное участие в научной работе, в межвузовских состязаниях по общественным наукам— все это во многом способствует формированию у будущих офицеров глубокой марксистско-ленинской убежденности.

Праздничный день 23 февраля 1981 года был особенным. Начал свою работу XXVI съезд КПСС. «В отчетный период,— отмечалось в докладе Центрального Комитета,— партия и государство ни на один день не упускали из поля зрения вопросы укрепления оборонного могущества страны, ее Вооруженных Сил. К этому нас обязывает международная обстановка»**. (** - Материалы XXVI съезда КПСС. М., с. 66.)

Идеи съезда, его решения легли в основу работы коллектива училища. Они поставили новые задачи перед коммунистами.

Политический отдел училища в то время представляли опытные политработники. Под руководством начальника политического отдела полковника Л. А. Бурулева эффективно решали задачи партийно-политической работы офицеры А. И. Лывин, С. Н. Сидоренко, Н. М. Кострицын, А. И. Савчук, А. Л. Надыкта, А.А. Дмитриев, служащие Н. А. Гаврилова и P. H. Дмитриенко. Работа коммунистов оказывала влияние на все стороны жизни и деятельности училища. В тот год училище успешно выполнило социалистические обязательства, борьба за выполнение которых велась под девизом: «За высокую боевую готовность, твердый воинский порядок». 17 процентов личного состава закончило учебный год с отличными результатами.

На государственных выпускных экзаменах курсанты показали хорошую профессиональную и техническую подготовку, глубокие знания по общественным наукам и политическую зрелость. 39 выпускников получили дипломы с отличием.

Идеологическая работа тесно увязывалась с жизнью. Вошли в практику и стали традиционными еженедельные политические и технические информации для офицеров и курсантов, ежедневное прослушивание последних новостей и просмотр телепередачи «Время». Эти мероприятия были предусмотрены распорядком дня, стали законом и потребностью воинов.

Много лет при клубе училища работает университет культуры, в программе которого есть факультеты театрального искусства, музыкальный, киноискусства, этики и эстетики. Перед курсантами регулярно выступают артисты, режиссеры, музыковеды. Так, в 1984/85 учебном году на театральном факультете занятия проводили народная артистка РСФСР Т. Ожигова, заслуженные артисты РСФСР В. Мальчевский, В. Канунникова, главный режиссер Театра юного зрителя М. Кольцов, режиссер С. Рудзинский. Занятиями музыкального факультета руководил преподаватель музыкального училища имени В. Я. Шебалина Л. А. Карпман, факультета киноискусства — старший редактор областного управления кинофикации В. Г. Ставицкий и другие активные энтузиасты общественной работы.

В развитии личности важную роль играют и другие формы. Например, личное общение молодых людей с опытными офицерами, преподавателями, командирами, политработниками, с их взглядами на жизнь, общественные явления и т. д. Общение с такими офицерами, как В. И. Цвейлих, М. Я. Чирков, С. М. Фурман, С. Ф. Булгаков, A. Л. Надыкта, Е. М. Коновалов, А. А. Дмитриев обогащают курсантов опытом жизни, способствует формированию личности общевойскового командира. Дела и поступки воспитателя — это его теоретические знания, мораль, нравственность и идейность. Глубокая идейная убежденность, готовность жертвовать личными интересами во имя общего дела — вот что лежит в основе формирования личности командира. Эту истину курсант впитывает лишь тогда, когда видит достойный пример для подражания. Это понимает в училище каждый преподаватель, командир, политработник.

Невозможно переоценить роль книги в идейном росте курсантов. В библиотеке училища имеется более ста тысяч экземпляров книг. Библиотечным фондом училища пользуются все. Знакомство первокурсников с училищем начинается с экскурсии в библиотеку. Вот уже более десяти лет работу библиотеки возглавляет В. В. Гусынина, инициативным трудом которой многое сделано в работе с читателями. Здесь организуются устные журналы, читательские конференции, незабываемыми остались встречи с военным историком И. Е. Молоковым — автором военно-исторического очерка «Разгром Бакича», писателем-очеркистом Л. И. Ивановым.

В военно-патриотическом воспитании будущих офицеров важную роль занимает музей училища. Участник Великой Отечественной войны, энтузиаст и хранитель реликвий музея, выпускник училища 1941 года, полковник в отставке Василий Иванович Кичигин внес большой вклад в его создание. Среди посетителей музея — руководители партийных и советских органов, военачальники, рабочие, труженики села, студенты и школьники. Здесь практикуются заседания бюро Куйбышевского РК ВЛКСМ города Омска, сборы пионерских отрядов. Музей ведет большую работу с ветеранами омских формирований, публикует материалы в периодической печати об участниках Великой Отечественной войны, ветеранах училища.

Эта и другая работа партийных, профсоюзных и комсомольских организаций позволяет эффективно решать вопросы коммунистического воспитания молодежи, во многом способствует повышению ответственности курсантов училища за защиту нашей социалистической Родины.

Боевая учеба, занятия на учебных полях, на стажировке, в аудиториях училища в 1984/85 учебном году прошли под девизом: «40-летию Великой Победы, XXVII съезду КПСС — наш самоотверженный ратный труд». Лучшие результаты в выполнении взятых социалистических обязательств в 1984 и 1985 годах показали батальоны курсантов полковника В. А. Молчанова и подполковника Р. А. Ибрагимова.

В последние годы учебно-воспитательная работа в училище построена на систематизированном научном фундаменте, который определен соответствующим Положением о высших военно-учебных заведениях.

Коснемся только некоторых особенностей. Учебный год в училище начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. Курсантам ежегодно предоставляется зимний каникулярный отпуск продолжительностью две недели и очередной отпуск продолжительностью один месяц. Продолжительность занятий в учебный день — 6 часов, самостоятельной подготовки — 3—4 часа. Продолжительность академического часа — 45 минут. Тактические, тактико-специальные учения проводятся систематически. Изучение каждого предмета заканчивается экзаменом.

Планирование учебной работы в училище ведется на основе учебных программ и включает в себя разработку структурно-логических схем, тематических планов и расписаний занятий.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, лабораторные занятия, практические занятия, групповые упражнения и тактические (тактико-специальные) учения и занятия, командно-штабные учения и военные игры, стажировки курсантов в войсках, курсовые работы, контрольные работы, консультации, самостоятельные занятия. По общественным наукам проводятся теоретические конференции и индивидуальные собеседования.

Научная работа является одним из видов деятельности училища. Она направлена на исследование военно-теоретического наследия В. И. Ленина, деятельности КПСС по укреплению Вооруженных Сил СССР, актуальных проблем военно-теоретического наследия, на научное обоснование перспектив развития вооружения и боевой техники, на разработку способов их боевого применения, эксплуатации и ремонта техники и другим направлениям. С 1981 года эту деятельность в училище возглавляет заместитель начальника учебного отдела по научной работе полковник В. И. Петров. С этого времени в училище особенно активизировалась деятельность по подготовке научных кадров. Многие преподаватели работают над диссертациями на соискание ученой степени кандидата наук.

Преподавательский состав, командиры, политработники училища принимают активное участие в научно-исследовательской работе, получившей кодовое название «Обучение-4». В результате целый ряд рекомендаций в учебно-воспитательной работе был применен на практике.

Большое внимание уделяется учебе по привитию курсантам навыков в научно-исследовательской работе. На кафедрах созданы и функционируют 33 кружка военно-научного общества. В 1984 году на Всесоюзном конкурсе по военной науке и технике 14 работ курсантов отмечены грамотами, а работа курсанта Казакова — дипломом.

На Всероссийском конкурсе по общественным наукам 9 курсантов награждены грамотами. На традиционных олимпиадах по общественным наукам, в которых ежегодно принимают участие все вузы города Омска, курсанты училища прочно удерживают престиж лучших знатоков по марксистско-ленинской философии и занимают первые и вторые места. По английскому, немецкому, французскому языкам и политической экономии — призовые места.

Научная работа в училище по общественно-научным проблемам ведется в тесной связи с вузами города Омска. В марте 1984 года в училище проведен семинар заведующих кафедрами общественных наук вузов города по теме: «Военно-патриотическое воспитание советской молодежи на героических традициях КПСС и Советских Вооруженных Сил».

Историю училища нельзя представить без спорта и той роли, которая придается физической подготовке для воспитания будущих офицеров. Исторически так сложилось, что пехота названа «царицей полей» за то, что во все времена отличалась физической выносливостью и маршевой подготовкой, способностью стойко переносить трудности походно-полевой жизни.

Это осталось в традиции и современных мотострелков, чья жизнь и служба немыслимы без физической закалки, без способности совершать длительные по времени и расстояниям марши, без умения поражать противника днем и ночью на предельных дальностях с первого выстрела, с первой очереди. Словом, современный офицер сухопутных войск без ловкости, силы, выносливости и подвижности немыслим. Это условие заложено в организации физической подготовки в Омском общевойсковом училище.

Только за период с 1968 года в училище выращено 48 мастеров спорта СССР, более 250 кандидатов в мастера спорта СССР. Каждый выпускник училища имеет спортивный разряд, права на управление автомобилем и является механиком-водителем не ниже 3-го класса. Училище ежегодно отмечается как лучшее среди вузов округа по спортивно-массовой работе, а в 1984 году в смотре спортивно-массовой работы в Сухопутных войсках завоевало первое место.

Секция стрелкового спорта в училище работает с 1960 года. В ней выросло немало мастеров меткого огня. Звание чемпионов округа неоднократно завоевывали мастера спорта курсанты А. Дудин, Н. Сидельников, А. Васильев, рядовые Л. Кирюшина, Л. Дацюк, кандидаты в мастера спорта СССР Ю. Капустин, А. Лазаревич, А. Беляев, служащие СА Л. Кравченко, Н. Минеева и другие. Они неоднократно защищали спортивную честь округа и на более высоком уровне. Призерами первенства Вооруженных Сил по стрельбе были в разное время офицеры А. Дудин, А. Васильев, рядовые Л. Кирюшина, Л. Дацюк. Звание чемпиона вузов Сухопутных войск завоевал офицер училища А. Цветков.

Организатором и опытным руководителем физкультуры и спорта в училище выступает кафедра физической подготовки и спорта. Офицеры А. Ф. Алексеенко, А. С. Чернов, Н. Ф. Исаев и другие, являясь хорошими методистами, лично показывают высокое спортивное мастерство. И вот результат: личный состав училища, получая постоянную физическую закалку, отличается крепким сибирским здоровьем, стойко переносит трудности полевой учебы, успешно осваивает весь комплекс учебной программы.

До середины 80-х годов коллектив училища успешно работал, выполняя решения XXVI съезда КПСС. В 1986 году XXVII съезд партии поставил Вооруженным Силам СССР новые, еще более ответственные задачи по защите завоеваний социализма, сохранению мира на земле. Это обусловлено тем, что международный империализм, возглавляемый США, отвергая миролюбивые инициативы Советского Союза, ведет агрессивный курс, создает очаги напряженности, продолжает наращивать и разрабатывать новые виды ядерного оружия, переносит его в космическое пространство.

Коллектив офицеров и преподавателей училища совершенствует учебно-методическое мастерство, воспитывает будущих командиров Советских Вооруженных Сил в духе преданности и любви к Родине, учит их умело применять современное оружие, совершенствовать организацию боевых действий.

Нет сомнения, прославленное сибирское училище под руководством генерал-майора Г. П. Никитина, политотдела и в новой обстановке с честью выполнит задачи по подготовке высококвалифицированных командных кадров для Советской Армии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить