.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика В Сибири рожденное

В Сибири рожденное - Предгрозовые годы

Предгрозовые годы

На днях исполнилось 20 лет со дня основания Омского военного училища имени М. В. Фрунзе. За 20 лет училище выпустило не одну тысячу командиров. Среди них — Герой Советского Союза Дорофей Тимофеевич Левченко, Иван Романович Лазарев, много орденоносцев.

Училище является инициатором соревнования за лучшие показатели учебы среди военных училищ РККА. В последние два года оно держит первенство в этом соревновании.

«Правда», 1940, 12 января.

Главный учебный корпус училища

Главный учебный корпус училища

Знамя Московского Совета Рабочих и Крестьянских депутатов, которым были награждены курсы за проявленный героизм в борьбе с кулацким бандитизмом в 1920—1921 гг.

Знамя Московского Совета Рабочих и Крестьянских депутатов, которым были награждены курсы за проявленный героизм в борьбе с кулацким бандитизмом в 1920—1921 гг.

Курсанты-отличники 5-й роты, Слева направо: М.Г. Фролов, В.П. Колесников, Т.Ф. Павлов, В.Г. Власов, А.К. Беспалов.

Курсанты-отличники 5-й роты, Слева направо: М.Г. Фролов, В.П. Колесников, Т.Ф. Павлов, В.Г. Власов, А.К. Беспалов.

Д. Т. Левченко. К.Д. Запарин.

Д. Т. Левченко. К.Д. Запарин.

Группа делегатов XVIII съезда ВКП(б). В первом ряду М. А. Шолохов, справа выпускник училища Герой Советского Союза Д. Т. Левченко.

Группа делегатов XVIII съезда ВКП(б). В первом ряду М. А. Шолохов, справа выпускник училища Герой Советского Союза Д. Т. Левченко.

Выпускник училища лейтенант И. К. Дудник, награжденный личной фотокарточкой у развернутого знамени училища за отличную стрельбу на соревнованиях в 1939 г.

Выпускник училища лейтенант И. К. Дудник, награжденный личной фотокарточкой у развернутого знамени училища за отличную стрельбу на соревнованиях в 1939 г.

Ветераны училища в день 20-летия Омского пехотного училища им. М. В. Фрунзе. Во втором ряду в центре начальник училища полковник Л. Н. Гуртьев, справа от него — комиссар училища старший батальонный комиссар В. И. Шелепин.

Ветераны училища в день 20-летия Омского пехотного училища им. М. В. Фрунзе. Во втором ряду в центре начальник училища полковник Л. Н. Гуртьев, справа от него — комиссар училища старший батальонный комиссар В. И. Шелепин.

Начальник училища полковник Л. Н. Гуртьев.

Начальник училища полковник Л. Н. Гуртьев.

Выпускники училища 1942 г.

Выпускники училища 1942 г.

Герой Советского Союза генерал-майор К. А. Семенченно с сыном Владимиром на фронте. 1942 г.

Герой Советского Союза генерал-майор К. А. Семенченно с сыном Владимиром на фронте. 1942 г.

Выпускник училища 1932 г. подполковник Я. Г. Аксенов — начальник разведки  13-й Воздушной Армии. Ленинградский фронт.

Выпускник училища 1932 г. подполковник Я. Г. Аксенов — начальник разведки 13-й Воздушной Армии. Ленинградский фронт.

Выпускник училища 1936 г. капитан Н. Н. Азовцев — командир 43-го  стрелкового полка 118-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта. 1941 г.

Выпускник училища 1936 г. капитан Н. Н. Азовцев — командир 43-го стрелкового полка 118-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта. 1941 г.

Генерал-майор Н. Д. Козин — участник штурма Берлина.

Генерал-майор Н. Д. Козин — участник штурма Берлина.

Начальник училища генерал-майор Г. Ф. Полищук (выпускник училища 1936  г.).

Начальник училища генерал-майор Г. Ф. Полищук (выпускник училища 1936 г.).

Удостоверение личности В. И. Полосухина, пробитое фашистской пулей.

Удостоверение личности В. И. Полосухина, пробитое фашистской пулей.

Выпускник училища 1922 г. полковник В. И. Полосухин — командир 32-й  Краснознаменной Сибирской дивизии (справа) и комиссар дивизии полковой комиссар  Г. М. Мартынов. Октябрь 1941 г.

Выпускник училища 1922 г. полковник В. И. Полосухин — командир 32-й Краснознаменной Сибирской дивизии (справа) и комиссар дивизии полковой комиссар Г. М. Мартынов. Октябрь 1941 г.

Молодые курсанты принимают военную присягу. Справа начальник училища  полковник И. И. Юрпольский.

Молодые курсанты принимают военную присягу. Справа начальник училища полковник И. И. Юрпольский.

Старший преподаватель физподготовки В. П. Серков с молодыми курсантами.

Старший преподаватель физподготовки В. П. Серков с молодыми курсантами.

Отражение атаки «противника»

Отражение атаки «противника»

Пулеметный расчет меняет огневую позицию.

Пулеметный расчет меняет огневую позицию.

«В атаку, вперед!» - командует командир отделения Ф. Одинцов.

«В атаку, вперед!» - командует командир отделения Ф. Одинцов.

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

На полевых занятиях.

На полевых занятиях.

После «боя»...

После «боя»...

В механической мастерской кафедры материальной части и ремонта.

В механической мастерской кафедры материальной части и ремонта.

Практические занятия.

Практические занятия.

Переходящий кубок Военного Совета Сибирского военного округа, врученный  училищу в 1977 г.

Переходящий кубок Военного Совета Сибирского военного округа, врученный училищу в 1977 г.

Выступает хор училища. Солист курсант Чикуев.

Выступает хор училища. Солист курсант Чикуев.

Каждый прожитый год советские люди отмечали новыми успехами в строительстве социализма. Крепла экономика страны, росло морально-политическое единство советского общества. 1937 год — год двадцатилетия первого и единственного в мире социалистического государства, был ознаменован досрочным завершением второго пятилетнего плана, закрепившего социалистические общественные отношения во всех сферах жизни советского общества.

Каждый год в то тревожное время приближал человечество к новой мировой войне. Зловещие сполохи мирового пожара вспыхивали то в одном, то в другом конце планеты. В 1935 году фашистская Италия напала на Абиссинию (Эфиопию). В 1936-м фашистские правительства Германии и Италии пошли на открытую вооруженную интервенцию против Испанской Республики, в 1937-м империалистическая Япония напала на Китай. В 1938-м Германия захватила Австрию, а затем Чехословакию.

Но главной целью международной реакции являлся Советский Союз. В 1938 году, пытаясь прощупать крепость его границ, японские милитаристы предприняли нападение на советскую территорию в районе озера Хасан. Части Особой Дальневосточной Армии выбросили захватчиков за пределы СССР.

В числе командиров, отличившихся в этих боях, были и воспитанники Омского училища имени М. В. Фрунзе. Наиболее ярко их чувства и мысли выразил лейтенант Иван Елизарович Глотов. В заявлении в партийную организацию полка он писал: «Мне 28 лет, прожил я еще немного, но всю эту небольшую жизнь я честно работал для Родины, для народа. Мыслями, всем своим существом я давно в большевистской партии. Теперь, когда я защищаю границы от врагов, я хочу быть коммунистом. Прошу принять меня в ряды ВКП(б). И если вражеская пуля сразит меня на поле битвы, прошу считать меня большевиком».

В августе 1938 года партийное бюро полка приняло Глотова кандидатом в члены ВКП(б), а вскоре он погиб смертью героя в боях за высоту Заозерную. Погибли в этих боях и другие питомцы училища: старшие лейтенанты П. И. Скрипченко, В. Д. Черемнов, С. А. Пашинцев. Все они за мужество и храбрость на поле боя посмертно награждены орденами Советского Союза.

Правительственными наградами отмечены ратные подвиги лейтенантов М. Алексеева и П. Иванова, а трем фрунзенцам — старшему лейтенанту Дорофею Тимофеевичу Левченко, лейтенанту Ивану Романовичу Лазареву и капитану Константину Ивановичу Провалову Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Первый досрочный выпуск красных командиров в 1920 г., во втором ряду  слева шестой начальник курсов М.И. Шпилев.

Первый досрочный выпуск красных командиров в 1920 г., во втором ряду слева шестой начальник курсов М.И. Шпилев.

Михаил Васильевич Фрунзе. Его имя присвоено Омской пехотной школе в  1926 г.

Михаил Васильевич Фрунзе. Его имя присвоено Омской пехотной школе в 1926 г.

Н.П. Корицкий

Н.П. Корицкий

...Вторая рота 119-го стрелкового полка 40-й стрелковой дивизии старшего лейтенанта Дорофея Левченко первой пришла на помощь одиннадцати героям- пограничникам, отражавшим наступление японцев на высоту Безымянную. Подходя к высоте, Левченко уточнил боевую задачу взводам, и рота с ходу вступила в бой.

Дружная и стремительная атака, в которой приняли участие и оставшиеся в живых пограничники, ошеломила врага. Японцы в панике бежали. Преследуя их, рота заняла высоту и восстановила государственную границу.

Рано утром, воспользовавшись густым туманом, захватчики предприняли новую атаку на высоту. Противник был встречен огнем стрелкового оружия и гранатами. Прижав японцев ружейно-пулеметным огнем к земле, не давая им опомниться, молодой командир повел роту в контратаку. Он первым поднялся и с возгласом: — «За Родину! За мной, вперед!»— кинулся на врагов. Воины по примеру командира бросились на противника, имевшего значительный численный перевес. Первая цепь наступавших врагов была смята, уничтожена гранатами и в штыковом бою. Японцы в панике бежали вниз по каменистому крутому склону. Преследуя врагов, Левченко вырвался далеко вперед и оказался один против семи вражеских солдат. Раненный в правую руку, он бросил гранату и, стреляя из пистолета, продолжал бой.

Все новые и новые цепи японских солдат накатывались на сопку. Редели ряды ее защитников. Д. Т. Левченко еще раз ранен в ту же правую руку. Близко разорвавшийся снаряд контузил его. Никому не докладывая о ранениях, он продолжал руководить боем роты до тех пор, пока положение не было восстановлено и враг выброшен за пределы советской земли.

Золотая Звезда Героя украсила грудь отважного командира.

Жизнь не баловала Дорофея Левченко. Родился он в 1911 году в селе Посухивка Черкасской области в семье батрака. В четыре года остался сиротой, воспитывался в семье старшего брата. С ранних лет пришлось непосильным трудом добывать себе кусок хлеба. Семнадцати лет Дорофей уехал из дома в Улан- Удэ, поступил в железнодорожные мастерские. Веселый, общительный, он быстро вошел в рабочий коллектив, сдружился с молодежью. Здесь же вступил в ряды Ленинского комсомола. В 1929 году, когда белокитайская военщина развязала конфликт на КВЖД, он идет в военкомат, просит зачислить его в ряды Красной Армии, послать добровольцем на фронт. Но призвали его в армию только через два года.

В 1933 году вступил в ряды партии большевиков. В 1935-м, окончив с отличными оценками военную школу, Левченко изъявил желание служить на Дальнем Востоке.

После лечения в госпитале Д. Т. Левченко был направлен на учебу в Военную академию имени М. В. Фрунзе. Великая Отечественная война застала его на западной границе, в городе Гродно, на стажировке в штабе 3-й армии. Здесь довелось принять ему первый удар фашистов, с боями отступать на восток. В одном из боев у местечка Свислочь Могилевской области при выходе из окружения Дорофей Тимофеевич Левченко погиб. Погиб как герой, прикрывая отход своих товарищей.

Приказом Министра обороны СССР он навечно зачислен в списки 1-й роты курсантов Омского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища имени М. В. Фрунзе. И каждый день на вечерней поверке над замершим строем разносится:

— Герой Советского Союза капитан Левченко!

— Герой Советского Союза капитан Левченко погиб смертью храбрых в бою за свободу и независимость нашей Родины,— отвечает правофланговый курсант.

Рядом с Д. Т. Левченко на склонах высоты Безымянной сражался и другой воспитанник училища — лейтенант Иван Романович Лазарев, командир взвода противотанковых орудий, поддерживающих действия 2-й стрелковой роты.

Меткий огонь артиллеристов помогал роте успешно отражать атаки превосходящих сил противника. В один из наиболее критических моментов, когда плотный огонь японцев не давал поднять головы, а на роту накатывалась новая волна атакующих врагов, Лазарев выкатил орудия на открытую позицию и прямой наводкой уничтожил 3 противотанковых орудия и 2 пулемета противника.

Убит наводчик, ранен в плечо Лазарев. Подав команду расчетам сменить огневые позиции и наскоро сделав перевязку, он встал на место погибшего наводчика и вел огонь. Раненого лейтенанта отправили на медицинский пункт. Через сутки И. Р. Лазарев присутствовал на партийном собрании в полку, выступал перед коммунистами.

И снова со взводом сражался с японцами до полной победы. Его ратный подвиг отмечен высшей наградой Родины. Он стал первым Героем Советского Союза из артиллеристов.

Всех, кто близко знал Ивана Романовича Лазарева, восхищала в нем какая-то особенная душевная простота, бережное отношение к людям и личная скромность.

Родился он на ст. Опочка Псковской области в 1908 году. За два года Красная Армия стала для Ивана Лазарева вторым домом. Он остался на сверхсрочную службу, затем поступил во Владивостокскую пехотную школу имени Коминтерна, в 1934 году переведен в Омскую пехотную школу имени М. В. Фрунзе. Весной 1936 года И. Р. Лазареву присвоено первичное воинское звание — лейтенант, он направляется на Дальний Восток.

После лечения в госпитале служба продолжается уже в должности командира артиллерийского дивизиона противотанковых орудий, а затем — учеба в Военной академии имени М. В. Фрунзе.

Капитану И. Р. Лазареву не удалось окончить академию. С началом Великой Отечественной войны он принимает артиллерийский полк, участвует в ожесточенных оборонительных боях под Смоленском. В жаркие августовские дни капитан И. Р. Лазарев был ранен, но не покинул поле боя. Умер он от ран в госпитале.

Мужество и героизм в боях с японскими милитаристами проявил и 32-летний командир 120-го стрел- нового полка 40-й дивизии капитан Константин Иванович Провалов. За умелое руководство полком в бою и успешное выполнение поставленной задачи, за личную храбрость и мужество он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Меньше чем через год, в мае 1939 года, японские милитаристы организовали новую провокацию: вторжение на территорию дружественной нам Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол. Верная союзническому долгу, Красная Армия нанесла сокрушительный удар по захватчикам.

И снова воспитанники училища внесли свой вклад в дело победы над врагом. В суровых условиях зрело их боевое мастерство, крепла воля, росла ненависть к врагам Советской Отчизны. Многие из них сложили свои головы, до последней минуты оставаясь верными воинскому долгу. Погибли в боях на реке Халхин-Гол старший лейтенант Мардемасов, лейтенанты Долгов, Никитин, Рудольский, Собокаев, Кизетов, Широбоков, Юшков, Широков, Беляев.

Высокого звания Героя Советского Союза удостоены командир стрелкового батальона капитан А. Ермаков, командир танкового батальона капитан Г. Борисенко, командир стрелкового полка И. Федюнинский.

Правительственными наградами были отмечены подвиги воспитанников училища офицеров Скляра, Бектемирова, Брындина, Сотникова, Дмитриева, Евенко и других и посмертно — Скрипченко, Черемных.

Выпускники училища проявили мужество и отвагу в боях с белофиннами зимой 1939/40 года, пятьдесят из них награждены правительственными наградами.

В сложной международной обстановке, в условиях надвигающейся опасности Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно укрепляли обороноспособность страны, направляли значительные силы и средства на повышение боеспособности Вооруженных Сил. Важнейшим направлением повышения мощи Красной Армии партия считала ее дальнейшее техническое оснащение, моторизацию и организационную перестройку старых родов войск, массовую подготовку технических кадров.

Это была программа технической реконструкции армии и флота.

Быстрыми темпами оснащалась армия бронетанковой техникой. За годы первой пятилетки наша промышленность выпустила около 10 тысяч танков, танкеток и бронемашин. К концу второй пятилетки в войсках насчитывалось около 15 тысяч танков. С 1939 года начался выпуск танков Т-34 и КВ.

В предвоенные годы ускоренно заменялись устаревшие артиллерийские системы. На вооружение поступали модернизированные и вновь созданные системы, например, 120-мм полковые минометы, 85-мм зенитные пушки, 122-мм гаубицы и пушки, самоходные орудия. Количество артиллерийского вооружения непрерывно росло. За первую пятилетку оно увеличилось в 2,4 раза (с 7 до 17 тысяч стволов), за вторую — в два раза.

Красная Армия оснащалась новым стрелковым, в том числе автоматическим оружием — 7,62-мм пистолетами-пулеметами Дегтярева (ППД), самозарядными винтовками СВТ-40, пистолетами образца 1930 г. (ТТ), 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами образца 1938 г. (ДШК), новыми образцами ручных противотанковых и противопехотных гранат.

В предвоенные годы значительное развитие получили авиация и морской флот.

К концу 1938 года был завершен переход от территориально-милиционной к кадровой системе комплектования армии. Происходил количественный рост Красной Армии — численность личного состава за пять лет с 1934 по 1939 год выросла более чем в два раза. В последующем этот рост происходил еще более быстрыми темпами.

Сложная задача выпала на долю военно-учебных заведений страны. Они должны были в короткие сроки полностью обеспечить Вооруженные Силы СССР командными кадрами.

Посильный вклад в дело увеличения в армии командного состава внесли и омичи-фрунзенцы. Приказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 36 от 16 марта 1937 года Омская Объединенная военная школа переименована в Омское военное училище имени М. В. Фрунзе. Училище в тот период состояло из двух батальонов, в которых имелось пять рот и одна артиллерийская батарея. Однако уже в 1938 году происходят значительные изменения в штатах в сторону их увеличения. Сокращается срок учебы курсантов до двух лет. Из штатов училища упраздняется артиллерийское отделение. В это же время училище отказалось от смешанного комплектования рот курсантами разных курсов. В условиях роста численности личного состава старый принцип комплектования не оправдал себя — создавалось много трудностей и путаницы с планированием занятий и практическим проведением их. Роты стали комплектоваться курсантами одного курса.

В сентябре 1938 года в училище имелось 10 рот. Еще через год училище развернуто на 4 батальона по 4 роты в каждом. В марте 1940 года часть курсантов 1- го курса отправлена во вновь формируемые Канское и Новосибирское пехотные училища. Оставшиеся курсанты были разбиты на два потока, один из которых должен был выпускаться в октябре 1940 года, второй — в мае 1941 года.

Новый набор курсантов, проведенный в августе- ноябре 1940 года, был одним из самых многочисленных.

В ноябре 1940 года еще раз изменяется штат. Теперь за основу принята троичная система. Училище состоит из трех курсантских батальонов, по три стрелковых и одной пулеметной роте в каждом. Стрелковые роты состояли из 4 взводов, в пулеметной роте было 3 взвода.

Наряду с увеличением числа курсантов училище в широких масштабах проводило переподготовку командного состава запаса. Только в 1939 году этой формой учебы было охвачено 320 человек. Если в 1938 году количество выпускников составляло 129 человек, то в 1939 году — 955, в 1940 году — 948. Только за первую половину 1941 года училище выпустило 790 командиров.

Но не только количественный рост характеризовал деятельность училища в последние предвоенные годы. Командование, партийно-политический аппарат, преподавательский состав проявляли постоянную заботу об улучшении качественных показателей в подготовке квалифицированных командных кадров, соответствующих возросшим требованиям современной войны. Совершенствовалась учебно-материальная база, переоборудовались классы, лаборатории, кабинеты по тактике, топографии, огневому делу, инженерной подготовке, по специально-экономическим дисциплинам. Очень много внимания было уделено оборудованию стрельбища, учебных полей, число которых резко возросло.

Основным методом преподавания военных дисциплин все больше и больше становилось поле, учебный полигон. Преподаватели повели решительную борьбу с условностями, организовывали проведение занятий путем создания обстановки, максимально приближенной к боевой. От курсантов все в большей мере вместо объяснения своих действий требовался практический их показ, умение подавать необходимые команды, приказы, распоряжения. Занятия стали проводиться в любое время года и суток, при любой погоде.

Значительно возросла интенсивность проводимых занятий. Марш-броски, бег по пересеченной местности стали постоянными спутниками полевых занятий. Повсеместно, не только на полевых, но и на классных занятиях использовались противогазы.

Предметом особой заботы командования училища и учебного отдела были тренировки курсантов в длительных переходах, особенно зимой — на лыжах, привитие навыков жизни в полевых условиях. Учения, подвижные летние и зимние лагеря стали основой, на которой базировалась вся учеба. Характерной особенностью этих мероприятий являлось то, что с каждым годом время нахождения в зимних лагерях непрерывно возрастало, росла протяженность маршей.

19—20 февраля 1938 года курсанты совершили 100-километровый марш на лыжах с полной выкладкой. Марш прошел организованно, без случаев обморожения. Высокими были результаты стрельбы с преодолением полосы препятствий.

Совершив марш, курсанты, тепло встреченные населением Омска, с оркестром прибыли к зданию драматического театра, чтобы приветствовать делегатов проходившей там областной партийной конференции.

Марш получил высокую оценку Инспекции Управления боевой подготовки РККА, проверявшей училище в тот период. Инспекция отметила, что полевая выучка курсантов находится на уровне, позволяющем им выполнить любое боевое задание в зимних условиях.

Маршевая подготовка продолжалась. Следует заметить, зима 1939/40 года в Сибири, как и по всей стране, была чрезвычайно суровой.

Активная роль в выработке физической выносливости, маршевой втянутости, полевой выучки курсантов принадлежала новому начальнику училища полковнику Михаилу Фроловичу Григоровичу, сменившему в августе 1937 года на этом посту комбрига М. И. Петрова. Активный участник Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, член партии большевиков с 1920 года, Михаил Флорович в течение длительного времени работал на должностях военных комиссаров, а затем и на командной работе. Вдумчивый, грамотный в военном отношении командир, принципиальный коммунист, он умело организовывал учебно-воспитательную работу в училище.

Большую помощь и поддержку оказывал ему начальник учебного отдела майор Л. Н. Гуртьев. Именно он был инициатором и организатором большинства мероприятий по подготовке курсантов для действий в условиях, приближенных к боевым. Внимательно изучая опыт боевых действий наших войск с японскими милитаристами в 1938—1939 годах, героическую борьбу народа Испании, Китая, Абиссинии против империалистических захватчиков, он стремился извлечь все новое, что могло пригодиться нам, передать его командно-преподавательскому составу, а через них — курсантам, будущим командирам.

Следует заметить, что командный состав училища сам показывал пример курсантам в физической выносливости и в умении ходить на лыжах, и в стрелковой подготовке. Начальник училища, начальник учебного отдела, как и весь командно-преподавательский состав и партийно-политический аппарат вместе с курсантами совершали марши и походы, вместе с ними жили в палатках и грелись у костров, преодолевали снежную целину, шли в противогазах через «зараженные» участки местности.

Важное значение в деле мобилизации личного состава на повышение качества учебы, укрепление воинской дисциплины имела работа партийно-политического аппарата, партийной организации училища. Коммунисты являлись застрельщиками всех мероприятий командования, направленных на повышение качества учебного процесса, на укрепление воинской дисциплины. Они оказывали большую помощь в организации культурно-массовой, воспитательной, спортивной работы в подразделениях.

Высокую политическую сознательность и активность показали курсанты училища во время первых выборов в Верховный Совет СССР в декабре 1937 года. День выборов — 12 декабря — превратился в подлинный праздник. Уже в первые часы голосование было закончено — в нем приняли участие все сто процентов личного состава училища.

Важным фактором, способствующим улучшению дела подготовки командных кадров в училище, являлось социалистическое соревнование. Здоровая состязательность охватила в эти годы все стороны жизни училищного коллектива. Омское училище соревновалось с Рязанским, Свердловским пехотными училищами. Шло соревнование между батальонами, ротами, взводами, между отдельными курсантами. Командование, партийная организация регулярно подводили итоги соревнования, организовывались взаимные проверки принятых социалистических обязательств. Победителям соревнования вручались дипломы, грамоты, ценные подарки.

Большим морально-политическим стимулом для личного состава было принятие новой военной присяги, проведенное 23 февраля 1939 года, в годовщину Советской Армии. В этот день училище в полном составе выстроилось на центральной площади города Омска. Начальник училища полковник М. Ф. Григорович зачитывал текст военной присяги, курсанты, командиры, преподаватели хором повторяли его. Такой был тогда порядок принятия присяги. Они клялись защищать свою социалистическую Родину мужественно и умело, не щадя своей крови и самой жизни для достижения победы над врагом. Они клялись добросовестно изучать военное дело, быть дисциплинированными воинами.

И они с честью выполняли эту клятву, пока на учебных полях, в классах, на стрельбищах.

В марте 1939 года состоялся XVIII съезд ВКП(б). В его работе принял участие и представитель партийной организации училища, коммунист, начальник училища полковник М. Ф. Григорович.

В дни, предшествовавшие съезду, значительно возросла политическая активность личного состава, активизировала свою работу партийная организация. Только за три месяца — с 1 января по 1 апреля 1939 года — партийная организация приняла два человека в члены и 89 — кандидатами в члены ВКП(б). Многие молодые курсанты вступили в Ленинский комсомол.

В апреле 1939 года состоялось открытое партийное собрание, посвященное итогам XVIII съезда партии. На нем с докладом и рассказом о работе съезда выступил полковник М. Ф. Григорович. Собрание коммунистов единодушно одобрило решения съезда и поставило задачу множить свои успехи в деле подготовки командных кадров для Советской Армии, до конца выполнить взятые на себя социалистические обязательства.

Личный состав училища выступил на страницах журнала «Военный вестник» с обращением ко всем командирам, политработникам и курсантам пехотных училищ РККА, в котором призвал включиться в соревнование. В обращении были изложены конкретные обязательства курсантов на 1938/39 учебный год.

Инспекция сухопутных училищ РККА проверила училище в период с 24 мая по 2 июня 1939 года. Она дала высокую оценку работе командиров, политработников, преподавателей по подготовке командного состава. В выводах Инспекции говорилось: «В целом училище представляет собой крепкий здоровый организм, сплоченный вокруг партии Ленина, способный решать сложные задачи боевой и политической подготовки. Весь коллектив училища мобилизован и борется за организованность в работе и высокие показатели в боевой и политической подготовке. Ведущая роль в этом принадлежит партийной и комсомольской организациям».

Самоотверженный труд позволил коллективу училища добиться замечательных успехов. По итогам 1938/39 учебного года училище снова заняло первое место среди пехотных училищ и пятое место среди всех средних военно-учебных заведений Красной Армии.

В приказе Народного Комиссара обороны СССР № 204 от 11 ноября 1939 года Омское военное училище имени М. В. Фрунзе, наряду с другими четырьмя училищами страны отмечено как одно из лучших училищ Красной Армии. В нем было сказано: «За успехи в боевой и политической подготовке объявляю благодарность и награждаю ценным подарком начальника Омского военного училища имени М. В. Фрунзе полковника М. Ф. Григоровича и комиссара училища полкового комиссара Г. Г. Ковалькова. Начальнику финансового отдела при НКО отпустить в распоряжение начальника Омского военного училища 20 тысяч рублей для премирования особо отличившихся в боевой и политической подготовке курсантов, командиров и начальствующий состав».

Командующим войсками округа была отмечена работа комсомольской организации училища. В день празднования 22-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции за отличные показатели в боевой и политической подготовке она награждена переходящим Красным Знаменем Военного Совета Сибирского военного округа.

Воодушевленные достигнутыми успехами и высокой оценкой, которую дали училищу Нарком обороны и Военный Совет округа, фрунзенцы взяли еще более высокие обязательства на 1939/40 учебный год — выпустить отличниками и по 1 разряду не менее 90 процентов выпускников.

Вторая мировая война, начавшаяся нападением фашистской Германии на Польшу 1 сентября 1939 года, еще более усилила опасность войны для СССР. Коммунистическая партия и Советское правительство приняли ряд дополнительных мер по усилению обороноспособности страны, укреплению Красной Армии.

Вскоре частям Красной Армии пришлось снова браться за оружие. Осенью 1939 года Финляндия, активно поощряемая фашистской Германией, с одной стороны, Англией, Францией — с другой, спровоцировала войну против СССР.

Военные действия нашим частям пришлось вести в труднейших условиях зимы 1939/40 годов, с ее суровыми морозами, глубокими снегами. Пришлось преодолевать глубоко эшелонированную, заранее подготовленную оборону, состоявшую из системы дотов, дзотов и других оборонительных сооружений, насыщенных инженерными заграждениями, имеющих тщательно продуманную систему артиллерийского и ружейно-пулеметного огня.

Почти весь осенний выпуск 1939 года был направлен в действующую армию. И не случайно. Закаленные сибирскими морозами, прошедшие суровую выучку в стенах училища, фрунзенцы, как никто другой, подходили для этого театра военных действий. Многие из воспитанников училища отличились в боях с белофиннами, многие не вернулись...

Лейтенанты Рюмкин, Куприяненко, Полтавец, Воронин, Чернышев, Васильев, Винокуров, получив первое воинское звание, через неделю были на фронте и приняли участие в боях на Кандалакшском направлении, в Заполярье. Командуя взводами в трудных условиях полярной зимы, они не раз вспоминали с благодарностью родное училище. Хорошие лыжники и стрелки, они умело командовали взводами, наносили врагу потери в живой силе и технике. Многие из них получили правительственные награды, стали командовать ротами.

На другом направлении в войне с Финляндией принимала участие еще одна группа выпускников училища — лейтенанты Павленко, Полещук, Стребков, Подопригора, Писарев, Морозов, Михеенко, Саночкин, Сергеев, Панов. Лейтенант Писарев воевал там в должности командира разведроты стрелкового Краснознаменного полка 163-й дивизии. В той же дивизии, в отдельном разведывательном батальоне, командовал взводом лейтенант Морозов, обязанности начальника штаба батальона исполнял лейтенант Сергеев.

Лейтенант Писарев писал в училище из действующей армии: «Те навыки, которые я получил в Омском военном училище, здесь, в условиях Финляндии, мне очень пригодились. Не страшны ни снег, ни морозы, ни оборудование окопов в зимнее время. Я хорошо владею лыжами» *. (* - Материалы музея ОВОКДКУ имени М. В. Фрунзе.)

Смертью храбрых погибли в боях с белофиннами лейтенанты Рунцов, Саночкин, Шилов. Лейтенант Саночкин в январе 1940 года во время штурма неприятельских позиций в районе хутора Юнтус-Ранта первым поднялся в атаку и, увлекая личным примером взвод, захватил позиции. Вражеская пуля сразила его.

Бойцы поклялись отомстить врагу за гибель командира. Яростной атакой противник был смят и уничтожен в бетонных блиндажах и укрытиях.

Храбро сражался с вражеской авиацией командир зенитного взвода 81-го стрелкового полка лейтенант Михеенко. На его счету имелось два лично им сбитых самолета противника. Президиум Верховного Совета СССР наградил фрунзенца орденом Красного Знамени.

На Ухтинском направлении умело и отважно руководил боем особого лыжного батальона его командир — капитан Петр Андреевич Гагаркин, выпускник Омской пехотной школы имени М. В. Фрунзе 1929 года. В 40-градусный мороз, по глубокой снежной целине, под огнем снайперов-«кукушек», батальон успешно атаковал врага, преодолел его оборону, продвинулся далеко вперед, нарушив тем самым всю систему финской обороны на этом участке. Врагу удалось окружить батальон. Но и в окружении бойцы продолжали успешно отражать атаки белофиннов, нанося ему урон в живой силе и технике.

Капитан П. А. Гагаркин был награжден орденом Ленина. 22 воина батальона отмечены правительственными наградами.

Такими же храбрыми и умелыми показали себя в боях с белофиннами командир лыжного отряда Бессарабов, командир батальона капитан А. Н. Соколов, командир взвода лейтенант В. Н. Федотов и многие другие. Более 50 воспитанников училища за эти бои награждены орденами и медалями Советского Союза.

Опыт боев с белофиннами говорил о необходимости больше внимания уделять полевой выучке войск, выработке у воинов выносливости, маршевой втянутости, максимального приближения действий бойцов и командиров к условиям боевой обстановки. Войска должны готовиться к войне жестокой и кровопролитной, требующей предельного напряжения моральных и физических сил.

В соответствии с решениями мартовского (1940 г.) Пленума ЦК ВКП(б) и приказом Народного Комиссара обороны № 120 от 16 мая 1940 года «О боевой и политической подготовке войск на летний период 1940 учебного года» в училище началась перестройка учебного процесса с учетом опыта войны с Финляндией.

В ноябре 1939 года начальником военного училища имени М. В. Фрунзе был назначен Леонтий Николаевич Гуртьев, военкомом училища — старший батальонный комиссар Василий Иванович Шелепин. Под их руководством в новом учебном году подготовка курсантов проводилась с максимальными физическими нагрузками, в сложнейших погодных условиях. Значительно возросло количество ночных полевых занятий. Как всегда, большое внимание уделялось лыжной подготовке.

Общеучилищное отчетно-выборное партийное собрание, состоявшееся 11—12 декабря 1939 года, носило конкретный и деловой характер. Казалось, коммунистам училища есть чем гордиться. Только что получен приказ Наркома Обороны, в котором дана положительная оценка деятельности училища, получили поощрения многие командиры и политработники. Но не чувствовалось успокоенности. Слово «война» никто не произносил, но оно, словно, витало в воздухе. Коммунисты в выступлениях главный упор делали на нерешенных проблемах, смело критиковали недостатки в работе, предлагали пути улучшения качества учебного процесса и повышения воинской дисциплины.

Нет необходимости рассказывать о всех проведенных маршах, учениях, тревогах. Они проводились постоянно, вошли в повседневную жизнь курсантов как составная часть учебного процесса.

В начале лагерного сбора командование училища провело учебную тревогу. В полном составе училище поднялось по тревоге и в течение дня совершило марш в условиях соприкосновения с «противником». Командный состав и курсанты получили хорошую практику в управлении подразделениями на марше и в бою, в организации бивуака и самостоятельном приготовлении пищи. После марша курсанты выполняли боевые стрельбы. Их результат оказался значительно ниже стрельб, проводимых на обычных занятиях.

Основная причина низких результатов стрельбы заключалась в том, что курсанты не были научены стрельбе в напряженных условиях. Командование училища поставило задачу чаще практиковать проведение учебных и боевых стрельб после марша, длительных перебежек, переползания, скоростного бега. Ведь в бою именно так, а не иначе приходится стрелять. Обращено внимание также на организацию разведки, выбор и оценку целей, подачу команд.

Партийная и комсомольская организации работу по мобилизации личного состава на повышение качества учебы проводили в тесной связи со сложившимся международным положением страны. На партийных и комсомольских собраниях проходило широкое обсуждение решений XVIII партийной конференции, поставившей задачу дальнейшего усиления оборонной мощи страны.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз положило конец мирному периоду развития нашей страны. Наступил труднейший этап в жизни первого в мире социалистического государства. Вместе со всем советским народом в новый трудный период жизни и деятельности вступило и Омское военное училище имени М. В. Фрунзе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить