.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика Речные ворота Омска

Речные ворота Омска - ЛЮДЬМИ СЛАВЕН КОЛЛЕКТИВ

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.В. И. ВИШНЯКОВ,
начальник отдела кадров

ЛЮДЬМИ СЛАВЕН КОЛЛЕКТИВ

Как и у каждого человека, у каждого предприятия есть своя биография. Она сберегается в памяти ветеранов, хранится в скупых строчках официальных документов и фотографиях. Десятки лет бережно заполнялась биография Омского порта — труженика, возраст которого полтора века, заполнялась теми, кто создал и приумножает трудовую славу родного предприятия.

Практически вся история становления коллектива отражена в комнате трудовой славы. Здесь на стендах — фотографии, в каждой из которых — определенный этап развития, движения к сегодняшнему дню.

И труд, и быт водников до революции были крайне тяжелы. В конце каждой очередной навигации людей увольняли, а пароходовладельцы произвольно устанавливали продолжительность рабочего дня и размер заработной платы. Основная масса грузчиков ютилась либо в ночлежных домах, либо на баржах. До 1896 года набором грузчиков на Омской пристани ведал пароходовладелец Курбатов, он же вел организацию работ. В 1898 году пристань вошла в состав объединения «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли».

Революционные события 1917 года с воодушевлением были встречены на Омской пристани. После декрета о национализации флота на пристани при активном участии Константина Дмитриевича Невзорова, Якова Георгиевича Тимофеева, Александра Александровича Белянина, Федора Михайловича Королева было национализировано пристанское хозяйство.

С этого времени начал комплектоваться коллектив работников пристани, объединенный трудом и задачами, поставленными перед речниками Советской властью. Когда нависла угроза контрреволюционного переворота, работники пристани 20 мая 1918 года на многолюдном митинге приняли резолюцию, в которой говорилось: «Мы, грузчики, или умрем в борьбе, или победим, стерев с лица земли всех контрреволюционеров, всех врагов рабоче-крестьянского правительства, кто бы они не были!» [ Б. Янковский. На Иртышской магистрали. Омск, 1957.] 20 января 1919 года помещение Омского союза грузчиков было разгромлено, а руководители его арестованы. От рук белогвардейских палачей в застенках охранки погибло немало передовых рабочих.

Тяжелое наследие осталось после разгрома колчаковцев: взорванные пароходы, вагоны, пути. Началась кропотливая работа по восстановлению разрушенного, подготовка к первой мирной советской навигации.

1920 год в истории страны ознаменовался принятием плана ГОЭЛРО. В его разделах по речному транспорту, среди множества важных задач, предусматривалось создание портов первого класса в Астрахани, Царицине, Петрограде, Нижнем Новгороде, Омске, Новониколаевске и других городах, намечались принципиальные основы организации работ по механизации погрузки-выгрузки, по созданию и ведению графиков движения.

Сбыться всем этим предначертаниям суждено было в годы первых пятилеток. А до 1930 года, по свидетельствам очевидцев, пристанского хозяйства как такового вообще не существовало, а было Акционерное общество сибирских грузчиков, решавшее вопросы занятости рабочих, регулировавшее их заработки, отвечающее за соблюдение техники безопасности.

Первым начальником Омской пристани в 1931 году был назначен Василий Семенович Мамаев, старый большевик, лоцман по профессии, с 1933 по 1934 год начальником пристани работал Иван Степанович Шулин, а затем до января 1941 года — Михаил Ерофеевич Семеняк, коммунист с 1919 года, техник-судоводитель по образованию, ранее работавший на судах. На их плечи ложилась трудная задача: восстановление флота, наращивание грузооборота, развитие Омской пристани. Численность работников пристани особенно на погрузочно-разгрузочных работах стала расти. Это обстоятельство требовало новых методов организации труда. Учитывая разобщенность причалов пристани, в 1927 году была введена должность производителя погрузочных работ. Первым прорабом стал М. А. Мариупольский, трудившийся в этой должности до 1958 года.

В 1935—1938 годах на Омской пристани работало в навигационный период до 650 грузчиков (10 бригад). Долгие годы бригадами руководили опытные бригадиры Е. Т. Гужва, Я. В. Ивашкин, М. С. Братченко, М. Н. Тырков.

В те годы о Ефиме Трофимовиче Гужве бассейновая газета «Советский Иртыш» в статье «Петрашевец Гужва» писала: «Ни одна бригада Омской пристани не могла дать более высоких процентов выполнения норм выработки, чем их дает бригада тов. Гужвы.

Бригада Гужвы получила переходящее Красное знамя, получила заслуженно. Методы широко известного стахановца, бригадира Одесского порта А. И. Петраша, воспринятые Гужвой, дали победу его бригаде» [«Советский Иртыш», 10 июля 1931 года.]. В одном из последующих номеров газеты печатался материал о награждении Гужвы Е. Т. значком «Ударник водного транспорта».

В числе лучших бригадиров был Яков Васильевич Ивашкин. За ударную работу он был командирован Омским городским Советом профессиональных союзов в Москву для участия в праздновании Великого Октября (удостоверение № 20 от 2 ноября 1936 года), а в 1937 году был назначен инструктором по внедрению стахановских методов труда на погрузочно-разгрузочных работах.

Отлично трудились бригады грузчиков под руководством М. С. Братченко и М. Н. Тыркова,— они систематически перевыполняли производственные задания.

К 1935 году объем переработки грузов достиг в навигационный период ста тысяч тонн. Чтобы успешно справляться с таким грузооборотом, необходимо было научиться управлять грузовыми процессами. Освоить эту науку можно было, переняв опыт центральных бассейнов по диспетчерскому руководству.

Первым специалистом водного транспорта и первым диспетчером пристани был назначен коммунист Анатолий Яковлевич Заев, способный организатор, много сил отдавший улучшению работы пристани.

Серьезным препятствием для развития пристани явилась высокая себестоимость грузовых работ и большие простои флота под грузовыми операциями. По-прежнему тяжелым, немеханизированным оставался труд грузчиков. Проблема механизации грузовых работ приобретала не только экономическое, но и социальное значение.

Во второй половине 30-х годов на пристани принимаются меры по подготовке механизаторов, а в 1936 году курсы механизаторов закончили первые 13 человек. Работу по организации курсов и обучению слушателей возглавил начальник механизации Леонид Павлович Егоров. Он проявил себя неутомимым рационализатором, много сил и энергии отдавал делу развития механизации погрузочно-разгрузочных работ и внедрению стахановских методов труда. В 1938 году Нарком водного транспорта наградил Л. П. Егорова Почетной грамотой и именными часами.

За годы предвоенных пятилеток значительно улучшилась материально-техническая база пристани, продолжалось становление коллектива. Основной приметой тех лет было стахановское движение. Работники пристани учились управлять производством, боролись за высокую производительность труда, овладевали техникой.

Все краше становилась жизнь, но 22 июня наш мирный труд был прерван. Началась Великая Отечественная война.

Уже в первые дни войны десятки портовиков ушли на фронт, были среди них и девушки. Члены первичной партийной организации во главе с начальником пристани А. И. Быковым подали заявления о зачислении их добровольцами в Сталинскую стрелковую бригаду сибиряков (впоследствии 75-я отдельная добровольческая стрелковая бригада). Куйбышевский райком партии удовлетворил просьбу коммунистов Анфисы Смирновой и Ивана Федоровича Перевалова. В марте 1944 года, освобождая витебщину, Иван Федорович пал смертью храбрых. Анфиса Смирнова после победы вернулась в Омск и начала работать на пристани.

На причалах в эти годы трудовую вахту несли женщины и подростки, заменившие ушедших на фронт отцов, братьев, мужей и сыновей. 12-летним пришел в порт Виктор Журов. Отец его, шкипер, воевал, в порту остались мать и сестра. Виктор стал учеником шкипера, а в 19 лет уже работал самостоятельно. Позднее В. В. Журов окончил речной техникум, ныне он старший диспетчер порта.

13-летним подростком пришла в 1942 году в порт Тамара Максимова, потомственная водница. Дед ее был лоцманом, отец, которого она заменила,— шкипером, брат Виктор, тоже ушедший на фронт, работал с отцом. Тамаре пришлось выполнять обязанности трюмной, матроса, ходить на баржах до Нового Порта. Сегодня Тамара Георгиевна Максимова начальник причала.

С особой силой проявился патриотизм работников пристани в годы Великой Отечественной войны. Они сражались на всех фронтах, освобождая от фашистов Польшу, Румынию, Чехословакию, добивали врага в Берлине, участвовали в разгроме милитаристской Японии. Что не имя — бесценное свидетельство преданности сибиряков своей Родине. Гавриил Селезнев штурмовал Перекоп в гражданскую войну, а в Отечественную наводил переправы, проделывал проходы в минных полях, оставляя за собой надпись: «Разминировано. Селезнев». В последние дни войны он поставил такую же надпись на стенах рейхстага: «Селезнев из Омска». Один из теплоходов в честь доблестного воина был назван его именем —«Плотник Селезнев».

Дмитрий Братченко после тяжелого ранения вернулся в Омск с наградой — орденом Отечественной войны II степени за умелые действия при взятии города Кривой Рог. Воевал и его отец, Михаил Сергеевич. Он тоже был тяжело ранен.

Не было такого сражения, где не проявился бы боевой дух солдат из далекого сибирского города. Мужественно сражался Дмитрий Аписов на Ленинградском фронте. Не раз он бывал ранен, но после ранения снова возвращался в строй. Он награжден двумя орденами и медалями. Представителем 204-й разведроты 314-й стрелковой дивизии участвовал Дмитрий Аписов в третьем антифашистском митинге молодежи в Москве.

Гвардии старшина авиамеханик 18-го гвардейского полка А. 3. Гришаев совместно с авиаполком «Нормандия-Неман» прошел дорогами войны до Кенигсберга, награжден орденом Красной Звезды и медалями.

На широкой российской равнине, в степях Украины, Белоруссии остались 22 могилы сибиряков — тружеников Омской пристани. М. Н. Тырков, В. И. Малахов, И. И. Бородин, Г. П. Телелейкин... Эти мужественные защитники Родины до конца выполнили свой долг.

В селе Удовиченки Полтавской области до недавнего времени на обелиске братской могилы значилось имя геройски погибшего Сергея Михайловича Кононова. Красным следопытам удалось внести поправку в надпись на обелиске. Сергей Михайлович жив, здоров и работает крановщиком на КПЛ-27.

Постановление Совета Министров СССР от 1 сентября 1947 года «О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта» открывает новую страницу в жизни порта. Послевоенные пятилетки — это создание практически нового порта с мощными грузовыми районами, с современной перегрузочной техникой. Резко выросли объемы переработки, увеличилась численность рабочих кадров, повысилась квалификация докеров, обогатились опыт и знания инженеров и техников.

Прилагая все усилия к развитию материально-технической базы предприятия, портовики с готовностью откликались на любой призыв родины, стремились быть там, где труднее.

В 1954 году Центральный Комитет партии выдвинул перед советским народом задачу освоения целинных и залежных земель. Наряду с тысячами добровольцев целинниками стали и труженики порта. Решением комсомольских собраний шести портовикам были вручены комсомольские путевки. Среди уезжавших была и Зинаида Ивановна Смердова, ныне инспектор отдела кадров.

Трудовые дела портовиков, их участие в освоении богатств Тюменского Севера стали новой, интереснейшей страницей жизни предприятия.

Освоение тюменской «нефтегазовой целины», начатое в 60-е годы, значительно ускорило развитие порта. Началось его бурное техническое перевооружение, была построена и начала работать третья очередь порта, предназначенная первоначально для отправки и переработки грузов целевым назначением для Сургутской ГРЭС. Ежегодно в районы нефтегазодобычи отправляется не менее полутора миллионов тонн различных грузов, включая строительные материалы, оборудование, минерально-строительные грузы. Несколько лет портовики Омска работали под девизом: «Грузам нефтяников и газовиков— зеленую улицу!» И совсем не случайно в 1979 году бригадир укрупненной комплексной бригады Омского порта А. В. Беликов был удостоен медали «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».

В навигацию 1982 года экипаж плавучего крана ПГ-3-81 под руководством механика В. П. Таранова был отправлен в командировку в Новый Порт. Работая в комплексе с транспортными судами на перевалке труб большого диаметра с морских судов на речные, коллектив успешно справился с заданием, чем внес ощутимый вклад в работу по досрочной сдаче трансконтинентального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород.

«Золотой фонд» предприятия — его квалифицированные рабочие, инженеры, техники, мастера, бригадиры. Лучшие из них носят звание ударников коммунистического труда. Цвет и гордость коллектива — рабочие династии: Василюки, Смирновы, Узловы, Смуки, Финские, Скуратовы, Ивановы, Блиновы, Лобода, Ефремовы, Братченко, Наумовы... За этими фамилиями — надежность, трудовая обстоятельность, идущая от дедов.

75 лет жизни отдали порту братья Блиновы. У обоих в трудовых книжках только одна запись: «Принят на Омскую пристань». Несмотря на пенсионный возраст, братья продолжают трудиться.

60 лет — таков общий стаж работы в порту династии Василюков. Опытный, кадровый рабочий, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Василий Мартынович Василюк в порту с 1958 года, жена его Валентина Семеновна 17 лет трудилась в бригаде женщин на зачистке вагонов. Ныне в коллективе портовых рабочих, которым руководит В. М. Василюк, работают его сын Василий и племянник Валерий.

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г. Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.

В 1951 году 16-летним пареньком пришел на работу в порт Николай Иванович Узлов. Не имея ни профессии, ни опыта, он стал матросом на лихтере, а после первой навигации любознательный матрос был выдвинут на должность рулевого на пароходе «Грибоедов». Многое не удалось, о чем мечталось,— не хватало знаний, вот поэтому так настойчиво добивался, чтобы сын довершил начатое, сделал то, чего не смог отец. В порту вместе с Николаем Ивановичем работает его сын Станислав, жена Анна Павловна. Общий трудовой стаж династии 54 года.

Рабочие династии — примета предприятий, где любят труд, заботятся о рабочих. И люди на заботу отвечают ударным трудом. Более двадцати работников порта награждены правительственными наградами. В их числе бригадиры УКБ А. В. Беликов и Ю. Д. Зинченко — орденами Трудового Красного Знамени, наладчики В. И. Шапурин и Г. И. Жнец, слесарь В. А. Шмидт — орденами Трудовой Славы III степени, старшие электромеханики кранов ПК-1-59 Ф. И. Лисовский, ПГ-1-75 А. С. Варсегов, заместитель начальника порта В. М. Булычев— орденами «Знак Почета».

Самоотверженным трудом прославила себя бригада портовых рабочих под руководством В. М. Василюка. Сам бригадир Василий Мартынович Василюк за ударный труд удостоен звания «Лучший бригадир Министерства речного флота». Больше четверти века с полной отдачей сил и знаний трудится Василий Мартынович в порту, щедро делится своим опытом с молодежью.

Делиться опытом — еще одна добрая традиция портовиков. В практике наставников немало примеров профессионального роста. Сергей Владимирович Мельников, капитан теплохода РТ-653, более 35 лет на реке, около 20 лет — капитан. Он с любовью растит молодых судо-водителей, прививает им уважение к делу, которому посвятил всю свою жизнь. Трудно сосчитать, сколько речников прошли его школу. Сегодня не без гордости смотрит он на своих воспитанников. Мотористом пришел к нему Юрий Поддубный, а сегодня он — капитан-механик теплохода «Рейдовый-10». Вторую навигацию капитаном теплохода Т-28 работает другой его ученик — В. Н. Обрубов.

Для кавалера ордена Трудового Красного Знамени коммуниста Анатолия Владимировича Беликова забота о молодежи — одна из главнейших. В бригаде Анатолия в основном «трудная» молодежь, поэтому дела коллектива не сразу пошли гладко, но внимание бригадира, умение пробудить в каждом трудовую гордость ярко проявили личность наставника, заставили поверить в него, начать поиск места в жизни. Теперь бригада— одна из лучших в бассейне, на протяжении ряда лет ее состав не меняется, нормы выработки перевыполняются.

Многим портовикам дорог наставник Феликс Иосифович Лисовский. Его подшефные Г. Миклин, А. Мороз сегодня работают механиками плавкранов, А. В. Медведев — механиком на землесосе.

Порт стал доброй школой мужания для многих специалистов, здесь они смогли проявить свои способности, найти приложение творческой мысли.

В числе первых молодых специалистов в 1953 году прибыл в порт Виктор Михайлович Булычев, способный молодой инженер. Он прошел путь от диспетчера грузовых работ до заместителя начальника порта. Из молодых специалистов выросли до руководителей пароходства А. М. Зайцев, В. Аввакумов; А. К. Бородин стал начальником службы порта, В. П. Кравцов — начальником Тобольского речного порта. Трудовую закалку в порту прошли ректор Московского института инженеров водного транспорта Н. П. Гаранин, работники Главного управления портов Ю. А. Ливанский, В. Я. Овчаренко.

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г. Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.

В историю порта навсегда вписаны имена его прославленных тружеников: электросварщицы М. П. Коршуновой, механиков А. А. Шубина и В. Ф. Васильева, начальников причалов А. Д. Самусева и И. А. Черемушкина, бригадира Л. Т. Кривой, токаря-новатора И. М. Крашенина, такелажника А. Н. Николаева, помощника начальника вокзала А. А. Елгина, командиров мощной перегрузочной техники М. Н. Апросича, В. Т. Черных и И. Коровченко и десятков других, чьи усилия превратили порт в одно из самых мощных и современных предприятий Сибири.

Грандиозные планы XI пятилетки требуют подлинно новаторского подхода к их выполнению, глубоких знаний, молодого задора и энергии, помноженных на трудовой опыт и высокую квалификацию. Плечом к плечу с ветеранами трудится молодежь. Ей, кроме специальных знаний, помогает знание истории порта, его трудовых традиций. От боевых и трудовых биографий ветеранов протянута зримая нить к нашим сегодняшним будням. И нынешнее поколение, как бесценный дар, подхватывает факел трудовой доблести, любви к родному порту и вдохновенного труда, зажженный ветеранами.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить