.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика Речные ворота Омска

Речные ворота Омска - ДЛЯ БЛАГА ПАССАЖИРОВ

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.В. В. АНДРЕЕВ,
начальник Омского речного вокзала

ДЛЯ БЛАГА ПАССАЖИРОВ

Более 1400 тысяч человек каждую навигацию пользуются услугами Омского речного вокзала. Они совершают поездки по местным пассажирским линиям с деловыми целями или просто отдыхают, пользуясь услугами комфортабельных речных судов, и даже не представляют себе, как можно обойтись без бюро информации, без электронных табло и ряда других необходимых услуг, которые им оказывают службы речного вокзала. Сегодня трудно поверить, что не так давно ничего этого не было: ни самого вокзала, ни комфортабельных судов, даже термина такого — обслуживание пассажиров — не было.

Первые пароходы появились на Иртыше в середине XIX века. Это были неуклюжие тихоходные сооружения с большими гребными колесами и маломощной паровой машиной. Они курсировали между Тюменью, Томском, Тобольском, а позднее и Омском, успевая за навигацию сделать один или два рейса. На буксируемых ими деревянных баржах перевозили лес, хлеб, зерно, прихватывали, как принято было говорить, «с оказией» и пассажиров.

До 90-х годов XIX века специальных пассажирских судов не существовало. Немногочисленных пассажиров, арестантов и переселенцев перевозили на буксирных пароходах или на буксирных баржах. Пассажиры располагались прямо на палубе, под открытым небом.

В газете «Губернские ведомости», издававшейся в Тобольске, в 1883 году была помещена заметка одного из тех, кто рискнул совершить поездку на пароходе: «Пароход был битком набит пассажирами... Тут были чиновники, мещане, поселенцы, военные чины. Была теснота и давка. Холодный северный ветер с дождем пронизывал всех насквозь. Искры из пароходной трубы обжигали головы и руки пассажиров. В 10 часов вечера была поставлена бутылка из-под зельтерской воды со вставленным в нее сальным огарком — и это освещение срочного парохода» [Б. Головин. История парового судоходства на Иртыше. Омск, 1947.].

К началу XX века появились так называемые грузопассажирские суда, которые размещали пассажиров на палубе и ходили вверх по течению со скоростью от двух до пяти километров в час. Не улучшились условия для малоимущих пассажиров и тогда, когда появились первые пассажирские суда «Кормилец» и «Евгений», принадлежавшие частным фирмам. Ни о каком расписании движения не было и речи. Хозяева пароходов произвольно устанавливали цены на билеты, продавая дорогостоящие места первого и второго класса исключительно на дальние расстояния. Специальные пассажирские пароходы фирмы Курбатова-Игнатова были заняты на перевозках арестантов.

В 1900 году в Омске вновь организованное «Верхне-Иртышское товарищество пароходства и дорог» строит еще несколько пассажирских пароходов. Рейсы их становятся более частыми —1-2 парохода в неделю. Специальных пассажирских причалов тогда еще не существовало, там, где производилась погрузка, вели и посадку-высадку пассажиров. Помещений на берегу, где пассажиры смогли бы укрыться от непогоды, ожидая рейсовый пароход, не было. Крайне примитивной была и производственная база для ремонта флота. Весь пассажирский флот зимовал в устье Оми, вблизи Омской пристани.

В канун Великого Октября на реках Западной Сибири насчитывалось 52 пассажирских парохода, они курсировали достаточно часто, но по-прежнему специально оборудованных помещений для людей на берегу не было, не существовало и причалов для посадки-высадки пассажиров.

В первые годы Советской власти, с целью более безопасного перехода людей на судно, в устье реки Оми, в границах грузового участка номер один, был установлен пассажирский дебаркадер. Этот дебаркадер имел двухэтажную надстройку, в нижнем этаже его, в кормовой части, находился багажный склад, а в носовой части располагалась контора Омского агентства, позднее, вплоть до 1934 года, контора Омской пристани. А тесовый грузовой склад, оставшийся от Товарищества Западно-Сибирского пароходства, располагался на левом берегу Оми, против нынешнего кинотеатра «Пионер», и использовался безо всякого переоборудования для накопления пассажиров и укрытия их от непогоды.

В углу другого грузового склада, имевшего вход с огражденной территории грузового участка, располагалась касса. На пригородных линиях Омск — Красная Горка и Омск — Кировск, которые обслуживали пароходы «Баррикадист» и «Омич», билеты продавались непосредственно на пароходах. На суда направлением Омск — Семипалатинск посадка пассажиров производилась в границах Кировского участка после завершения грузовых операций.

В 1934 году на правом берегу Иртыша, ниже устья Оми, в районе второго грузового участка, были построены одноэтажные здания барачного типа. Они и стали первым в Омске речным вокзалом.

В комплекс речного вокзала входили два здания для пассажиров, помещение для хранения ручного багажа и кубовая. В первом здании находилось 55 спальных мест, комната матери и ребенка, предварительная и текущая кассы. Во втором здании — ресторан «Якорь» и общие залы ожидания. Ошвартовка пассажирских пароходов осуществлялась к стоечной барже, заменявшей дебаркадер.

В 40-х годах появился деревянный дебаркадер с двухэтажной надстройкой, в нем разместились все службы речного вокзала. На вокзале содержался штат носильщиков, работало справочное бюро, медицинский пункт, был создан обменный пункт постельного белья для обслуживания транзитных пассажиров, организована доставка билетов на дом.

В 30-е годы пассажирские перевозки осуществляли пароходы «Баррикадист» (он обслуживал пригородную линию Омск — Красная Горка) и «Омич» — внутригородскую линию Омск — Кировск. Кроме того, пассажиров перевозили пять катеров с незначительным количеством посадочных мест: «Лебедь», «Копчик», «Скворец», «Чайка» и «Гроза». Эти же катера использовались для хозяйственных нужд пристани и для перевозки грузчиков с участка на участок.

В годы войны пассажирские перевозки на линии Омск — Кировск осуществлялись четырьмя пассажирскими катерами, которые в 1942 году были переименованы и назывались: «Летчик», «Танкист», «Моряк» и «Гавриил Селезнев» в честь плотника пристани Г. Г. Селезнева, особо отличившегося в боях с фашистскими захватчиками.

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г. Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.

В навигацию 1949 года для обеспечения внутригородских и пригородных линий порту был приписан пассажирский флот, который использовался на линиях: Омск — Тара — пароходы «Менделеев» (470 посадочных мест) и «Урал» (150 посадочных мест); Омск — Черлак— пароход «Баррикадист», бравший на борт 150 человек и 30 тонн груза; Омск — совхоз № 46 — газоход «Моряк» (155 посадочных мест). Линия Омск — Кировск обслуживалась газоходами «Истребитель», «Комсомолец» и «Танкист». Все пароходы работали на березовой чурке. План перевозки пассажиров выполнялся с большим трудом из- за долгих простоев судов в зимнем ремонте и частых поломок летом.

В 1950 году начальником речного вокзала был назначен коммунист, участник Великой Отечественной войны А. 3. Гришаев. Его активная организаторская деятельность во многом способствовала развитию пассажирских перевозок в Омске. Именно в те годы началось заметное улучшение обслуживания пассажиров на пригородных и внутригородских линиях: в Ленинске и Кировске причалы были заменены стоечными судами, на Оми рядом с пассажирским павильоном был установлен типовой деревянный дебаркадер. Из года в год росло число пассажирских линий, а с ними и число пассажиров. Если в 1951 году суда местного флота, обслуживающие внутригородские и пригородные линии, перевезли свыше 525 тысяч человек, то в 1955 году уже 1300 тысяч человек. Чем далее, тем очевиднее становилась необходимость строительства в городе нового, отвечающего современным требованиям, речного вокзала.

В 1958 году на стрелке правого берега Иртыша при впадении Оми в Иртыш было начато строительство нового здания речного вокзала. Предварительно порт провел работы по намыву песка для повышения уровня берега. В перспективе намечалось создание целого пассажирского района, включающего здание вокзала с внешними коммуникациями, набережную с причальными устройствами, багажное отделение с гаражом для электротележек.

А перевозки пассажиров из навигации в навигацию шли своим чередом. В июле 1954 года местный флот речного порта впервые пополнился двумя пассажирскими теплоходами типа «Москвич» со стопятидесятисильными двигателями. Первые суда этого типа Т-2 и Т-3 были построены на Тюменской судоверфи и представляли собой достаточно комфортабельные, в сравнении с предшественниками, быстроходные суда, удобные в эксплуатации. К концу навигации 1955 года пассажирский флот порта имел уже шесть «Москвичей», так что пассажирские перевозки в эту навигацию выросли в сравнении с 1954 годом на 74 процента. Победителями социалистического соревнования в честь XX съезда КПСС среди экипажей судов стали: экипаж теплохода Т-6 (капитан А. Т. Антипин, механик В. С. Сапожников) и газохода «Танкист» (капитан Я. И. Савиных, механик Н. Ф. Добрынин). Капитан А. Т. Антипин впоследствии стал умелым командиром «крылатого» флота, а затем капитаном-наставником пароходства. Участник Великой Отечественной войны Николай Филиппович Добрынин по праву считается одним из старейших работников речного порта, тридцать лет жизни он отдал пассажирскому флоту, постоянно подавая товарищам пример трудолюбия, исполнительности и заботливого отношения к судну. Ныне Н. Ф. Добрынин — капитан-наставник местного пассажирского флота.

Начальником речного вокзала в трудные годы строительства была Вера Леонидовна Каргаполова, в прошлом капитан пассажирского парохода «Ленин», за многолетний добросовестный труд награжденная орденом Трудового Красного Знамени. В 1962 году ей посчастливилось отправить от причалов старого речного вокзала первый в истории Иртышского пароходства транзитный скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета-8», открывший начало регулярному движению на линии Омск — Тара.

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.

В сентябре 1964 года здание речного вокзала гостеприимно распахнуло свои двери перед пассажирами. Выстроенное в комплексе с гостиницей и рестораном «Маяк», выполненное в современном стиле с широким применением стекла и металла, здание речного вокзала стало истинным украшением Омска. Оно вмещает 500 пассажиров, к услугам которых ресторан, кассовый зал с предварительными и текущими кассами, зал ожидания, комнаты длительного отдыха, комната матери и ребенка. Здесь же размещены кассы городского агентства Аэрофлота и железной дороги.

Ныне речной вокзал — одно из подразделений пассажирского районного управления Омского речного порта. Он обслуживает семь транзитных линий, на которых работает скоростной флот, в том числе линию Омск — Тобольск, а линия Омск — Салехард — Омск обслуживается комфортабельными пассажирскими теплоходами и дизель-электроходами. Вокзал хорошо оснащен справочно-информационными устройствами, есть «Радиосправка», справочное бюро, в кассовом зале размещено табло наличия мест и электронные табло отправления судов со схемой бассейна, где можно получить любую интересующую информацию. На причалах установлено пять дистанционно управляемых указателей с часами, на которых высвечиваются номер причала и время отправления теплоходов.

Изменился местный пассажирский флот. Давно ушли в историю газоходы, потрудившиеся верой и правдой на Иртыше в самые трудные годы. Ныне на смену когда-то долгожданным теплоходам типа «Москвич», любовно названным «трамвайчиками», пришли новые, современные суда типа «Москва». Все эти суда, а их пока пять, работают на экскурсионно-прогулочных линиях.

Неузнаваемо изменилось пристанское хозяйство. Деревянные дебаркадеры заменили металлические понтоны и веранды. Все это — результат постоянно растущей заботы о пассажирах, об их удобствах.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить