.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика Речные ворота Омска

Речные ворота Омска - ПО ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.А. А. ДЕЙНЕС,
начальник отдела организации труда и заработной платы

ПО ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Повышение эффективности общественного производства, на которое партия взяла курс в 60-е годы, требует четкой и слаженной работы транспорта. По подсчетам специалистов снижение эксплуатационных расходов на доставку потребителям грузов только на один процент может дать народному хозяйству экономию более 350 миллионов рублей в год. Неудивительно поэтому, что партия и правительство сосредоточивают внимание на улучшении экономических показателей работы транспорта. Время потребовало от всех, кто причастен к перевозкам грузов, в первую очередь от эксплуатационных предприятий, пересмотреть свою работу, изыскать резервы, если надо, полностью пересмотреть организацию труда.

До сентября 1962 года в порту на погрузочно-разгрузочных работах основной формой организации труда были бригады грузчиков. Управляли же перегрузочной техникой специализированные бригады механизаторов.

Средняя занятость на погрузочно-разгрузочных работах не превышала у грузчиков 55 процентов рабочего времени, у механизаторов — 25 процентов. На техническое обслуживание перегрузочной техники механизаторы затрачивали в 3—4 раза больше времени, чем требовалось по правилам технической эксплуатации. И нередко бригады грузчиков простаивали из-за технических неисправностей перегрузочной техники, из-за низкой организации труда механизаторов. Кроме того, оплата труда грузчиков на разных видах работ резко различалась, часовая тарифная ставка колебалась от 60,5 до 39 копеек при незначительной разнице в характере и тяжести труда. Такая организация труда с ростом энерговооруженности предприятия, с внедрением новых перегрузочных машин и прогрессивных грузозахватных приспособлений стала тормозом дальнейшего развития и роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах. Достаточно сказать, что выработка на одного рабочего в смену практически не менялась с 1955 года и составляла 14,5 —14,6 тонны на человека в смену. Резервы ручного труда были исчерпаны полностью.

Специалисты порта предприняли попытку выйти из создавшегося положения, найти возможность наиболее эффективного использования рабочего времени и средств производства. Выход виделся в создании комплексных бригад портовых рабочих. Такие бригады стали появляться в портах МРФ РСФСР с 1961 года.

Подготовку к созданию комплексных бригад в порту начали с обучения грузчиков специальностям транспортерщиков, водителей внутрипортового транспорта, крановщиков. Это позволило приступить к формированию оперативных и постоянных комплексных бригад, объединивших грузчиков и механизаторов.

Большая подготовительная работа была проведена и по совершенствованию нормирования и оплаты труда портовых рабочих. Были разработаны и внедрены единые комплексные нормы выработки на погрузочно-разгрузочные работы, разработана общая норма для всей бригады. В оплате труда была установлена единая сдельная система, введены единые тарифные ставки и одинаковый порядок премирования всех рабочих.

Первая комплексная бригада в порту, первая во всем Иртышском пароходстве, была создана в Кировском грузовом районе в сентябре 1962 года, возглавил ее старейший бригадир грузчиков Федор Карлович Альбрехт. Бригада состояла из 21 рабочего. Среди них — трое крановщиков, один — водитель автопогрузчика, шестеро имели право управлять транспортером.

Опыт работы этого коллектива доказал перспективность новой организации труда. Более полно стало использоваться время внутри бригады на основной работе, улучшилось использование по времени перегрузочных машин, выросла производительность труда за счет сокращения численности рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, повысился технический уровень портовых рабочих, была ликвидирована их узкая специализация, улучшилась обработка подвижного состава, наконец, значительно повысилась материальная заинтересованность в результатах коллективного труда. Кроме того, благодаря совмещению профессий и взаимозаменяемости членов бригады, улучшились условия труда за счет чередования разных видов работ.

Создание комплексных бригад потребовало повышения образовательного уровня работников порта. Только за 1962 год в учебном комбинате порта прошли обучение с отрывом от производства и получили вторые профессии 72 портовых рабочих, а без отрыва от производства было подготовлено 28 крановщиков портальных кранов.

В навигацию 1963 года новая форма организации труда получила широкое распространение в Кировском грузовом районе. Организовано восемь постоянных комплексных бригад. В каждую из них вошло до четырех крановщиков, 3—4 водителя внутрипортового транспорта, 3—5 транспортерщиков, а общая численность бригады составила 15—18 человек. Работу грузового района в одну смену обеспечивали две бригады. Для технического обслуживания перегрузочных машин была создана комплексная ремонтная бригада из восьми человек: два электросварщика, электрослесарь, котельщик и четыре слесаря.

Результаты новой организации труда сказались в первую очередь на обработке флота. В навигацию 1963 года в срок и досрочно было обработано 6389 судов, что на 1454 судна больше, чем в навигацию 1962 года. Переработка грузов за счет внедрения нового метода возросла на 660 тонн. На 9,6 процента выросла производительность погрузочно-разгрузочных работ в целом по порту. А в комплексных бригадах производительность выросла на 23 процента. На 3,8 часа сократились простои механизмов в сравнении с 1962 годом.

Примеры отличной работы в первые годы создания комплексных бригад подавали бригады портовых рабочих под руководством Ф. К. Альбрехта, В. М. Василюка, А. Г. Лангаса, Г. Т. Шейкина.

В Ленинском грузовом районе первые так называемые комплексные бригады портовых рабочих были созданы в 1963 году. Оперативные комплексные бригады создавались только на период выполнения погрузочно-разгрузочных работ по конкретной технологической схеме, а затем снова расформировывались на звенья грузчиков и механизаторов. Переход к созданию постоянных комплексных бригад в Ленинском грузовом районе был осуществлен только к 1965 году.

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.

В марте 1974 года было опубликовано постановление ЦК КПСС «Об инициативе бригады портовых рабочих Ильичевского морского порта». Бригада А. А. Барановского из Ильичевского порта за счет укрупнения, овладения смежными профессиями, лучшего использования перегрузочной техники, овладения передовой технологией перегрузочных работ добилась значительного роста производительности труда и сокращения простоев судов и вагонов под обработкой.

Ценный почин ильичевцев широко обсуждался во всех бригадах портовых рабочих Омского порта и нашел практическое применение в навигацию 1974 года. В Кировском грузовом районе было создано четыре бригады численностью 25 — 30 человек. Возглавили их опытные портовые рабочие В. М. Василюк, В. П. Урбан, Р. О. Бейнерт, А. А. Фурман. В Ленинском грузовом районе было создано тоже четыре укрупненных комплексных бригады (УКБ) численностью 25—30 человек. Бригадирами их стали Ю. Д. Зинченко, В. Я. Штырхунов, А. Г. Лангас, И. М. Тимофеев.

Создание таких бригад позволило высвободить более сорока портовых рабочих, увеличить производительность труда в этих бригадах на 10,5 процента, что было выше среднего показателя по порту на 6,7 процента. Значительно вырос процент выполнения комплексных норм выработки.

Навигация 1974 года показала, что работа укрупненных бригад портовых рабочих намного эффективнее, чем малочисленных специализированных бригад. Исчезли неувязки в распределении трудностей при комплектовании технологических линий в течение смены. На 11 процентов снизились простои под грузовой обработкой флота, на восемь процентов — простои вагонов. Внедрение передовых методов труда позволило коллективам укрупненных комплексных бригад досрочно, менее чем за четыре года, справиться с выполнением девятого пятилетнего плана.

1/2 2 Заказ 7999

Значительное увеличение объемов контейнерных перевозок в IX и особенно в X пятилетке привело к созданию в порту специализированного контейнерного причала, а затем и специализированной бригады портовых рабочих под руководством Ю. Д. Зинченко. Со времени создания этой укрупненной комплексной бригады прошло только пять лет, а в ее структуре произошли значительные изменения.

В навигацию 1976 года, когда впервые была создана сквозная укрупненная комплексная бригада на контейнерном причале, все четыре ее звена работали обособленно, в итоге каждое было заинтересовано не в конечном успехе дела, а в более высоком заработке. Звену-сменщику приходилось много времени тратить на устранение недостатков в работе, допущенных другими, на розыск и складирование контейнеров. Все это сказалось на конечных результатах труда. Вместо ожидаемого эффекта — двойной перепростой флота под грузовой обработкой, увеличение простоя железнодорожных вагонов и автотранспорта. Комплексные нормы не выполнялись, качество грузовых работ не отвечало требованиям.

В навигацию 1977 года общее собрание бригады решило работать на один наряд. Такое решение немедленно сказалось на качестве грузовых работ. Уменьшились потери рабочего времени, выросла производительность труда.

В навигацию 1978 года сквозная УКВ перешла на работу по методу бригадного подряда. Внедрению его предшествовал ряд мероприятий, направленных на совершенствование технологии и организации погрузочно-разгрузочных работ, на резкое сокращение потерь рабочего времени и значительное ускорение обработки судов, вагонов и автотранспорта.

Был научно обоснован численный и квалификационный состав бригады, в которой в навигационный период трудится до 40 портовых рабочих. УКБ разбита на звенья, работающие по четырехсменному графику с продолжительностью смены (в порядке эксперимента) до 12 часов. Из состава бригады выделено пятое звено численностью от пяти до восьми человек для переработки контейнеров при выдаче и приеме их с автотранспорта. Это звено работает только в первую смену. За бригадой закреплены четыре портальных крана «Ганц» грузоподъемностью шесть тонн, четыре портальных крана «Абус» грузоподъемностью 10 тонн, один кран для переработки большегрузных контейнеров грузоподъемностью 27 тонн и два пятитонных автопогрузчика.

С администрацией грузового района бригада заключила договор, в котором определены взаимные обязательства сторон. Согласно этому договору коллектив бригады постоянно работает над совершенствованием технологии переработки грузов, в содружестве с инженерно-техническими работниками порта изыскивает резервы сокращения обработки транспортных средств, внедряет новые грузозахватные приспособления. Так, на обработке автомашин-контейнеровозов бригада внедрила автоматический захват, что позволило снизить простои автомашин под грузовой обработкой на 13,4 процента и высвободить двух рабочих на одну технологическую линию. Применяется этот захват и при сортировке контейнеров на площадке. Силами бригады изготовлена разработанная инженерно-техническими работниками порта координатная система складирования контейнеров, что резко сокращает время поиска нужного для загрузки судна контейнера и повышает качество коммерческой работы.

Метод бригадного подряда дал возможность бригаде не только выполнить задание десятой пятилетки в августе 1980 года, но и переработать сверх плана около 340 тысяч тонн грузов.

Метод бригадного подряда нашел применение и на судоремонтных работах, что позволило значительно сократить сроки их проведения и снизить нормативную стоимость объектов от 2,4 до 11 процентов. Значительно улучшилось качество ремонтных работ.

Развитие передовых методов труда на флоте неразрывно связано с ростом стоящих перед ним задач и совершенствованием самого флота. К примеру, совмещение профессий на флоте, как наиболее совершенная форма организации труда плавсостава, возникло в связи с оснащением судов новыми, более совершенными системами управления судовыми двигателями, вытеснением парового флота и полной заменой его дизельным. В порту совмещение профессий стало развиваться с навигации 1956 года первоначально на трех рейдовых теплоходах: «Циклон», «Любовь Шевцова» и «Ермак», а также на девяти пассажирских судах. Развитию новой формы организации труда на флоте предшествовала подготовка судовых специалистов на различных курсах. В результате совмещения профессий удалось высвободить 39 человек, что дало предприятию экономию фонда зарплаты более 42 тысяч рублей, причем обе цифры из года в год становились весомее. Резко выросла производительность труда плавсостава, упростилась проблема трудоустройства в межнавигационный период, так как члены судовой команды, освоив ремонтную специальность, могли активно участвовать в ремонте судов. Выросла заработная плата, повысилась квалификация членов судовых команд, легче стала решаться проблема кадров. Позднее метод совмещения профессий был распространен и на ряд береговых специальностей. Появились электромонтеры-аккумуляторщики, приемосдатчики-таксировщики, крановщики портальных кранов— электромонтеры и т. д.

В 50-е годы в Иртышском пароходстве стал развиваться прогрессивный метод вождения судов толканием. С 1957 года этот метод стал применяться и в порту, что помогло снизить себестоимость доставки грузов.

Внедрение его позволило на несамоходных судах работать с неполной командой, а с 1965 года сухогрузный несамоходный флот был переведен на бескомандное содержание.

Программа дальнейшего экономического и социального развития нашего государства, определенная XXVI съездом партии, вызвала горячий отклик у портовиков Омска. Свой вклад в ее выполнении они видят в дальнейшем улучшении организации труда, в совершенствовании технологии грузовых работ. На основе предложений, высказанных работниками плавсостава, бригад, инженерно-техническими работниками порта, на предприятии составлен план дальнейшего совершенствования организации труда на грузовых работах. Главное внимание обращено на повышение интенсивности обработки флота и увеличение пропускной способности порта, именно эти задачи поставлены во главу угла и XXVI съездом КПСС.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить