.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика Речные ворота Омска

Речные ворота Омска - НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.В. В. АРЕФЬЕВ,
секретарь парткома Омского речного порта

НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ

Сегодня, когда речь заходит о добыче нефти и газа и рациональном использовании топливно-энергетических ресурсов, мы в первую очередь говорим о Тюменской области, богатствах ее недр, освоение которых успешно началось в 60-е годы. На XXVI съезде КПСС в числе задач первостепенной экономической и политической важности выделялась задача увеличения добычи сибирского газа с последующей транспортировкой его в европейскую часть страны. Мы, портовики, работающие на главной водной артерии Западной Сибири, соединяющей промышленные центры с дальними, труднодоступными уголками Тюменской области, считаем, что эта задача поставлена и перед нами. Ведь речному транспорту все еще принадлежит ведущая роль в доставке грузов на север региона. Так, в годы девятой и десятой пятилеток речным транспортом завозилось на север Тюменской и Томской областей — основных поставщиков нефти и газа — около 85 процентов всех грузов.

В системе пристаней и портов бассейна Омский речной порт обеспечивает почти половину переработки и отправку трети всех грузов, перевозимых флотом пароходства.

Претворяя в жизнь исторические решения XXVI съезда КПСС, омские портовики прилагают все усилия для успешного выполнения государственных планов и принятых социалистических обязательств. В 1982 году объем переработки грузов был доведен до 24,7 миллиона тонн.

Рост объемов работы, усложнение задач, стоящих перед каждым производственным коллективом и портом в целом, предъявляют более высокие требования к людям, к их трудовой и общественной деятельности. Сегодня на каждом производственном участке необходима сознательная трудовая, партийная и государственная дисциплина, качественный, производительный труд, инициатива каждого, будь то рабочий, бригадир или капитан. Все это в центре внимания партийного комитета.

Уделяя большое внимание руководству хозяйственной деятельностью, партийный комитет порта заботится прежде всего об укреплении партийных рядов. «Не для рекламы, а для серьезной работы,— отмечал В. И. Ленин,— нужны нам новые члены партии». Постоянная кропотливая работа с молодежью, тщательный отбор, проверка в период прохождения кандидатского стажа,— все это позволило значительно пополнить партийную организацию за минувшие 10—13 лет. В сравнении с 1970 годом партийная организация в 1983 году выросла более чем на 20 процентов и насчитывает в своих рядах более 300 членов и кандидатов в члены КПСС.

Вопросы правильной расстановки кадров также находятся в центре внимания партийного комитета. Большая группа коммунистов работает в выборных партийных органах, в профсоюзных и комсомольских организациях. Для оказания помощи бригадам, экипажам флота и плавучей механизации в ведении политико-воспитательной работы ежегодно партийным комитетом организуется шефство коммунистов — руководителей и инженерно-технических работников над трудовыми коллективами.

При расстановке командного состава флота партком добивается равномерного распределения коммунистов в экипажи судов и плавучей механизации. В навигацию 1982 года на 65 судах и средствах плавмеханизации работало 123 коммуниста, в 11 коллективах были созданы и успешно работали партийные группы.

Партком порта уделяет постоянное внимание идейной закалке коммунистов. Выросло число школ и семинаров в системе политического образования, больше стало в них слушателей. Работа поставлена так, чтобы все коммунисты и комсомольцы были охвачены различными формами учебы.

Качество учебы во всех звеньях политического и экономического образования зависит прежде всего от подготовленности пропагандиста, его опыта, знаний и мастерства. Можно привести немало примеров, когда пропагандисты творчески подходят к организации учебного процесса. Из года в год отличных результатов добиваются В. М. Булычев, И. А. Цирлин, А. А. Дейнес, В. В. Журавлев, И. Б. Костин.

Большое внимание партком уделяет поддержке и распространению передовых методов, обеспечивающих повышение производительности труда.

Важный резерв повышения производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах партийная организация вместе с тружениками грузовых районов видит в организационно-структурном улучшении работы бригад портовых рабочих. Особенно активно развернулась организаторская и воспитательная работа среди тружеников порта после мартовского (1974 г.) постановления ЦК КПСС «Об инициативе бригады портовых рабочих Ильичевского морского порта», в котором отмечалось, что «создание укрупненных комплексных бригад является новым важным шагом по пути совершенствования организации труда в производственных коллективах портовых рабочих». В порту прошло открытое партийное собрание «О внедрении опыта ильичевцев», на котором было внесено много ценных предложений, на конкретном анализе работы показано, что многие коллективы уже находятся на пути к внедрению этого метода. В постановлении собрания внимание было сосредоточено на задачах коллектива по выполнению народнохозяйственного плана с учетом внедрения опыта, одобренного Центральным Комитетом партии. Учитывая предложения, высказанные на собрании, партийный комитет совместно с руководством порта разработал мероприятия, в которых определил пути изучения и распространения опыта ильичевских докеров.

Пожалуй, в этой работе самым трудным было убедить людей, привыкших работать по старинке, в пользе начинания. Для этого пришлось использовать и систему экономической учебы, и школы коммунистического труда, и беседы агитаторов и политинформаторов непосредственно в коллективах грузовых районов порта. Немалую работу провели и шефы, закрепленные за бригадами портовых рабочих.

И все же самыми надежными агитаторами за внедрение прогрессивных методов стали сами рабочие. Во главе борьбы за создание в порту укрупненных комплексных бригад встали бригадиры-коммунисты В. М. Василюк, Ю. Д. Зинченко, А. В. Беликов. Им тоже приходилось преодолевать силу инерции в коллективах, которыми они руководили, нередко слышать неодобрение своим действиям, бороться с укоренившимся в сознании рабочих понятием, что по старинке лучше, но все же коммунисты, действуя силой убеждения, смогли доказать необходимость внедрения новой организации труда в бригадах.

В результате организаторской деятельности парткома, партийных бюро, коммунистов на местах уже в навигацию 1974 года было создано восемь укрупненных комплексных бригад, в состав которых вошло 220 рабочих. Это позволило высвободить около 20 человек. Производительность труда на погрузочных работах выросла на 3,8 процента. Все бригады досрочно справились со своими социалистическими обязательствами, а четыре из них на год раньше срока выполнили план девятой пятилетки.

Переход к работе укрупненными комплексными бригадами способствовал снижению трудовых затрат, улучшению качества работ и, в конечном итоге, повышению эффективности труда.

Партийный комитет речников рассмотрел ход внедрения новой формы организации труда в Омском порту и с одобрением отметил, что первый год работы новым методом дал экономию фонда заработной платы в 22 тысячи рублей и рост производительности труда на шесть процентов. Но едва ли не важнее всех этих показателей была перестройка сознания рабочих, их осознанное стремление самим управлять производством.

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.

Работа укрупненных комплексных бригад, их структура совершенствуются и по сей день. И сегодня существует еще немало нерешенных проблем в работе этих трудовых коллективов: велика еще текучесть кадров, нередки простои флота и вагонов под грузовыми операциями, не изжиты случаи нарушения трудовой и технологической дисциплины, хищения грузов, нарушений техники безопасности и загрязнения окружающей среды. На устранение этих негативных явлений направлены сегодня усилия парткома.

До определенного времени слабым звеном в Ленинском грузовом районе был контейнерный причал. Обработка контейнеров велась с большими простоями подвижного состава, бригада, которая кроме контейнеров перерабатывала и другие грузы по всему причальному фронту, от невыгодных контейнеров постоянно стремилась к работе на прибыльном железобетоне. Как правило, наиболее опытные портовые рабочие, пользующиеся известными привилегиями, уходили работать на железобетон, а те, кто помоложе, с меньшим опытом, отправлялись на контейнерный причал. Отсюда — порча грузов и очень низкая производительность труда. И вот коммунист бригадир Ю. Д. Зинченко выступил с предложением создать отдельную бригаду на этом причале. Но, предлагая, он не имел в виду себя, он только подавал идею. Идея понравилась, только на этот причал хотелось сразу же направить человека серьезного, ответственного, имеющего опыт организаторской работы. И партийный комитет предложил возглавить бригаду Ю. Д. Зинченко. Об опыте работы бригады, о передовых формах организации труда в ней подробно рассказано в других главах, мне же хочется сказать, что партком не ошибся в выборе бригадира, вовремя поддержал инициативу коллектива бригады. Работа обособленной бригадой на причале дала положительные результаты: флот и вагоны стали обрабатываться вовремя и досрочно, резко сократились случаи хищения грузов из контейнеров.

Конечно, сказать, что сегодня все в организации погрузочно-разгрузочных работ обстоит благополучно, нельзя, каждый год приносит новые проблемы. К примеру : на причале народнохозяйственных грузов рабочие не укладываются в нормы обработки, дисциплина здесь низка. Долгое время этот причал рассматривался как «исправительный», сюда направляли проштрафившихся рабочих. Возникла необходимость реорганизации работающих здесь бригад. Остро встает вопрос и о создании «диной сквозной укрупненной комплексной бригады в Кировском грузовом районе. Для решения новых проблем нужна ежедневная, последовательная работа с людьми, пропаганда, разъяснение и глубокое знание специфики дела, умение видеть конечные результаты.

Сегодняшний результат организаторской деятельности парткома таков: в навигацию 1982 года в порту работало 13 укрупненных бригад портовых рабочих, а новые формы организации труда, в частности, работа на единый наряд, стали находить применение на флоте и среди экипажей плавучей механизации.

В навигацию 1982 года на один наряд по методу сквозных смен работали и успешно справлялись с планами и обязательствами 14 экипажей плавучей механизации.

Метод бригадного подряда, который тоже начал внедряться в порту с одобрения партийного комитета, все шире применяется на ремонтных работах, помогая коллективам досрочно с высоким качеством ставить суда на линейку готовности.

Сегодня партия остро ставит вопросы укрепления трудовой дисциплины и организованности, искоренения антиобщественных явлений и причин, их порождающих. В порту на открытом партийном собрании, посвященном вопросам трудовой дисциплины, было отмечено, что коллективу нужны более решительные и энергичные действия по пресечению нарушений трудовой и технологической дисциплины. В партийной организации порта разработаны конкретные мероприятия по укреплению трудовой дисциплины. За ходом их выполнения следит партком. Главное направление, взятое парткомом,— усиление организаторской работы, повышение роли самих трудовых коллективов, их воздействия на работников, воспитание уважения к своей профессии, предприятию, чувства ответственности за успех общего дела. «Поднять роль трудовых коллективов, руководителей среднего звена»,— записали мы в постановлении собрания. Конечно, чтобы добиться решения этого вопроса, сделать нужно еще многое. Мы считаем, что внедрение в бригадах коэффициента трудового участия (КТУ) поможет быстрее решить вопросы дисциплины, но пока работа на единый наряд с применением КТУ в ряде коллективов вызывает сопротивление, раздумья, множество доводов «против». Сейчас в каждой бригаде, в каждом трудовом подразделении ведется разъяснение важности КТУ, и в обязательствах коллективов, одобренных на общественной защите, звучит пункт о внедрении коэффициента трудового участия и учете личного вклада каждого работника в выполнение производственного плана.

Партийной организации многое еще предстоит сделать в вопросах снижения аварийности, травматизма, экономии и бережливости, сокращения текучести кадров, воспитания молодого поколения, улучшения жилищно-бытовых условий работающих, развития физкультурно-массового движения. И в каждом деле мы опираемся на общественность.

Из года в год отличных производственных показателей добиваются многие коллективы. Среди них экипажи портового гидроперегружателя № 5 (командир — коммунист С. А. Чертков, партгрупорг М. И. Касьян), землесоса «Портовый-3» (командир В. Т. Черных, партгрупорг Ф. Е. Горый), коллектив Куйбышевского грузового района (начальник — коммунист С. А. Овчинников, секретарь партбюро С. А. Чертков). Эти коллективы первыми подхватили лозунг десятой пятилетки — «Ни одного отстающего рядом!», добились, что в грузовом районе не стало ни одного подразделения, не выполняющего план.

Портовики живо поддерживают многие передовые начинания, родившиеся на предприятиях страны. В порту самую горячую поддержку нашло постановление ЦК КПСС «О трудовом содружестве коллективов моряков, железнодорожников, автомобилистов и речников в Ленинградском транспортном узле». В самом деле, с ростом грузопотока в смешанном железнодорожно-водном сообщении портовикам ежегодно приходится обрабатывать 35—38 тысяч вагонов. На транспортных стыках из года в год возникали конфликты, неувязки, итогом которых были простои вагонов, а причиной — несогласованность действий отделения железной дороги и порта.

Портовики внимательно изучили постановление ЦК партии, а также Омского обкома КПСС «О работе партийного комитета и хозяйственных руководителей Иртышского пароходства по мобилизации коллектива на эффективное использование транспорта». Принятые партийным комитетом вместе с руководством порта решения, большая совместная работа с отделением железной дороги, со станциями Карбышеве и Омск-Пассажирский, серьезный анализ деятельности грузовых районов порта принесли желаемые результаты. Повестки заседаний партийного комитета тех дней говорят сами за себя: «О работе хозяйственных руководителей и партийной организации Кировского грузового района над сокращением времени обработки судов и вагонов», «Об организации обработки флота в Ленинском грузовом районе». Вопросы, как правило, готовились компетентными комиссиями с привлечением коммунистов всех подразделений. В Омске был создан координационный совет для регулирования работы смежных видов транспорта, в него вошли представители порта, отделения дороги, грузовых районов, железнодорожных станций. Внедрение прогрессивных форм взаимодействия помогло сократить простои вагонов в 1982 году по сравнению с 1979 годом, когда не было координационного совета, примерно на 12 процентов. И сегодня этот метод обогащается новыми формами, становится все совершенней, а отношения между смежниками — надежнее.

Портовики всегда работали в тесном контакте с тружениками сельского хозяйства области. Мы не только вели переработку народнохозяйственных грузов для тружеников области, но и оказывали шефскую помощь в строительстве на селе. С появлением Продовольственной программы эта помощь стала более целенаправленной. Коллектив работает под девизом: «Грузам для сельского хозяйства — зеленую улицу!» Выполняя решения майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, портовики в 1982 году построили 0,9 гектара теплиц в Надеждинском теплично-парниковом комбинате, двухквартирный жилой дом в совхозе «Становский» Большеуковского района, провели наладочные работы на свиноводческом комплексе «Иртыш», отработали более 1300 человеко-дней на сельхозработах.

Решением партийного комитета на село командируются надежные специалисты, дисциплинированные люди, хорошие организаторы. Так будет и впредь, несмотря на немалые трудности с кадрами в самом порту.

«Вопросы руководства экономикой,— отмечалось на XXVI съезде КПСС,— не просто хозяйственные, а политические, партийные». И коммунисты порта активно вникают в производство, участвуя в выполнении государственных планов. Каждый очередной успех коллектива — во многом результат деятельности коммунистов нашей организации. И главное направление работы партийной организации в том и состоит, чтобы партийный лозунг стал программой деятельности, конечная цель которой — безусловное выполнение государственных планов, воспитание трудящихся в духе коммунистического созидания.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить