.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика Речные ворота Омска

Речные ворота Омска - ПОРТ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.В. А. ГУТОВ,
начальник Омского речного порта

ПОРТ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

С развитием судоходства на Иртыше стало развиваться хозяйство Омской пристани. Вплоть до 1930 года оно состояло всего из нескольких складов, причальных мостков и двух деревянных дебаркадеров, оставшихся от Акционерного общества Западно-Сибирского пароходства. В этот период пристань имела три грузовых участка. Первый располагался у места слияния Оми с Иртышом, он просуществовал до 1958 года, на его месте впоследствии был выстроен речной вокзал. Второй участок находился ниже устья Оми и имел один причал. Третий участок, Кировский, располагал одним причалом и стоечной баржей. Носилки, тачки, лом и горбуша — вот и вся механизация погрузочно-разгрузочных работ.

В 1925 году комиссия «Центррека» приступила к разработке мероприятий, призванных облегчить труд грузчиков, повысить его производительность и тем самым ускорить погрузку-выгрузку флота. На Омскую пристань в 1928 году прибыли первые три электрокара грузоподъемностью по 1,5 тонны. Через два года на Кировском участке пристани было смонтировано устройство «Бромсберг» с наклонными рельсами, по которым с помощью тросов перемещались тележки с грузом от судна на грузовую площадку. Начиная с 1934 по 1937 год на всех трех участках пристани были установлены стационарные пластинчатые транспортеры, так называемые «штеры». В эти же годы для механизации выгрузки зерна из барж насыпью и погрузки его в вагоны построен механизированный комплекс «Мехамбар». Он имел пять транспортерных лент, на которые одновременно из всех трюмов новых металлических лихтеров небольшими дозами подавалось зерно. В 1937 году на Кировском участке вступил в строй специальный причал для погрузки угля в суда, оборудованный передвижными ленточными транспортерами. Для разгрузки угля из вагонов сюда же поступил первый паровой железнодорожный грейферный кран мощностью 47 лошадиных сил, грузоподъемностью шесть тонн, с вылетом стрелы до 15 метров.

В навигацию 1940 года уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ возрос в сравнении с 1931 годом почти в десять раз и составил 46,4 процента.

Особенно интенсивно омская пристань развивается после Великой Отечественной войны. В 1948 году пристань преобразуется в порт первого разряда, количество перерабатываемых грузов в этом году достигает 252 тысяч тонн. Спустя два года порт получил три плавучих крана «Старый бурлак» грузоподъемностью 1,5 тонны каждый. Эти краны и рижские РМЗ стали основной перегрузочной техникой в порту.

С 1951 по 1955 год вооруженность порта крановой механизацией возросла по числу механизмов в 3,6 раза, в 3,9 раза — по грузоподъемности. В 1955 году в порту работало 22 паровых крана, а переработка грузов в сравнении с 1950 годом выросла в 5,5 раза.

В связи с ростом механизации перегрузочных работ резко меняется число грузчиков. Если в период с 1935 по 1938 год на пристани в навигацию работало 600—650 грузчиков, то в 1950 году на погрузке-выгрузке было занято уже 210 человек, а к концу 1955 года — 132.

В 1959 году были смонтированы первые пятитонные портальные краны: «Каяр» — в Ленинском грузовом районе и «Кировец» — в Кировском районе.

февраля 1958 года порт на основании достигнутых показателей переводится в категорию внеразрядных. К этому времени на его грузовых участках работают 12 портальных кранов общей грузоподъемностью 65 тонн. Впервые в бассейне здесь смонтирован крандеррик грузоподъемностью сто тонн.

Для десятилетия с 1959 по 1969 год характерно интенсивное развитие материально-технической базы порта. В 1963 году полностью завершается строительство первой очереди Ленинского грузового района с вертикальной стенкой протяженностью 425 метров. Подходит к концу реконструкция Кировского грузового района с полуоткосной стенкой протяженностью 560 метров.

В течение последующих лет порт постоянно пополнялся перегрузочной и специальной техникой и флотом. Построены современные причальные сооружения, инженерные связи, крытые склады для хранения грузов, навесы, открытые площадки с твердым покрытием, производственные и административные здания; получила развитие сеть подъездных и ма-невровых железнодорожных путей, создана ремонтная база.

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г. Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г. Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.

Существенно изменился парк плавмеханизации. Все плавучие краны заменены дизель - электрическими, грузоподъемность их возросла от 1,5—3 до 5—16 тонн.

Растущие потребности города и области в строительном песке продиктовали порту развитие наиболее прогрессивного способа добычи и переработки песка с применением землесосов и гидроперегружателей, что позволило использовать комплекс гидромеханизированной добычи, резко увеличить объемы переработки и повысить производительность труда. Ныне ежегодно добывается и перевозится на стройки не только города и области, но и в развивающиеся районы Среднего Приобья более девяти миллионов тонн строительного песка. Вместе с ростом объемов добычи и переработки песка обновился и транспортный флот: баржи-песковозы грузоподъемностью 600 тонн полностью заменены новыми, 1000— 1200-тонными, буксиры-толкачи мощностью 150 лошадиных сил заменены буксирами удвоенной мощности. В соответствии с принятым Министерством речного флота направлением на увеличение грузоподъемности перегрузочных машин в последующие годы порт оснащается портальными кранами только повышенной грузоподъемности — по 10, 27 тонн. В общем парке кранового хозяйства порта краны грузоподъемностью менее 10 тонн составили 43 процента.

Ныне механовооруженность причалов в порту доведена до двух кранов на сто погонных метров причального фронта, значительно вырос парк машин внутрипортового пользования. Если в 1960 году в порту работало 10 автопогрузчиков и 10 электротележек, то в 1981 году— 49 автопогрузчиков, 37 электропогрузчиков и электротележек, 26 бульдозеров и тракторов разных марок, два автокрана и четыре экскаватора. Такое число современных машин позволило довести производительность труда до 49071 тонны на человека, а уровень комплексной механизации переработки грузов до 99 процентов. Резко сократились сроки обработки судов и вагонов.

В настоящее время в порту 13 высокомеханизированных причалов общей протяженностью 1495 метров, в том числе 935 метров причалов с вертикальной стенкой.

Одновременно с ростом производственных мощностей рос и совершенствовал профессиональную подготовку коллектив порта. Н. А. Лобода, В. В. Рац, В. И. Некишев, В. А. Шмидт успешно осваивали работу на паровых кранах, а первыми крановщиками портальных кранов стали И. Г. Глаубец, А. Г. Лангас, Г. Б. Герман, А. П. Логинов, Г. И. Харланов. Многие из них в настоящее время возглавляют бригады, стали механиками, инженерами крановой механизации, успешно передают опыт молодежи.

Техническое перевооружение порта позволило увеличить грузооборот, создало благоприятные условия для дальнейшего совершенствования организации труда и повышения культуры производства. Первым шагом на пути к решению насущных задач стало создание укрупненных комплексных бригад. Благодаря освоению каждым рабочим нескольких специальностей, появилась возможность взаимозаменяемости их на перегрузочных механизмах, что позволило наиболее эффективно использовать технические средства и денежные ресурсы. В настоящее время в порту трудится свыше 300 докеров, объединенных в девять укрупненных комплексных бригад. Навсегда исчезло понятие «грузчик», его место занял портовый рабочий, то есть высококвалифицированный специалист, владеющий современной сложной техникой и знающий технологию всех погрузочно-разгрузочных работ.

Наблюдается заметный прогресс и в совершенствовании технологии перегрузки. Речь идет и о создании новых грузозахватных приспособлений, и о пакетной перевалке грузов с помощью поддонов (в навигацию 1981 года в пакетах было отправлено 412,6 тысячи тонн вместо 130 тысяч тонн в 1971 году), и о перевозке грузов в контейнерах. Первые универсальные контейнеры грузоподъемностью 3—5 тонн переработаны в навигацию 1955 года, а с навигации 1981 года начато освоение технологии переработки большегрузных 20-тонных контейнеров.

Рост оснащенности порта современными мощными механизмами требовал совершенствования системы технического обслуживания и ремонта перегрузочных машин. Значительные изменения произошли в организации технического обслуживания портальных кранов. Если раньше каждый кран обслуживался закрепленным за ним крановщиком, то с созданием комплексных бригад все краны стали обслуживать ремонтно-наладочные бригады. Большое внимание стало уделяться комплексу технических мероприятий, направленных на сокращение простоев механизмов в порту, проведению модернизационных работ.

Значительно изменился пассажирский флот порта. На смену отработавшим долгие годы речным «трамвайчикам»— теплоходам «Москвич» — пришли современные пассажирские теплоходы «Москва».

В конце 1961 года начинаются работы по строительству речного вокзала, который был сдан в эксплуатацию в 1964 году. Этот комплекс, вместе с гостиницей и рестораном, сосредоточил в себе необходимые услуги пассажирам. Вертикальная стенка и прекрасная набережная позволяют обслуживать современные пассажирские суда.

Грандиозные планы XI пятилетки требуют подлинно новаторского подхода к их выполнению, а следовательно — образованных, технически грамотных работников. Проведению этого настоятельного требования времени в жизнь способствует широкая программа подготовки рабочих кадров и специалистов. За последнее десятилетие неизмеримо вырос образовательный уровень работников порта. В настоящее время среди них трудятся 94 специалиста с высшим образованием, со средним специальным — 316. И это немало, если учесть, что первый специалист с высшим образованием пришел в порт в 1949 году. Руководят отделами ныне только специалисты с высшим образованием. А такие отделы, как плановый, организации труда и заработной платы, коммерческий, технический, судового хозяйства укомплектованы только работниками со специальным образованием.

Среди молодежи порта выросло стремление к повышению уровня специальных знаний. На заочное отделение НИИВТа ежегодно поступают до 30 человек.

Во вновь построенном учебном комбинате ежегодно проходят подготовку более 200 работников массовых профессий и повышают свою квалификацию более 150 человек. Бывшие выпускники учебного комбината в настоящее время высококвалифицированные специалисты, многие из них руководят укрупненными комплексными бригадами. Среди них крановщики первого класса Е. Домрачев, Э. Зифферман, Г. Мухин, В. Никитченко. Стремление к учебе, повышению мастерства — лучшее свидетельство того, что работа стала интереснее, характер ее стал более творческим.

В порту немало делается для улучшения труда и быта работников. В 1979 году на территории Ленинского грузового района построена современная столовая на 150 мест, а в 1982 введены в эксплуатацию электротехническая лаборатория и новый такелажный цех. На очереди строительство ремонтно-технических мастерских и гаража. Начато строительство большого комплекса помещений в Кировском грузовом районе. В него войдут: новая столовая, управление района, проходная. Здесь же, в соответствии с планом социального развития, сданы в эксплуатацию цех для ремонта грейферов и материальный склад.

В 1962 году жилой фонд порта состоял из 68 домов общей жилой площадью 13 тысяч квадратных метров, из этих домов только один был полностью благоустроен. В 1982 году портовики проживали уже в девяти благоустроенных современных пяти- и девятиэтажных домах жилой площадью 18 тысяч квадратных метров. Для улучшения бытовых условий в неблагоустроенных домах ведется строительство водопровода и канализации.

Молодежь в 1969 году получила пятиэтажное благоустроенное общежитие на 245 человек. В общежитии 90 комнат, красный уголок, комната для занятий, библиотека на 13 тысяч томов, созданы все условия для получения необходимых коммунально-бытовых услуг.

Дети работников порта посещают детский комбинат № 237 в Ленинском жилмассиве порта, детские ясли и детский сад в Кировском микрорайоне.

На левом берегу Иртыша, в районе села Чернолучье, построена база отдыха, куда летом портовики выезжают семьями и трудовыми коллективами.

Появление современных судов и сложных механизмов, увеличение объема погрузочно-разгрузочных работ, изменение организации труда потребовали пересмотреть и стиль взаимоотношений в подразделениях порта. Успешно распространен и обогащен в Омском речном порту опыт работы одного из первых в стране наставников молодежи, слесаря Ленинградского завода «Электросила», коммуниста С. С. Витченко. В 1969 году в порту появились первые наставники молодежи. Один из лучших наставников К. В. Размахнин. В 1971 году он возглавил совет наставников. В 1975 году впервые были подведены итоги социалистического соревнования между наставниками, и с этого времени оценка работы наставников, помогающих своим подшефным быстрее осваивать специальность, постоянно контролирующих уровень их общеобразовательных и профессиональных знаний, проявляющих интерес к занятиям молодежи в свободное время, стала ежегодной.

Большая работа по профессиональной ориентации молодежи ведется в подшефной школе № 100. Ежегодно 1 сентября лучшие работники порта проводят в школе уроки мужества. Школьники — частые гости в грузовых районах порта и в других его подразделениях. Связь между школой и портом выражается в практической взаимной помощи друг другу во многих повседневных делах.

Большая дружба связывает коллектив порта и клуб юных речников. Портовики гордятся бывшими воспитанниками клуба, которые работают сейчас в порту. Один из них — Александр Юрьевич Пономарев. Окончив Омское речное училище, он возглавляет ныне коллектив крана КПЛ-27.

Постоянно работая над выполнением производственных задач, коллектив порта успешно решает Продовольственную программу. В последние годы в совхозах и колхозах Омской области силами портовиков построено несколько зернотоков и зерносушилок, реконструирован телятник. В 1982 году в Большеуковском районе начато строительство двухквартирных жилых домов со всеми надворными постройками.

С 1981 года по договору с совхозом «Чистовский» порт направляет туда людей, последовательно участвующих во всем цикле сельскохозяйственных работ. Для этого зимой на областных курсах готовится необходимое количество механизаторов. Немалый вклад внесли портовики и в строительство Чунаевского свинокомплекса фирмы «Омский бекон». Успешно трудятся они на строительстве Надеждинского теплично-парникового комбината, постоянно выезжают на прополку и уборку сельскохозяйственной продукции.

Ныне в порту работает более двух тысяч человек. Портовики свято чтут и бережно хранят трудовые и боевые традиции, пронесенные их отцами и дедами сквозь годы. Воспитание на этих традициях занимает важное место в работе партийной, профсоюзной и комсомольской организаций порта. В юбилейном 1967 году в одном из залов управления порта, при активном участии ветеранов труда под руководством Р. Р. Волкова, была открыта комната боевой и трудовой славы. Много добрых дел на счету омских портовиков, и молодежь, приходя в порт, с интересом узнает, как жили и трудились те, кому она пришла на смену. Многочисленные стенды рассказывают о героях первых пятилеток и первых орденоносцах, о первых ударниках и коллективах коммунистического труда. Здесь собраны волнующие документы по истории порта.

Успехи порта значительны. Только за годы десятой пятилетки его коллектив 14 раз завоевывал призовые места в республиканском социалистическом соревновании среди портов Министерства речного флота, из них 9 раз портовики были первыми. На вечное хранение порту передано Красное знамя Куйбышевского района города Омска. По результатам работы за 1978, 1979, 1980 годы коллектив порта занесен на областную доску Почета. По результатам работы за 1980 год и десятую пятилетку в целом порту было вручено переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. Такой же награды коллектив удостоен и в ознаменование 60-летия СССР.

Можно назвать десятки имен передовиков социалистического соревнования, чей труд высоко оценен Родиной. Только за годы последних двух пятилеток более

тружеников порта награждены орденами и медалями. Все наши успехи — показатель здорового морально-психологического климата, который сложился в коллективе, лучшее свидетельство того, что в отношениях между людьми прочно утвердились товарищество, взаимная ответственность, непримиримость к недостаткам. Это, и только это, позволяет каждый раз брать новые, все более высокие рубежи.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить