.АЯ библиотека!

Публицистика

Главная Проза Публицистика Туристские тропы омичей

Туристские тропы омичей - Глава I. Страницы истории

Зарождение и развитие Омского туризма в книге Степкина Артура Васильевича.

Г л а в а I

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В конце ноября 1928 года в омской газете «Рабочий путь» появилось необычное сообщение: «В Омск прибыл очень странный турист по фамилии Ольдрих Пешка — чехословак, американский подданный. До заплаток поношенная униформа американского скаут-бойса, индийский шлем и на груди с дюжину разных медалей и орденов...— все это наводит на мысль, что перед вами стоит не совсем нормальный человек...

Из беседы с Пешкой удалось выяснить, что он в 1924 году вышел из Чикаго (Америка) в кругосветное путешествие. Побывав почти во всех странах и концах земного шара, теперь через Сибирь он держит курс на Москву, Прагу, Париж и затем в Нью-Йорк». Как и другие туристы буржуазных стран Пешка не имел иных целей, кроме того, чтобы прославиться, сделать себе рекламу.

Немало дальних переходов было совершено в 20-е годы и в нашей стране. Но совсем другие задачи ставили перед собой путешественники молодого Советского государства. Что же влекло нашу молодежь в дальние края? Прежде всего, жажда познания Советской страны, ее новостроек и достижений в социалистическом переустройстве общества, естественная тяга к борьбе с трудностями, которых встречается немало в пути. И, конечно, романтика приключений. Все это вызвало появление большого количества дальних туристских переходов в первое десятилетие развития страны Советов.

В буднях великих строек в 20-е годы наша страна закладывала экономический фундамент социализма. Вместе с коренными экономическими и социальными преобразованиями осуществлялась и культурная революция.

Фото: Н. Шебалдина, совершившая в 1928 году пеший переход из Омска в Ленинград

??????????????????????????????????????????????


шили велосипедный переход из Омска в Новосибирск. Начавшиеся дожди превратили это путешествие в настоящее испытание для туристов. Но все-таки маршрут в 620 километров они преодолели за шесть дней. Путешественники намеревались проделать обратный путь также на велосипедах, однако сильное бездорожье заставило их возвратиться в Омск поездом.

Летом того же года на лодке вниз по Иртышу отправились в путешествие двое молодых рабочих из артели шапочников Владимир Сергушин и Семен Шульмов. Они прошли маршрут до Тары и обратно.

Первые шаги по налаживанию организованного туризма в Омске были предприняты летом 1928 года. Для любителей путешествий в городском комитете ВЛКСМ начал работать консультационный пункт. Здесь можно было получить справку о маршрутах по Западно-Сибирскому краю, центральной части СССР и другим районам страны. Второй консультационный пункт открылся при биостанции, которая располагалась тогда по улице Музейной №7.

Фото: Г. Куропаткин зимой 1929 года на лыжах прошел путь от Омска до Москвы

Летом 1928 года стали проводиться массовые экскурсии за город. Причем они имели довольно необычный характер. Так, например, в июне профсоюзный комитет Омгосполиграфа организовал экскурсию для рабочих и служащих и их семей в новую загородную рощу. В программу экскурсии вошли соревнования по кегельбану, баскетболу, эстафетному бегу и другие развлечения. Экскурсантов сопровождал духовой оркестр, для отдыхающих правление клуба Омгосполиграфа организовало бесплатный чай.

1928 год вошел в историю развития советского туризма как год рождения пролетарского туристского общества. Инициатором его создания явился Ленинский комсомол. В январе 1927 года «Комсомольская правда» выступила со статьей, в которой был поставлен вопрос о необходимости организационного оформления стихийного туристского движения. Развернувшаяся вокруг этого вопроса дискуссия закончилась созданием Общества пролетарского туризма (ОПТ).

31 мая 1928 года в Москве, в Красном зале Московского Комитета ВКП(б) состоялась конференция Российского общества туристов, на которой было избрано новое правление. Его председателем стал известный государственный и общественный деятель того времени Н. В. Крыленко. Обновленное туристское общество (к моменту указанной конференции оно насчитывало 12 тысяч членов, за счет влившейся в него рабочей молодежи) в феврале 1929 года юридически оформилось в Общество пролетарского туризма.

Повсюду в стране стали создаваться местные советы ОПТ, организовывались ячейки общества в рабочих коллективах, учебных заведениях, частях РККА.

С 1929 года получил развитие организованный туризм и в Омске, когда в городе было создано отделение Общества пролетарского туризма. Резиденцией городского совета ОПТ стала канцелярия краеведческого музея. Первым председателем совета общества был избран директор музея И. Кочнев, а секретарем — Б. Ренц.

С первых шагов своей деятельности Омский совет ОПТ развернул активную работу по организации ячеек общества и пропаганде туризма в рабочих коллективах и учебных заведениях. Стали частыми выезды за город, экскурсии на промышленные предприятия, в окрестные колхозы и совхозы. Через местную газету совет общества приглашал омичей принять участие в однодневном походе или экскурсии. Вот, например, одно из объявлений в «Рабочем пути»: «Омское отделение Общества пролетарского туризма отправляет в субботу 14 сентября массовую экскурсию в крупный совхоз «Элита». Экскурсия проводится с целью ознакомления широких масс трудящихся с ростом социалистического сектора в деревне... В экскурсии приглашаются принять участие организованные группы рабочих, служащих, красноармейцев, учащихся и одиночки... Ночлег экскурсантам обеспечен. Особой необходимо взять теплую одежду, чайник, кружку, ложку и продукты. Желательно также захватить с собой музыкальные инструменты. Вечером 14 сентября в клубе совхоза устраивается доклад т. Кочнева на тему: «Почему безбожники ведут борьбу с религией». Доклад будет иллюстрирован небольшой выставкой...»*.

Кроме однодневных вылазок и экскурсий, получили прописку среди омичей и маршруты походов по Алтаю, Уралу и другим районам нашей страны.

Дальние путешествия в этот период подразделялись, в основном, на три группы маршрутов. В первую были включены те, которые проходили по новостройкам пятилетки через крупные индустриальные центры страны (Москва, Ленинград, Урал, Кузбасс и др.). Сюда же включались и путешествия, знакомящие с достижениями колхозного строительства. Омичи в походах и экскурсиях по этим маршрутам знакомились с передовыми методами социалистического строительства, обменивались опытом работы.

Вторая группа включала в себя районы окраин СССР (Кавказ, Средняя Азия и т. д.). Здесь туристы знакомились с бурным ростом экономики и культуры народов многонациональной Родины.

И наконец, третья группа маршрутов проходила по малоисследованным областям Советского Союза (Памир, Алтай, Байкал, Восточная Сибирь, Север и др.). В походах по этим районам туристы проводили разнообразную исследовательскую работу.

Поездки омичей в Москву, Ленинград, в Кузбасс, на Урал и в другие города и районы страны стали систематическими. Многие экскурсии приурочивались к майским праздникам и проводились под лозунгом: «Первое мая — смотр достижений и побед пролетариата».

Туризм, как замечательное средство оздоровления и воспитания, как один из видов активного отдыха, быстро завоевывал популярность в ячейках ОПТ. «Путешествие по СССР и обмен опытом рабочих центра с рабочими окраин, - отмечалось тогда в печати,— взаимное ознакомление текстильщиков Москвы с колхозниками Сибири и бакинских рабочих с хлеборобами Украины укрепляет тот союз трудящихся, ту смычку, которой силен СССР. В то же время с каждым годом все более ясней становится роль туризма и экскурсии, как лучших форм отдыха для рабочих и служащих, не нуждающихся в специальном лечении».

Профсоюзные комитеты некоторых промышленных предприятий Омска стали создавать условия для организации здорового отдыха трудящихся. Так, например, в феврале 1930 года союз металлистов открыл при профсоюзном клубе лыжную станцию, где в прокате было 100 пар лыж, пьексы* и коньки. В зимнем сезоне того же года станция организовала несколько лыжных вылазок за город.

Для рабочих туристов с 1 июня 1930 года городской совет ОПТ совместно с филиалом общества «Советский турист» открыли базу отдыха в Боровом, где для этой цели было арендовано восемь дач. Многие рабочие, отдыхавшие в Боровом, в письмах с удовлетворением отмечали, что прекрасно проводят отпуск на базе. «Живем на даче «Советского туриста»..., — писал в газету один из отдыхающих омичей. —Боровое великолепно! Я от его прелестей в восторге. ...Кто хочет отдохнуть и поправиться — все через «Советский турист» к нам!»
В 1930 году в ячейках ОПТ нашего города пока еще преобладали туристы из служащих. Однако с начала 30-х годов туризм получает развитие в рабочих коллективах. Ячейки появляются в железнодорожном депо станции Омск, на паровозоремонтном заводе им. Рудзутака, на заводе «Красный пахарь», обозном заводе им. Коминтерна и в других производственных коллективах.

В 1930 году в советском туризме произошла реорганизация: на основе слияния Общества пролетарского туризма и акционерного общества «Советский турист» было создано Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В соответствии с этим был реорганизован и Омский горсовет Общества пролетарского туризма. 30 сентября 1930 года в помещении краеведческого музея состоялась городская конференция туристов, избравшая новый состав городского совета ОПТЭ.

В 1930 году в советском физкультурном движении родился лозунг: «Каждый физкультурник — ударник на производстве!» Физкультурные организации страны активно включились в социалистическое строительство. В ногу с жизнью пошел и пролетарский туризм. Свою деятельность Центральный Совет ОПТЭ и советы общества на местах направили на практическое участие туристских ячеек в социалистическом строительстве. Почти каждый поход был связан с различными общественно полезными делами. Туристы шли на село с лекциями и беседами, участвовали в выборных кампаниях, ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь, работали на полях, помогая в уборке урожая, искали полезные ископаемые.

Туристские ячейки Омска активно включились в это патриотическое движение. По примеру ленинградцев, выступивших в это время с почином — активно участвовать в научно-исследовательских экспедициях, Омский горсовет ОПТЭ установил контакты с Карской экспедицией и другими организациями и договорился о приеме членов общества в состав команд и разведочных партий.

В июле 1930 года на баркасе вниз по Иртышу в районы бывшего Тарского округа отправилась группа из 13 рабочих железнодорожного депо станции Омск. Состоявшая преимущественно из рабкоров, она провела агитационно-массовую работу в пути. В деревнях туристы выпускали стенгазеты, оказывали помощь селькорам.

Летом 1933 года в Тарский район выехала исследовательская группа туристов под руководством профессора П. Л. Драверта. В ее составе были рабочие паровозоремонтного завода им. Рудзутака, студенты железнодорожного политехникума и туристы из других коллективов. Целый комплекс исследований, имевших научный интерес, сумели выполнить участники этой экспедиции.

Подобных целенаправленных походов и экспедиций в то время проводилось много.

Городской совет ОПТЭ занимался не только организацией походов. В ячейках общества проводились туристские вечера, организовывались различные выставки (например, в 1930 году в помещении агропедтехникума работала передвижная выставка на тему «Экскурсия и туризм в системе социального воспитания»). Были предприняты шаги и по материальному оснащению путешественников. При церабкооповском магазине № 42 горсовет ОПТЭ открыл специальный отдел, в котором членам общества продавалось снаряжение для походов.

«Каждая ячейка ОПТЭ — ударная бригада третьего года пятилетки!» — под таким лозунгом работают туристские организации Омска в 1931 году. В сентябре горсовет ОПТЭ сформировал и послал на село около 20 бригад туристов для практической помощи в уборочных работах. В это же время совет общества выступает с призывом: «Каждый турист должен стать ударником на производстве!». Этому призыву последовали в своей работе туристские ячейки города. Они увлекали рабочих на борьбу за выполнение пятилетки в четыре года. А уже в январе 1933 года 300 туристов-лыжников Омска вышли в колхозы и совхозы Омского района с беседами об итогах пер-вой пятилетки.

Ежегодно в крупные города страны (Омский городской совет ОПТЭ отправлял большие группы ударников производства для ознакомления с достижениями социалистического строительства. Перед майским праздником 1934 года был организован конкурс на лучшую подготовку колхозов к весеннему севу. 25 победителей конкурса, лучших колхозников-ударников горсовет ОПТЭ премировал путевками на экскурсии в Москву и Ленинград.

В конце 1934 года из Западно-Сибирского края выделилась Омская область. Огромная территория — от казахстанских степей до холодных морей Северного Ледовитого океана — была включена тогда в нее. 5 января 1935 года в Омске, в помещении городского театра открылся 1-й областной съезд Советов. Этому съезду лыжники новой области посвятили значительную часть переходов зимы 1934—1935 года. Из Тюмени, Верхней Тавды и Ишима они понесли рапорты от ударников производства областному съезду Советов.

Команда в составе Хмелева, Романова, Елышина, Шицина и Клочкова совершила переход из Верхней Тавды, преодолев около 800 километров. В пути спортсмены проводили культурно-массовую работу в колхозах и на железнодорожных станциях.

Почти такой же длинный и нелегкий путь проделали из Нижней Тавды спортсмены-лыжники Богданов, Клецков и Сетяков. Сто двадцать самых трудных километров маршрута они пробирались по занесенным снегом лесам и болотам и в намеченный срок благополучно финишировали в Омске.

В 30-е годы в нашей стране стали очень популярными дальние пешие, водные и лыжные переходы, велосипедные и конные пробеги. В отличие от многокилометровых путешествий землепроходцев-одиночек 20-х годов эти переходы и пробеги совершались организованными группами спортсменов и в значительной степени способствовали патриотическому воспитанию советской молодежи. Их участники стремились продемонстрировать отличную физическую подготовку, высокие морально-волевые качества, прославить нашу Родину, ее трудовые подвиги. Дальние переходы сыграли значительную роль в пропаганде физкультуры, спорта и туризма в стране.

Фантастическим по протяженности и трудности явился лыжный переход по маршруту Нижне-Ангарск — Салехард - Мурманск. Его совершили зимой 1934—1935 года динамовцы И. Попов, А. Шевченко, А. Куликов, К. Бражников и Е. Егоров. За 151 день они прошли более 8 тысяч километров по таежным урманам и малонаселенной тундре северных широт.

Большой интерес у спортивной общественности в то время вызвал лыжный переход группы жен командиров РККА, совершенный зимой 1935 года из Тюмени в Москву (тогда Тюмень входила в Омскую область). Это был первый в истории советского спорта женский лыжный переход на дальнее расстояние.

Пятерка отважных спортсменок — Таисья Вагина, Клавдия Дьяченко, Финаида Ирдуган, Нина Уголькова и Вера Улитина — вместе с начальником команды Н. В. Карталовым в начале января взяли старт на Москву.

Переход оказался нелегким. В горах Урала смельчаков захватили сорокаградусные морозы. Трудно было идти и по глубоким снегам уральской тайги. А тут еще волки, видно, изголодавшиеся зимой, не раз подступали к небольшой группе лыжниц. Приходилось брать в руки револьверы и отстреливаться от хищников. И все же, несмотря на трудности, спортсменки настойчиво продвигались к цели.

В начале февраля лыжницы благополучно пришли в Казань. А в день празднования XVII годовщины РККА тюменские спортсменки финишировали в Люберцах. Это была большая победа! 2100 километров трудного пути покорились мужеству И настойчивости лыжниц. Этот длинный путь пятеро спортсменок преодолели за 40 ходовых дней, проходя в сутки в среднем по 52,5 километра!
За такой беспримерный переход лыжницы были награждены грамотами ЦИК СССР, а нарком обороны Союза ССР
Клемент Ефремович Ворошилов на приеме в Москве вручил им золотые именные часы.

Переход тюменских лыжниц явился ярким свидетельством того, что в молодой Стране Советов физическая культура и спорт стали достоянием народа.

И еще об одном путешествии зимы 1935 года хочется упомянуть в этих очерках.

Необычным по способу передвижения был переход по маршруту Ханты-Мансийск — Салехард — Ханты-Мансийск, совершенный на... собаках.

Морозным январским утром инструктор Осоавиахима Бройко стартовал из Ханты-Мансийска на север на упряжке с одиннадцатью собаками. На тысячекилометровом пути до Салехарда ему пришлось преодолевать глухой урман и безлюдную тундру. В пути Бройко распространял облигации лотереи Осоавиахима во встречающихся поселках ханты и манси, организовывал ячейки этого общества, проводил сбор денег на постройку самолета имени Куйбышева. Почти через месяц, 5 февраля, собачья упряжка с каюром Бройко благополучно прибыла в Салехард. Отдохнув несколько дней, путешественник отправился в обратный путь.

Не только многодневными путешествиями занимался организованный областной совет ОПТЭ. Весной 1935 года он разработал план открытия в летний период в загородной роще лагеря выходного дня. 20 палаток, кухня, столовая, культуголок и физкультурная площадка предназначались для отдыха трудящихся Омска.

Центральный Совет ОПТЭ организовал в Омске базу для снабжения туристов, отправляющихся в пешеходные, водные и горные путешествия. По заявкам здесь выдавались палатки, ботинки, штормовые костюмы, складные примуса, специальное горное снаряжение.

С приходом летних дней для отдыха омичей были организованы воскресные рейсы парохода «Семипалатинск» до Чернолучья и Красноярки. А на острове напротив мясокомбината по воскресным дням устраивались массовые игры и спортивные состязания. Сотни омичей выходили в загородные рощи — излюбленные места отдыха в выходные дни.

О значительном оживлении туристской работы в Омске можно судить и по большому количеству сообщений в прессе. Печатались материалы об омских путешественниках и во всесоюзном журнале «На суше и на море», который с 1930 года стал печатным органом Центрального Совета ОПТЭ и ЦК ВЛКСМ.

На летний сезон 1935 года было разработано и запланировано много интересных маршрутов. Например, студенты-выпускники сельскохозяйственного института готовились совершить путешествие по Алтаю. Учащиеся водного техникума наметили пройти во время каникул на лодках из Омска до Томска. Группа туристов под руководством Горемыкина и Горейкина готовилась совершить поход в район горы Белухи на Алтае и впервые в Омске начала подготовку к сдаче норм на значок «Альпинист СССР».

Тщательная подготовка к походам, организованная областным советам ОПТЭ, позволила в летнем сезоне 1935 года омским путешественникам вписать несколько славных страниц в историю туризма родного города.

Одним из центральных событий сезона явился шлюпочный поход Омск — Новый Порт. Он был организован по инициативе областной комсомольской газеты «Молодой большевик» в честь XV-летия сибирского комсомола. Более трех тысяч километров вниз по Иртышу за Полярный круг должны были пройти участники этого дальнего похода.

Триста заявлений пришло весной 1935 года в редакцию газеты «Молодой большевик». И в каждом из них было написано примерно одно и то же: «Хочу быть участником шлюпочного похода. Трудностей не боюсь, хотя и знаю, что их будет немало . Сил и здоровья хватит. Мужества тоже.» Из этого огромного количества заявлений комиссия отобрала тридцать четыре. В состав похода были включены лучшие из лучших: Диадор Вышеславский — рабочий Омской ТЭЦ, ударник производства, отличный физкультурник; Георгий Нахаев — студент третьего курса ветеринарного института, член пленума горкома комсомола; Борис Харчук — учащийся водного техникума, ударник учебы, отличный гармонист; Вера Крылова — работница хлебозавода, активная общественница и другие представители омской комсомолии.

Мне удалось встретиться с бывшим комсоргом шлюпочного перехода Георгием Фомичом Нахаевым, побеседовать с ним о том путешествии, посмотреть старые пожелтевшие от времени фотографии. Треть века прошла с тех пор. Сейчас Георгию Фомичу под шестьдесят, однако время не стерло в его памяти события середины 30-х годов. Много интересного рассказал он о шлюпочном переходе в Новый Порт.

Было это 12 июня 1935 года, в воскресенье. На берегу Омки, около бока городской лодочной станции к полудню собралось множество людей. На два часа дня областной совет физкультуры назначил старт переходу и решил организовать в честь этого физкультурный праздник. В те годы физкультурные события отмечались торжественно и привлекали /много молодежи. Они были яркими праздниками, агитировали молодежь, привлекали ее в ряды физкультурников.

В намеченный час все 34 участника были готовы к выходу в путь. Все они немножко волновались: и от теплых слов напутствия председателя областного совета физкультуры К. Кошелева и секретаря Омского Оргбюро ЦК ВЛКCM Л. Аксенова, и от ожидания встреч с трудностями и приключениями в предстоящем походе. Все-таки они первыми из Омских туристов решились проложить путь на далекий Север.

— Все задачи похода выполним с честью! — заверил провожающих комиссар похода А. Ковалев.

Звучит команда руководителя похода Ф. Ф. Симонова: «Весла на воду!», и четыре шлюпки отчаливают от бона. Поход начался! Впереди—более трех тысяч километров плавания.

Путешествие проходило успешно. Чаще всего приходилось идти под парусом. В день удавалось покрывать до 100 и более километров. Жизнь в отряде била ключом. Ежедневно читались политинформации. Редколлегия выпускала походную газету — спецбюллетень областной комсомольской газеты «Молодой большевик». Кроме этого, на каждой шлюпке выпускались свои стенгазеты — «Вперед», «Фордевинд», «На воде». На привалах проводились встречи с местным населением. Медики Александр Солодун, Петр Девяткин и Владимир Слесарев давали консультации, проводили осмотр и лечили больных. Георгий Нахаев с Анатолием Борисенко оказывали ветеринарную и зоотехническую помощь в колхозах, выступали с лекциями и беседами. А Вера Крылова с Борисом Харчуком организовывали концерты художественной самодеятельности.

В начале июля остался позади Тобольск, а 17 июля команда благополучно добралась до Салехарда. Дальнейший путь оказался для путешественников очень трудным. За Салехардом шлюпки с экипажами выдержали яростный натиск шторма. Целые сутки туристы не могли причалить к берегу в Обской губе из-за разбушевавшейся стихии. Однако все трудности были преодолены. В полночь 24 июля 1935 года «флотилия» финишировала в заполярном городе Новый Порт. За бортом остались 3300 километров, из них 300 — в условиях морского плавания. 42 ходовых дня понадобилось для этого марафонского проплыва.

В середине августа физкультурная общественность Омска торжественно встречала участников похода. На лодочной станции, украшенной флагами и лозунгами, собрались делегации предприятий города. Под гром оркестра и бурю аплодисментов катер с участниками похода подходит к причалу лодочной станции. Командир похода Ф. Симонов отдает рапорт о благо-получном финише. Начинается митинг. Букет ярких цветов вручается единственной из числа участников женщине Вере Крыловой.

В это время три самолета появляются в небе, и дождь листовок с теплыми словами поздравлений падает на участников встречи.

Шлюпочный переход из Омска в Новый Порт ярко продемонстрировал высокие морально-волевые и физические качества омской комсомолии 30-х годов. Не ради рекорда и личного удовольствия совершили участники этот трудный поход. Они пошли, чтобы продемонстрировать свою силу и мужество, они доказали, что могут бороться с трудностями и побеждать их.

Члены команды провели большую общественно полезную работу среди местного населения. Только тридцать восемь вечеров художественной самодеятельности организовали путешественники для жителей прибрежных сел и деревень. Лекции и доклады, концерты и спортивные соревнования, — за все это имена участников шлюпочного перехода Омск—Новый Порт были занесены в областную Книгу почета имени X съезда ВЛКСМ.

И еще одно замечательное путешествие, также посвященное XV-летию комсомола Сибири, было совершено омичами в 1935 году. В начале июля на пароходе «8 февраля» вверх по Иртышу отправились семеро студентов Омского железнодорожного политехникума. С ними была шлюпка.

Добравшись до озера Зайсан, «семеро смелых» пустились в путь на шлюпке вниз по Иртышу, намереваясь преодолеть 3700 километров до Остяко-Вогульска за 65 дней. Что ж, для этого они были хорошо подготовлены: все — лучшие физкультурники техникума, значкисты ГТО.

Путешественники поставили целью выполнить ряд заданий в пути: среди населения прибрежных деревень, работников пристаней и бакенщиков проводить политико-воспитательную работу, изучить русло реки и сделать его фотоописание, а также овладеть в совершенстве техникой шлюпочного дела. С поставленной задачей туристы успешно справились, и группа, руководимая Дорофеевым, финишировала в Ханты-Мансийске в намеченный срок.

Фото: Участницы пешего перехода Омск - Новосибирск (1936 год).

1936 год Советская страна встречала новыми трудовыми победами в строительстве социализма. Успехи в развитии народного хозяйства в период первых пятилеток создали материальные предпосылки для дальнейшего подъема физической культуры, спорта и туризма в стране. В 1936 году в советском туризме была проведена организационная перестройка: ОПТЭ упразднили, а руководящей туристской организацией стало Центральное туристско-экскурсионное управление, созданное при ВЦСПС (ЦТЭУ ВЦСПС). В том же году на местах советы ОПТЭ реорганизовались в туристско-экскурсионные управления. Начался новый этап в развитии советского туризма.

Вширь и вглубь рос туризм в Омске в середине 30-х годов. Секции создавались не только в студенческих коллективах и промышленных предприятиях, но и в школах, частях РККА. Туризм использовался не только как средство оздоровления, познания страны, но и как одно из средств военно-прикладной подготовки молодежи. А в частях РККА туристские путешествия и различные пробеги явились прекрасным средством физической закалки и проверки готовности командиров и красноармейцев к трудностям боевой походной жизни.

Большая часть походов 30-х годов носила военизированный характер, страна готовилась отразить возможные удары агрессоров. И можно с уверенностью сказать, что военно-прикладная подготовка, полученная юношами и девушками в туристских и военизированных переходах предвоенных лет, помогла им стойко бороться с фашистскими извергами на фронтах Великой Отечественной войны.

Необычный переход на лыжах совершили в феврале 1936 года шестеро лыжников тюменского кавалерийского взвода милиции под руководством Нетунаева. Шестисоткилометровый маршрут от Тюмени до Омска они преодолели на лыжах... за лошадьми без всадников. За месяц до перехода кавалеристы начали тренировки. В первые дни лошади, привыкшие ходить только под седоком, вели себя неспокойно, не понимая, чего от них хотят. Однако месяц тренировок дал отличные результаты: маршрут был пройден успешно. Очень трудной оказалась первая половина пути от Тюмени до Ишима: неровная и кочковатая дорога в те дни сильно обледенела, и спортсмены с большим трудом держались на лыжах. Весь маршрут кавалеристы прошли в полном боевом снаряжении.

Встречный маршрут из Омска в Тюмень совершили летом того же года омичи. Группа осоавиахимовцев Кировского района в составе 10 человек прошла этот путь... в противогазах. Руководил походом активный осоавиахимовец из Заготзерно Кононов.

В пути участники проводили большую оборонно-массовую работу среди населения.

Летний сезон 1936 года был отмечен походами омичей по родному краю, Западной Сибири, Уралу и другим районам страны. Например, восемь женщин — членов союза потребкооперации во главе с Кондращенко отправились пешком из Омска в Новосибирск с целью ознакомления с работой сельпо Омской области и Западно-Сибирского края. На этот переход им понадобилось 19 дней.

Но «гвоздем» сезона, пожалуй, был беспримерный переход,, совершенный в Заполярье, на севере Омской области.

Над Омском уже светило летнее солнце, а на севере области, за Полярным кругом, еще лежал снег. В это время в отважное путешествие по Гыдынской тундре отправился из Салехарда рыбак Зыков со своей женой. Путь от Салехарда на север, до верховья реки Юрибей (около тысячи километров) они преодолели на нарте, оснащенной парусом. У истоков реки Юрибей Зыковы заменили нарту лодкой: снег уже стаивал под теплыми лучами солнца, река вскрылась. На лодке под парусом Зыковы проплыли 700 километров по совершенно не изведанной реке и добрались до Гыды-Ямо — самой отдаленной фактории Омского управления Севморпути.

Оценку этому смелому переходу дала газета «Омская правда» в одном из июльских номеров 1936 г. «В Гыды-Ямо по совершенно неизвестной Гыдынской тундре, к заливу никто никогда не добирался. Зыковы совершили исключительно трудный переход на совершенно необычном транспорте: нарте, идущей под парусом. Зыковы — первые русские, прошедшие Юрибей от верховьев до устья. Река эта совершенно не исследована и на имеющихся картах нанесена только пунктиром».

В 1936 году омичами было совершено одно из значительных путешествий предвоенных лет. В конце июля в велопробег по маршруту Омск — Москва отправилась группа молодых научных работников сельскохозяйственного института имени Кирова в следующем составе: В. Ф. Степкин (командор велопробега), А. Д. Сибирцев (политрук), Б. А. Быстров, Н. А. Колесов, И. И. Куров и И. М. Михеев.

Целью велопробега была пропаганда достижений сельскохозяйственной науки. Участники везли рапорт наркому земледелия о достижениях института. Проведя большую агитационную работу в пути, спортсмены через 28 ходовых дней благополучно финишировали в столице, пройдя через Челябинск — Уфу—Куйбышев—Пензу. «1 сентября, в 12 часов, в полном составе, здоровыми и бодрыми вступили в Москву, — сообщали участники велопробега в телеграмме об окончании путешествия. — В Международный день молодежи шлем всему коллективу института искренний привет!»

Конец 30-х годов характерен для омского туризма новыми агитпоходами, исследовательскими путешествиями, военизированными переходами. Множилось и число туристских секций.

Из путешествий 1937 года нельзя не упомянуть переход на оленях из Салехарда в Омск. В начале февраля трудящиеся заполярного города торжественно проводили в далекий путь команду в составе 10 человек во главе с секретарем Ямальского окружкома ВЛКСМ А. Мамаевым. Десять оленьих упряжек взяли курс на Омск. Участники этого почти трехтысячекилометрового похода повезли Омскому обкому партии и облисполкому рапорт трудящихся Ямальского округа об экономических и культурных достижениях за последние пять лет.

В 1932 году был образован Ямальский (впоследствии — Ямало-Ненецкий) национальный округ с центром в Салехарде (бывшем Обдорске). За пятилетие жизнь в округе изменилась коренным образом. Там, где раньше в бескрайней тундре встречались только стойбища ненцев-кочевников, теперь выросли благоустроенные поселки со школами, библиотеками, кинотеатрами и больницами, появились фактории и мощные рыбные промыслы. Ненцы, не имевшие раньше письменности, теперь учились сами и посылали в школы своих детей. Если в Салехарде до революции школу посещало всего несколько десятков детей купцов-богатеев, то в 1936—1937 учебном году только в средней школе училось 800 детей. Национальный педагогический техникум начал готовить кадры учителей для тундры. В зооветтехникуме готовились специалисты по олене-водству — главной отрасли хозяйства округа. Совпартшкола Салехарда уже сделала первый выпуск работников для партийных, советских и хозяйственных организаций. На берегу реки Шайтанки вырос мощный консервный комбинат. Только за пятилетие Салехард неузнаваемо изменился, стал политическим, экономическим и культурным центром этого громадного по территории округа. С рапортом об этих достижениях и отправились на оленях в Омск посланцы Ямальского округа.

Переход длился около двух месяцев. 1 апреля к пяти часам вечера улица у Дворца Труда (теперь это здание гостиницы «Октябрь») была полна народу. Посланцев далекого Заполярья пришли встречать делегации предприятий, учреждений, вузов, школ. Омичи тепло встретили путешественников и гостеприимно познакомили их со своим городом.

Летом 1937 года особенно активизировались туристы Омской железной дороги. Около десяти групп железнодорожников-физкультурников и ударников производства отправилось в путешествие по Алтаю, Крыму, Кавказу и другим живописным районам страны. По реке Вагай интересное путешествие совершили старшеклассники средней школы имени В. И. Ленина. В Цейском ущелье на Кавказе побывали альпинисты медицинского института.

В этом же году омичи совершили одно из увлекательных путешествий по Иртышу от Омска до Ханты-Мансийска. В июле — августе 14 студентов Омского пединститута имени Горького на двух спортивных шлюпках и шестивесельном вельботе прошли по реке 1853 километра за 22 ходовых дня. В пути они проводили собрания осоавиахимовцев, участвовали в стрелковых и волейбольных соревнованиях, выступали с докладами на оборонные темы. Руководил этим путешествием один из активистов туризма в пединституте Д. Г. Сочнев. А в составе группы были Семушин (политрук), Асямолова, Бойцов, Косорукова, Келлер, Красовский, Макушин, Никифоров, Савинкина, Солонова, Скарпе, Чернов и Шпринбах.

В последние предвоенные годы омские туристы по-прежнему отмечали агитпоходами каждое крупное событие в общественно-политической жизни страны. Так, зимой 1939 года в честь XVIII съезда ВКП(б) много туристских групп отправилось с лекциями и беседами в походы на лыжах. По нескольким маршрутам своего района прошли тюкалинские физкультурники. Выступая с лекциями, они помогали организовывать в колхозах и МТС физкультурные кружки.

В зимний сезон 1939 года шестеро спортсменов села Таврического (Осадчий, Горбцов, Гречкань, Боровских, А. Четвериков и Д. Четвериков) участвовали в лыжном агитпоходе. Они прошли путь от Таврического через Омск до Тары и обратно. Эти и другие примеры свидетельствуют о росте популярности спорта и туризма среди сельской молодежи нашей области в 30-е годы, а также о растущей политической активности физкультурников.

Выборы в местные Советы депутатов трудящихся в декабре 1939 года туристы-омичи также встретили агитпоходами и пробегами. Из всех групп спортсменов хочется выделить шестерку омских спартаковцев (руководитель группы В. Д. Фомин), которая совершила конно-лыжный пробег по маршруту Омск — Ишим — Тюкалинск — Омск. В пути лыжники выступали с лекциями о предстоящих выборах, разъясняли решения последней сессии Верховного Совета СССР.

Конец 30-х годов характерен появлением в Омске альпинистов. Спорт мужественных, имеющий военно-прикладное значение, становился из года в год все более популярным. В эти годы право носить почетный значок «Альпинист СССР» заслужили физкультурники спортивного общества «Локомотив Востока», медицинского и педагогического институтов и некоторых других коллективов. Альпинистом был и разносторонний спортсмен Николай Бударин, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза, павший смертью храбрых в бою с немецкими захватчиками.

В 1939 году спортивное общество «Локомотив Востока» насчитывало в своих рядах 8 значкистов «Альпинист СССР». А в летний сезон этого же года еще 18 физкультурников — значкистов ГТО отправились на Тянь-Шань, чтобы стать альпинистами.

В альпинистские лагери Кавказа и Алтая летом 1940 года выехали 12 физкультурников — студентов педагогического института и учителей школ. Среди них были отличники учебы Уфимцев и Бутюгов, учительница школы № 8 гимнастка-перворазрядница Гавриченко и другие.

Вот так развивался туризм в годы первых советских пятилеток, шагая в ногу со временем. В этот период были заложены его идейно-политические и организационные основы. Родились и утвердились многие традиции, формы и методы работы, которые получили дальнейшее развитие в туристском движении в послевоенный период.

Много добрых дел совершили туристы, вложив свою посильную лепту в дело строительства социализма. «Сотнями отремонтированных тракторов и сельскохозяйственных машин, тысячами рационализаторских предложений, десятками тысяч трудодней, отработанных на колхозных и совхозных полях, отмечен многокилометровый путь пролетарских туристов»,* — писал журнал «На суше и на море» в 30-х годах об общественно полезной работе в походах.

В туристских путешествиях молодежь крепла физически и морально, приобретала нужные военно-прикладные навыки. Таким образом, туризм явился не только «общеобразовательным отдыхом», как его назвал нарком здравоохранения Н. А. Семашко, но и замечательным средством укрепления здоровья и воспитания молодежи, которая с революционным пафосом участвовала в строительстве социализма.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Проза Публицистика Туристские тропы омичей