.АЯ библиотека!

Газеты

Главная Периодика Газеты Рабочий путь №256 (1906) 07.11.1927

Рабочий путь №256 (1906) 07.11.1927 - ДЕСЯТЬ ЛЕТ ФИНАНСОВ.

ДЕШЕВЫЙ ТОВАР — КРЕСТЬЯНИНУ, ДЕШЕВЫЙ ХЛЕБ-РАБОЧЕМУ.

Крепите кооперацию! Будьте активными строителями социалистического общества!

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ФИНАНСОВ.

Финансовый аппарат старого времени был сугубо реакционен.

Советская власть для сохранения революционных завоеваний должна была, в первую очередь, захватить банки, фабрики и заводы и направить вооруженные рабочие отряды в деревню для добычи хлеба у кулаков и помещиков, чтобы обеспечить в короткий срок окончательную победу над буржуазией.

Такая обстановка положила начало переходу от системы бумажно-денежного обращения к системе натуральных повинностей. Вынужденное игнорирование денежной системы государством, затянувшаяся гражданская война, военная борьба с интервентами, сокращение товарного рынка, естественно, влекли за собой быстрое катастрофическое обесценение денег. Одновременное взимание налоговых платежей натурой и увеличивающаяся масса денежных знаков (эмиссия 19, 20 и 21 гг.) усиливали удары по денежной системе. Конец гражданской войны в этом отношении является чрезвычайно характерным.

В 1921 г. все имели миллионы и миллиарды, и пустяковая вещь расценивалась или в сотнях тысяч или миллионах рублей.

Началом второго периода финансовой политики советской власти нужно считать конец гражданской войны и введение, так называемой, «новой экономической политики».

В интересах укрепления союза рабочих и крестьян советская власть отказалась от продразверстки. Переход к новой экономической политике знаменовал восстановление товарного хозяйства. Для развития и укрепления социалистической части хозяйства нужно было установить контакт, — обмен с неорганизованным товарным хозяйством (с. хозяйство, кустари и т. п.). Развитие товарооборота между городом и деревней встретилось с расшатанной до основ денежной системой. Поэтому в интересах быстрого оздоровления хозяйственного организма советской республики нужно было в короткий срок упорядочить финансовое хозяйство и денежное обращение в стране.

«Если удастся нам на продолжительный срок, впоследствии навсегда, говорил Владимир Ильич, стабилизировать наш рубль, значит, мы выиграли». Упорной борьбой, проведением целого ряда мероприятий, по восстановлению разрушенного хозяйства советская власть в 1923 и 1924 годах в труднейшей экономической обстановке смогла провести денежную реформу и на ряду с развившимся товарооборотом установить в начале червонец, а потом твердый полноценный рубль, как основную денежную единицу.

Отсюда начинается новая история финансов советской власти. Переходя к развитию финансовой политики в пределах Омского округа, мы должны отмечать целый ряд огромных достижений за истекшее время нашего мирного хозяйственного строительства.

Окончание гражданской войны и оздоровление денежной системы сопровождались изменением самой системы финансового управления.

Если в старое время местные финансы в России осуществлялись местными самоуправлениями и бюджетами земств и городов, представляя из себя некоторое противопоставление государственному бюджету, то при советской власти выделение местных средств является не «раздроблением власти», а «разделением задач управления». Таким образом, сохраняя централизованную единую власть рабочих и крестьян, с выделением местных бюджетов, мы обеспечили основную постановку государственного управления, определенную тов. Лениным, «чтобы один и тот же класс имел политическую власть в центре и на местах, чтобы там и здесь была вполне последовательно проведена совершенно одинаковая степень демократии».

Как развивался местный бюджет за последний ряд лет, видно из следующих цифр:

Рост окружного бюджета 1922 г. 1924/ 25 г. 1926/ 27 г. 1927/ 28 г.
Руб. 1500000 4197421 5719000 6764206
Проц. 100 279,8 381.3 450,9

Таким образом, доходы против 1922 г. увеличились к 1927 г. в 4,5 раз. Из общей суммы доходов 60,8 проц. составляют налоги и 39,2 проц. неналоговые доходы.

Больше всего советская власть беспокоится о том, чтобы скорее развить народное хозяйство и поднять культурный уровень трудящихся масс. Сокращая стоимость управленческого аппарата, мы все возможности направляем на улучшение материального и культурного положения рабочих и крестьян.

Лучшим доказательством этому является следующая таблица роста ассигнований и удельный вес расходов по отдельным видам:

Куда расходуются 1924/ 25 г. 1926/ 27 г. 1927/ 28 г.
Административные расходы 1077008 1236735 1251204
% 25,6 21,6 42142
Культурно-просвет 1741966 3055122 3564340
% 41,2 53.4 53
Хозяйствен пром 1618775 1205706 1577560
% 14,7 21,2 23,4
Прочие рас­ходы 759672 221548 371102
% 18,5 3,8 5,1
Итого 4197421 5719111 6764206

Несмотря на разукрупнение общего числа сельских советов на 41,8 проц., на повышение зарплаты для низовых советских работников за последние три года в среднем на 40,4 проц. и на рост бюджета вообще, расходы административного характера оставались в стабильном положении, постепенно снизившись в своем удельном весе с 25,6 до 18,5 проц. В это же время затраты на культурно-социальные нужды выросли на 1822374 руб. или более чем в 2 раза, обеспечив за собой удельный вес в 53 проц. всех расходов по округу.

Революция пробудила народные массы к культуре и к знанию, и потребности масс в этой области растут гораздо сильнее, чем наши возможности к удовлетворению, особенно в деле народного образования.

Расходы по народному образованию выросли за указанные годы на 1260022 руб. или на 107 проц., по здравоохранению на 494335 руб. или на 100 проц. и по социальному обеспечению на 125 проц.

Общие ассигнования по линии хозяйственно - производственных расходов выросли на 958785 руб. или в 2 1/2 раза, заняв в бюджете т. г. 23,4 проц. всех расходов, против 14,7 проц. в 1924—25 г. В этом отношении нельзя не отметить особо отражение в бюджете значительных отчислений на образование специальных фондов на коммунальное жилищное строительство и ремонт коммунального жилого фонда в городах. На ряду с этим следует отметить увеличение расходов по линии сельского хозяйства почти вдвое по сравнению с затратами в 1924—25 г.

Кроме бюджета мы имеем вторую не менее важную часть финансовой политики. Это—развитие кредитной системы.

Мы знаем, что без кредита невозможно нормальное и планомерное развитие промышленности, с. хозяйства и торговли. Собирание распыленных средств на селения или временно свободных сумм отдельных организаций для развития отсталых отраслей хозяйства или строительства новых сооружений возможно только при помощи кредита. Вместе с этим, владея всей кредитной системой, советская власть имеет огромные преимущества перед капиталистической системой, т. к. при помощи организованного и централизованного кредита мы имеем возможность в плановом порядке развивать свое народное хозяйство и направлять это развитие именно по социалистическому руслу. Таким образом, используя монополию внутрен. государственного кредита, мы имеем возможность развивать не только промышленность, как социалическую часть нашего хозяйства, но и вливать огромные средства именно в ту часть с.-хозяйства, которая в основном уже имеет социалистические элементы (комхозы, коммуны и все виды кооперации).

Этой части финансовой политики в нашем округе уделяется огромное внимание. Государственное капиталовложение в промышленность и с. хозяйство растет достаточно быстро. Это видно из следующих цифр:

Вложение госкредита в промышленность, торговлю и сельское хозяйство по округу в рублях:

  На I/Х 23 г.. На I/Х 24 г. На I/Х 25 г. На I/Х 26 г. На I/Х 27 г.
По торговле и промышленности 1022400/100% 1712800 2686900 4180300 4281600/419%
По сельскому хозяйству 179712/100% 111941 1804013 1830455 4256187/2370%
Итого задолженн. по гос. кредиту 1202112 2828741 4490913 6010755 8537787
Рост в %% отношении на 1/Х 23 г 100% 235,30% 373,60% 500% 710,20%

При помощи такого кредитования мы смогли за последние годы в области с. хозяйства организовать 364 маслоартели, 64 с. х. кредитных т-ва, 92 с.-х. производственных т-ва, 84 семенных и племенных т-в, 273 машинных т-в, 112 трудовых землед. артелей (совместная обработка земли), 6 животноводческих т-в, 17 коммун и 12 совхозов.

Это те основные ячейки, вокруг которых должно будет обобществляться с. хозяйство. Дальнейшее развитие кредита будет это обобществление стимулировать и помогать ему.

На ряду с капиталовложениями в хозяйство округа, мы имеем приток распыленных средств трудового населения в нашу кредитную систему.

Сумма реализованных займов и приток вкладов в сберкассы по округу выражаются в следующих размерах:

  25 г. 26 г. 27 г.
Сумма реализованных займов по округу 528.613 р. 121.120 р. 481.490 р.
Вкладов в сберкассы 225.828 р. 419.925 р. 1.023.056 р.
Итого 754.441 р. 541.045 р. 1.504.546 р.

Это сумма вкладов составляет только 21 проц. к сумме довоенных вкладов по округу. Однако, состояние нашего хозяйства и уровень материальной обеспеченности населения округа достигли уже довоенных пределов. Основная наша задача на ближайшее время привлечь внимание всех организаций, всех трудящихся |масс именно к этой части финансового дела. Усиление вкладов в нашу кредитную систему будет в дальнейшем еще больше способствовать улучшению материального положения трудящихся и социалистическому строительству нашего народного хозяйства.

Поскольку на ряду с организованным социалистическим хозяйством мы имеем мощное неорганизованное (частное) хозяйство, наличие денежной системы неизбежно. Задача финансовой политики пролетариата заключается в том, чтобы целиком и полностью, до победы социализма, быть хозяевами денежного рынка.

К. ЛЕОНТЬЕВ.

Берегите советскую копейку, режьте непроизводительные расходы, изгоняйте излишества.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Периодика Газеты Рабочий путь №256 (1906) 07.11.1927