.АЯ библиотека!

Газеты

Главная Периодика Газеты Рабочий путь №256 (1906) 07.11.1927

Рабочий путь №256 (1906) 07.11.1927 - ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ.

ПРОЛЕТАРСКОМУ ГОСУДАРСТВУ НУЖЕН ЗДОРОВЫЙ РАБОЧИЙ.

ВОСПИТАННИКИ МАТМЛАДА.

ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ.

Революционный поэт Саша Черный в одном из своих сатирических стихотворений рассказывает, как царский чиновник сочиняет проект «о всеобщем обучении, как вреднейшей из затей» и составляет: «краткий список книг для чтения для кухаркиных детей» и т. д.

Держать широкие народные массы в невежестве и темноте, воспитывать население через школу в духе повиновения «властям предержащим», — такова была политики царского правительства в области народного образования.

По переписи 1920 года—население Омской губернии было исчислено в 1599977 человек. Грамотных было только 364741 чел. (22.7 проц.). Детей школьного возраста в губернии насчитывалось 356546. А грамотных было только 92928 (26,1 проц.). При этом надо помнить, что территория б. Омской губернии была в два раза более теперешнего Омского округа.

За десятилетие советской власти в области школьного строительства у нас уже другие цифры. В текущем учебном году 43 городскими школами и 742 деревенскими охвачено 46,1 проц. ребят школьного возраста, на будущий год предполагается охватить 60 проц. Уже приступлено к осуществлению плана всеобщего обучения, этой «вреднейшей», по мнению царских чиновников. из «затей».

В системе народного образования мы имеем много такого, чего не имели 10 лет тому назад. В 15 детдомах нашли приют и получают воспитание, навыки к полезному труду 1160 детей улицы, беспризорников. Дошкольным воспитанием охвачено 1175 ребятишек. Широкое развитие получило профтехническое образование: в 5 омских техникумах готовятся 1281 ч. педагогов, агрономов, архитекторов, художников, полиграфистов, текстилей, акушерок, музыкантов, техников.

Наконец, существующие в Омске ВУЗ‘ы: сельскохоз. институт, мединститут, Сиб. ветеринарный институт, своим возникновением исключительно обязаны совласти.

Но главное достижение соввласти в области народного образования даже и не в количественном росте школьной сети, ВУЗ'ов и техникумов.

Изменился самый дух школы, характер и методы преподавания Школа из учреждения, подготовляющего в большинстве случаев нужных для царской России чиновников, убивающих в ребенке «душу живу», — превращается в мастерскую, изготовляющую человека в подлинном смысле этого слова через школьное самоуправление, в многочисленных школьных кружках, — в ребенка закладываются навыки к общественной работе. Через устранение в школьной программе многого излишнего хлама, схоластики, через привитие школьнику действительно нужных и полезных знаний, развитие ребенка идет значительно нормальнее, чем в былые времена. Любой наш школьник первой группы мог бы конкурировать в развитии с большинством умственно оскопленных царской школой «учеников» старого времени.

Советская власть раскрепостила и учителя. «Человек в футляре» вылез из синего со светлыми пуговицами чиновничьего мундира и через учительские конференции, через подготовку, через общественную работу стремится заслужить почетное звание воспитателя детей.

Советская власть сумела школу, школьное дело сделать близким и родным широкой массе трудящихся. Население говорит о необходимости расширения школьной сети, бьет тревогу о тесноте школьных помещений, живо интересуется постановкой учебной части в школах.

Почти поголовная тяга из тьмы к свету, от невежества к знанию, горячке речи о народном образовании на наших окружных съездах, конференциях, совещаниях, отрывание от скудных бюджетов огромных средств на школьное дело, пробуждение инициативы среди сельского населения, лихорадочно принявшегося за постройку новых школ—залог дальнейших наших побед на культурном фронте.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная Периодика Газеты Рабочий путь №256 (1906) 07.11.1927