.АЯ библиотека!

Каталоги | Проспекты

Александр Макаров

ОМСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ МАКАРОВ

КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ

ГРАФИКА ЖИВОПИСЬ

ОМСК • 1992

Омская организация Союза художников России -1992

11 августа 1992 года Александру Макарову исполнилось 40 лет. В связи с этой датой в большом выставочном зале Омской организации Союза художников России открылась персональная выставка. Это его первая ретроспективная выставка, где он решил показать все лучшее из того, что было создано за 18 лет творческой работы. Все это время, начиная с 1974 года, А. Макаров постоянный участник всех городских и областных выставок, весьма активно выступал на многочисленных зональных, Всероссийских, Всесоюзных и других престижных выставках, принесших ему успех и признание как художника - графика.

Этим творческим выступлением он во многом обязан станковым листам, выполненным в черно-белой и цветной литографии. С этой печатной техникой А. Макаров впервые столкнулся в 1977 году в Республиканском доме творчества «Челюскинская», уже давно ставшем для молодых художников отличной школой и лабораторией эстампа. Литография на многие годы увлекла художника, захватила своей уникальной способностью сохранять живое, непосредственное касание карандаша, трепетное движение линий. Эта техника стала ближе его постоянной практике работы карандашом, углем, соусом, сангиной. Этот податливый и послушный материал он успешно и выразительно использует в своих работах над портретом, обнаженной натурой и постоянно в натурных зарисовках, выполненных в различных поездках по Омской области, по Сибири, по Дальнему Востоку и др.

До 1985 года (первая поездка на Сахалин) станковые листы А. Макарова заметно отличаются тематическим разнообразием, многоплановостью их образного строя. Профессионально владея всеми изобразительными жанрами, художник заметно стремится ближе соприкоснуться с человеком, его жизнью и трудовыми буднями. Даже природа, которой впоследствии он уделяет особое внимание, в этот период живет одной жизнью с человеком. На выставке этот период представлен серией «Солдаты», «Речники», портретами омских художников (Н. Третьякова, А. Либерова, Г. Кичигина), где автор подчеркивает их индивидуальный характер и творческий темперамент. В образах он стремится передать их чистоту, непосредственность («Бумажный змей», «Максимка». Б., лит.). Вызывают доброе расположение живые и очень естественные бытовые композиции из серии «Сибирские мотивы» («Поговорили», «Радостная встреча». Б., лит.). Совсем иная временная протяженность прослеживается в серии «Лето», связанная с воспоминаниями детства. Эти листы воспринимаются как замедленное движение кадра в фильме, позволяющее дольше всматриваться в них, как в собственную память светлого и безмятежного детства («Лето», «Радуга». Б., лит.). Многоплановы и разнообразны в это время и пейзажи А. Макарова — это индустриальные мотивы трудового Омска («Над Иртышом», «Омский порт». Б., лит.) с их возвышенной образной тональностью и более интимные очеловеченные пейзажи из серии «Сибирские мотивы» («Старые ворота», «Обрыв». Б., лит.).

Поездки А. Макарова в группе с омскими художниками Г. Катилло, А. Темеревым, Р. Нуриевым на Дальний Восток в 1985 и 1991 гг. заметно изменили творческий облик художника. Он по-прежнему продолжает работать в литографии, но все свое время в мастерской художник сосредоточил на поиске нового изобразительного и выразительного языка в смешанной технике. А. Макаров не оставляет портрет, но больше внимания стал уделять пейзажу. Именно в поездках на Сахалин он почувствовал, видимо, изначально заложенную в нем тягу к необычному, значительному проявлению стихии могучей первозданной природы, ее свободной и независимой жизни. С этим новым для А. Макарова мироощущением. новыми пейзажами стали более четко просматриваться очертания его творческой индивидуальности. Немаловажную рать здесь сыграло воздействие и влияние художественных традиций г. Омска, куда он приехал в 1969 году из сибирского поселка Пикетное.

Свою первую серьезную школу изобразительного искусства А. Макаров проходит на художественно-графическом факультете Омского педагогического института. Завершая пятый курс у профессора А. Н. Либерова, молодой выпускник в 1974 году успешно защищает свою дипломную работу «Хлеб Сибири». Эта серия из пяти больших листов, выполненных карандашом, уже тогда отличалась чистотой графического языка, смелостью композиционных решений. Она и определила дальнейшую судьбу молодого выпускника как художника- графика. С этого времени с Омском связана вся дальнейшая творческая жизнь. В атмосфере многообразной и богатой художественной жизни сибирского города он постепенно формируется и складывается как художник. В любой художественной среде всегда можно обнаружить то, что ближе твоим внутренним творческим позывам. Поэтому А. Макаров считает своим учителем Алексея Николаевича Либерова, замечательного мастера пастели, проникновенных и выразительных по настроению и состоянию пейзажей.

Влияние учителя сказалось не только в особом отношении к пейзажному жанру, но и в предпочтительности реалистических традиций. И надо отдать должное А. Макарову, он не боялся быть несовременным, традиционным и без колебаний продолжает идти по этому пути, оставаясь при этом самим собой. Начиная с 1980 года, когда впервые стал появляться в его работах цвет, он стал разрабатывать свою уникальную смешанную технику. В своих работах он использует акварель, пастель, темперу, цветные карандаши, белила. Цветовая прокладка акварели у А. Макарова всегда просвечивает и активно участвует в изобразительном и колористическом строе листа. Кроме всего этого художник смело вводит контрастный тон и цвет, где черное и белое воспринимаются как цвет. Кроме того, в своих листах он сумел добиться тончайших градаций тона и цвета, свежести контрастных сочетаний, яркого живописного и изобразительного эффекта.

В последние годы художник постоянно возвращается в своих работах к романтике «чужих» краев (о. Сахалин), их суровых и необъятных просторов. Он старается найти, увидеть и передать красоту первозданной природы.

На выставке можно легко обнаружить и почувствовать, что макаровские дальневосточные образы природы проникнуты возвышенной трактовкой древних гор, скал, моря, неба. Они кажутся у него свободными и независимыми, и полет чаек, которых часто повторяет художник, еще больше подчеркивает это впечатление. Заметно выделяются пейзажи, выполненные в технике цветной автолитографии. В них тон и цвет намного контрастнее, напряженнее, сами листы выглядят ярче, пронзительнее, а сама природа предстает еще более суровой и строгой.

В смешанной технике, которая в своей изобразительной основе тяготеет к живописи, мы чувствуем выход в глубину, в ней больше пространства, воздуха. Не случайно в экспозиции можно увидеть и работы, выполненные на холсте. Видимо, поэтому на афише юбилейной выставки рядом с графикой стоит живопись.

Художник еще молод, впереди предстоит еще много сделать. Возможно, будет совершенствоваться и усложняться язык, появится необходимость философски осмыслить свое представление о жизни природы и человека, их противоречивых взаимосвязях и многое другое. Поживем — увидим.

И пожелаем ему художественных озарений и бесконечных творческих открытий.

Г. С. ЛУБЫШЕВ. искусствовед

Поговорили.

Радостная встреча.

Портрет А. Н. Либерова.

Воздушный змей.

Пора сенокосная.

Радуга.

Лодки на берегу.

Полдень. В скалах.

Последний луч.

Серый день.

Сухое дерево.

Тихий вечер на Бахуре.

Сахалинский пейзаж.

Штормит.

Мертвый лес.

Кафедральный собор.

К вечеру.

Тихая заводь.

Егор на Сахалине.

Утро в устье Пугачевой.

Старые ворота.

Случай на Сахалине.

Портрет Н. Я. Третьякова.

Встреча в Приморье.

КАТАЛОГ

1974 г.
По тревоге. Б., кар. 43x60,5
Портрет. Б., кар. 28x22
Однополчанин. Б., кар. 39x28

1975 г.
Портрет солдата. Б., кар. 69x46
Привал. Б., кар. 48x68
Воспоминания. (Портрет Б. Г. Шаронова.) Б., кар. 68x52
Автопортрет. Б., кар. 36x30

1977 г.
Пейзаж. Б., кар., бел. 42x46
Лоцман Чалкин. Б., соус. 42x62
Пристань Мужи. Б., офорт, лавис. 11,5x13.5
Автопортрет в Челюскинской. Б., акв., сухая игла. 47,5x36,5
Памяти В. Хара. Б., кар. 66x35
Аборигенка. Б., уголь 48x35
Над Иртышом. Б., литогр., триптих 56x93

1978 г.
У сливного причала. Б., кар. 60x40
Праздник. Б., кар. 56x30

1979 г.
Атака. Б., кар. 66x46
Женский портрет. Б., уголь 44x36
Обнаженная сидящая. Б., уголь 62x54
Старые ворота. Б., литограф. 38,5x45

1980 г.
Серия «Лето». Цв. автолитография:
«Радуга». 41x50
«Пора сенокосная». 51x36
«Воздушный змей». 40,5x52 «Лето». 50,5x36

1981 г.
Серия «Сибирские мотивы». Цв. автолитография:
«Поговорили». 48,5x36
Радостная встреча. 48x33,5
Обрыв. 50x35,5
Дорога в Надым. 51x36,5
Омский порт. 52,5x35,5
Над Иртышом. 51,5x36,5
Беседа. 48x35
Фото на память. 50,5x35

1983 г.
Портреты омских художников (Б., ретушь, белила. 60x40):
А. Н. Либерова
Н. Я. Третьякова
Г. П. Кичигина

1984 г.
Осенний натюрморт. Б., литогр. 49,5x32
Отражение в полдень. Б., литогр. 41x34
Максимка. Б., цв. литогр. 42x35,5
Серия «Речники». Цв. автолитография:
Ночная вахта. 47x37
Юнга. 47,5x37
Старый лоцман. 49x38

1985 г.
Андреевские камни. Б., цв., кар. 41x56
Профиль. Б., кар. 48x36
Портрет И. Ярыша. Б., кар. 41x57
Залив Мордвинова. Б., акв. 45x58
Мыс Тихий. Б., кар. 42x56

1986 г.
Лопухи Сахалина. Б., см. техн. 50x65
Случай на Сахалине. Б., см. техн. 40x53
Саша Темерев рисует. Б., см. техн. 41x52
Лодки на берегу. Б., см. техн. 44x58
Туманный день. Б., см. техн. 62x42
Бухта Анна. Б., см. техн. 46x60
Доты. Б., см. техн. 50x60
Вечером. Б., см. техн. 50x60
В поход. Б., см. техн. 50x70
Маяк в бухте Анна. Б., см. техн. 50x80
Возвращение. Б., см. техн. 55x70
У Охотского моря. X., темп. 55x70

1987 г.
Чайки. Б., см. техн. 55x70
Лесник Кузькин. Б., см. техн. 46x71
Егор на Сахалине. Б., см. техн. 52x71
Автопортрет на Сахалине. Б., см. техн. 52x70

1988 г.
Серия «По Дальнему Востоку». Цв. автолитография:
Полдень в скалах. 40x53
Сахалинские камни. 38x58
Встреча в Приморье. 41x52
Последний луч. 38x52
После шторма. 38x53,5
Пустая комната. Б., автолитогр. 26,5x38
Испорченная работа. I. II. Б., цв. автолитогр. 26,5x38
Композиция с шаром. I. II. III. Б., цв. литогр. 38x25,5
У зеркала. Б., сепия. 80x58
После ванны. Б., сепия. 75x50
Набросок. Б., сангина. 45x45
Обнаженная. Б., сепия. 75x55
Стоящая. Б., сепия. 60x40

1990 г.
Расчесывает волосы. Б., сепия 72x40
Серия «Из истории Омска». Б., акв., пастель, цв. кар., белила.
Тарские ворота. 52x40
Воскресенский собор. 52x40
Ильинская церковь. 52x40
Гауптвахта. 52x40
Серафимо-Алексеевская часовня.
Кафедральный собор.

1991 г.
Серия «Сахалинские мотивы». Б., акв., пастель, белила, кар.
Пейзаж с луной. 50x80
Мертвый лес. 55x70
Метаморфозы. 50x60
Беседа о пришельцах. 55х70
Шторм надвигается. 60x80
Сахалинский пейзаж. 50x80
На берегу. 65x50
Тихая заводь. 55x74
Татарский пролив. 50x65
Сухое дерево. 52x60
Штормит. 55x70
Серый день. 55x60
К вечеру. 52x60
Закат в Тарском проливе. 50x60

1992 г.
Стерегущий. X., темп. 55x70
Радуга. X., темп. 55x70
Дерево вечером. X., темп. 55x70
Каменный балаган. Б., см. техн. 55x70
Рассвет на Бахуре. Б., см. техн. 50x65
Лов горбуши. Б., см. техн. 50x60
Дорога на Бахуру. Б., см. техн. 55x70
Портрет жены. Б., см. техн. 55x70
Вспоминая Сахалин. X., темп., 60x80
Машенька. Б., см. техн. 50x70
Декабрь в Венгрии. X., темп. 60x75
Дальневосточный натюрморт. X., темп. 70x90
Натюрморт. X.. темп. 55x70

УЧАСТИЕ НА ВЫСТАВКАХ

С 1974 г. Все областные выставки в Омске.

1975 г. IV зональная выставка «Сибирь». Томск.

1976 г. Республиканская выставка «Молодость России». Москва.

1977 г. Групповая выставка «Иртыш-река сибирская». Омск.

1978 г. II зональная выставка «Молодые художники Сибири». Омск.

1979 г. Всесоюзная выставка «Голубые дороги Родины». Ленинград. Республиканская выставка «Мы строим БАМ». Улан-Удэ. II республиканская выставка эстампа. Ростов-на-Дону. Молодые художники Омска. Новосибирск.

1980 г. V зональная выставка «Сибирь социалистическая». Барнаул.

1981 г. IV всесоюзная выставка эстампа. Москва. Республиканская выставка «По родной стране». Москва.

1982 г. Всесоюзная выставка «Молодость страны». Москва.

1984 г. III республиканская выставка эстампа. Уфа. «Омская земля». Москва, Ленинград.

1985 г. VI зональная выставка «Сибирь социалистическая». Кемерово.

1986 г. Выставка омских художников в Центральном доме работников искусства. Москва. Групповая выставка. (Г. С. Катилло, А. А. Темерев, И. Ярыш). Омск.

1987 г. Выставка омских художников-графиков в Венгрии. Будапешт. Всесоюзная выставка «Молодость страны». Москва. Республиканская выставка «Молодость России». Москва. Республиканская выставка «Художники и время». Москва.

1989 г. VII всесоюзная выставка эстампа. Тбилиси. Республиканская выставка эстампа. Ленинград.

1990 г. Групповая выставка графики (Г. С. Катилло. А. А. Темерев, И. Ярыш). Южно-Сахалинск.

1991 г. VII зональная выставка «Сибирь». Красноярск. Групповая выставка (Г. С. Катилло, Р. В. Нуриев). Омск.

1992 г. Персональная выставка. Омск.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

11 августа 1952 г. Родился в с. Бердниково.

1969 г. Окончил среднюю школу.

1969-1974 гг. Учеба в Омском педагогическом институте на художественно- графическом факультете.

1974-1975 гг. Служба в рядах СА.

1976-1982 гг. Работа художником- оформителем в Омском творческо-производственном комбинате Художественного фонда Российской Федерации.

1977 г. Принят в члены молодежного объединения при Омской организации СХ РСФСР.

1982 г. Принят в члены Союза художников СССР.

1985 г. Творческая поездка на Дальний Восток.

1988-1990 гг. Член правления Омской организации СХ России.

1988 г. Председатель художественного совета при ОТПК ХФ Российской Федерации.

1990 г. Творческая поездка на Сахалин.

1992 г. Персональная выставка. Омск.

Принятые сокращения:

Б., кар. - бумага, карандаш,

Б., лит. - бумага, литография,

Б., цв. автолит. - бумага, цветная автолитография,

Б., см. техн. - бумага, смешанная техника (акварель, темпера, пастель, цветной карандаш, белила).

Размеры даны в сантиметрах.

На обложке каталога: «Чайки»

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ МАКАРОВ

Каталог персональной выставки

Ответственный за выпуск Г.М. Голубецкая

Оформление и макет каталога, афиши и приглашения А. С. Макарова

Автор статьи Г. С. Лубышев

Технический редактор Н. В. Бисеров

Фоторепродукции и слайды М. М. Фрумгарца

Подписано к печати 18.05.1992. Формат 60x90 1/16. Бумага мелованная. Гарнитура журнальная рубленая. Печать офсетная. Усл. п. л. 2,5. Тираж 750 экз.

Заказ N 3278.

Издательско-полиграфический комплекс «Омич». 644056, Омск, проспект Маркса. 39.

СПОНСОР ВЫСТАВКИ

РАФАИЛОВ Владимир Ильич