.АЯ библиотека!

Каталоги | Проспекты

Главная Периодика Каталоги | Проспекты Дорога, ставшая судьбой

Дорога, ставшая судьбой - Территория души

Территория души

В чем секрет успеха спектаклей Л. И. Ермолаевой? Как-то, выступая на конференции режиссеров народных театров, Л. И. Ермолаева сформулировала свой основной принцип работы коротко и емко: «Надо достоинства человека возводить в факт искусства».

Эти слова я вспомнил на спектакле по пьесе Л. Разумовской «Майя», поразившем меня своим актерским ансамблем. С нами, зрителями, вели доверительный, сокровенный и страстный разговор интересные, умные и красивые люди - Лариса Дубинина, Наталья и Сергей Жулей, Юрий Шаров, Сергей Денисенко, Георгий Утков..

Думалось: откуда такая глубина и объем в видении жизненного материала, в понимании того, что творится в твоей душе? Откуда такое чувство театра, знание его законов, импровизационная свобода владения сценическим языком - жестом, интонацией, пластикой? Истоки успеха заключены в педагогическом призвании и даре этого несомненно талантливого режиссера. В. Шульпин, «Вечерний Омск»

Автор пьесы Людмила Разумовская отозвалась тогда об омской «Майе» так: «В омском спектакле, как мне кажется, была найдена равнодействующая между «поэзией» и «жизнью»... Речь идет не просто о хороших, ярких актерских работах, речь идет об ансамбле, а это то, что не обуславливается сиюминутным вдохновением, творческим порывом, стихийной талантливостью. Ансамблевость - это многолетний упорный труд».

Сыгранный в Москве спектакль «Майя» получил абсолютное признание столичной критики и деятелей театра. Газеты сообщали, что на конференции в СТД все наперебой хвалили омский спектакль: и режиссерский замысел, и актерские работы. О «Майе» высоко отозвался Михаил Ульянов.

«Омский вестник»

  1. «Где-то в Америке»
    С. Шепард (1991)
    Режиссер - Л. Ермолаева
    Художник - О. Веревкина
  2. «Лестничная клетка»
    Л. Петрушевская (1990) Режиссер - Л. Ермолаева
  3. «Приручение сокола»
    Л. Табукашвили (1989) Режиссер - Л. Ермолаева Художник - О. Веревкина
  4. «Майя»
    Л. Разумовская (1987)
    Режиссер — Л. Ермолаева Художник - О. Веревкина
  5. «Люди, звери и бананы»
    A. Соколова (1992) Режиссер — Л. Дубинина Художник - О. Сочивко
  6. «Беда от нежного сердца
    B. Соллогуб (1992) Режиссер — Л. Ермолаева Художник - О. Сочивко
  7. «Чемодан»
    C. Довлатов (1993) Режиссер - И. Маслов Гастроли в С. -Петербурге (1994)
  8. «Три жизни Айседоры Дункан»
    Сагалов (1993)
    Режиссер - Н. Белозерова Художник - О. Веревкина
  9. «Сенокос начался, или Дайте мне пистолет! »
    A. Чехов (1993)
    Режиссер - Л. Богданчик
  10. «До третьих петухов»
    B. Шукшин (1994) Режиссер - Л. Ермолаева Художник - О. Веревкина Участие в фестивале "Байкальская осень"
    (г. Иркутск, 1995)
  11. «Дом Бернарды Альбы» Ф. -Г. Лорка (1995)
    Режиссер — М. Али-Хусейн Художник - О. Веревкина Участие в фестивале, посвященном 100-летию Ф. -Г, Лорки (Москва, 1997)
  12. «Тебя люблю, тебе и верую... »
    C. Есенин (1995)
    Режиссер - И. Малахов
  13. «Теркин»
    A. Твардовский (1995)
    Режиссер - Л. Дубинина
  14. «А поутру они проснулись... »
    B. Шукшин (1996)
    Режиссер - И. Малахов
  15. «Презент из Парижа»
    М. Беркье-Маринье,
    Г. Абекассис,
    К. Фортюно (1996)
    Режиссер - К. Рехтин Художник - О. Веревкина
  16. «Таланты и поклонники»
    А. Островский (1996) Режиссер - Л. Ермолаева Художник - Ю. Хариков
  17. «Чайка»
    А. Чехов (1996)
    Режиссер - Л, Ермолаева Художник - М. Бондаренко
  18. «Река на асфальте»
    Д. Линескеров (1996)
    Режиссер - Ю. Шушковский Художник — О. Веревкина
  19. «Мой Пушкин»
    М. Цветаева,
    А. Пушкин (1998)
    Режиссер - Л. Ермолаева
  20. «Ненормальная»
    Н. Птушкина (1998)
    Режиссер - Л. Ермолаева Художник - О. Веревкина
  21. «Театральный роман-с»
    Н. Коляда (1998)
    Режиссер - К. Ректин Художник - О. Веревкина
  22. «Новогодняя сказка для взрослых»
    Л. Сергеев (1999)
    Режиссер - К. Рехтин Художник - В. Штерн
  23. «От красной крысы
    до зеленой звезды
    »
    А. Слаповский (1999) Режиссер - К. Рехтин
    Художник - В. Штерн
  24. «Скамейка»
    А. Гельман (1999)
    Режиссер - Ю. Шушковский
    Художник - С. Федоричев
  25. «Записки сумасшедшего»
    Н. Гоголь (2000)
    Режиссер — Ю. Шушковский Художник - Е. Жарова
  26. «Старший сын»
    А. Вампилов (2000)
    Режиссер - В. Алексеев Художник - С Федоричев

 

Удалось мне написать глупый водевиль, который благодаря тому, что он глуп, имеет удивительный успех». Эти слова автора мы не случайно вынесли в программу спектакля, - рассказывает постановщик Лидия Богданчик - Наши глупость, упрямство, мелочное тщеславие, наши мелкие страстишки, мыслишки - все это зачастую выеденного яйца не стоит, но способно отравить жизнь. В ситуациях чеховских водевилей может оказаться и оказывается порой каждый из нас. Очень хотелось, чтобы зритель увидел себя со стороны, рассмеялся над бессмертными человеческими слабостями.

С. Алешина. «Вечерний Омск»

... Звенела гитара, высокий женский голос выплескивал на зрителей смятение, боль, надежду. И умирал, растворяясь в тягостной атмосфере дома Альбы. Дома, где разбиваются юные женские сердца.

М. Лебедев, «Четверг»

Постановка «Бернарды Альбы» уже тем заслуживает определения поступка, что не пошла за конъюнктурой. Мне показалось, что этот поэтический, философский спектакль сориентирован на подготовленную, просвещенную публику. Здесь нет расчета на кассовый успех. И, наконец, еще одно определение этого поступка: художники спектакля Ольга Твардовская и Владимир Макушенко вместе с автором пьесы Федерико Гарсия Лоркой как бы вновь подняли на щит вечную проблему нравственных ценностей, основанных на национальных традициях. О чем спектакль? Он о сохранении духовного начала клана Бернарды. Как сохранить духовность в мире, где бесчинствует насилие? Нравственные крестьянские устои этой семьи превращены в постановке в некий фетиш, в языческий символ. Ради этого через неизбежные жертвы идет к своему намерению Альба.

В. Чирков, «Омская правда»

 

ИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Кто мы, зрители, на этом спектакле? Гости, приглашенные в усадьбу Сориных? Скорее всего, да - ведь нам суждено сидеть за длинными, покрытыми белой скатертью столами, по периметру окружающими игровое пространство. На их поверхности - странные и милые старинные вещи, которые сегодня едва ли не игрушка для взрослых: керосиновые лампы, причудливый подсвечник, бальный кружевной веер, часы с цепочкой... А может, судьи: нам не суждено попасть туда, в эту замкнутую белой чертой данность, не дано вмешаться в судьбы чеховских героев. Хотя, казалось, протяни руку -и собьешь костяшки со счетов Шамраева. Но нет, мы почему-то знаем, что туда — нельзя, и персонажи, пристально глядя на нас, нас не видят. Однако все, как рыбы в одном аквариуме, почти постоянно существуют рядом, слушая и не слыша друг друга. Таковы условия существования, заданные в этой «Чайке» режиссером Любовью Ермолаевой.

Н. Козорез

 

  1. «Где-то в Америке»
    С. Шепард (1991)
    Режиссер - Л. Ермолаева Художник - О. Веревкина
  2. «Лестничная клетка»
    Л. Петрушевская (1990) Режиссер - Л. Ермолаева
  3. «Приручение сокола»
    Л. Табукашвили (1989) Режиссер - Л. Ермолаева Художник - О. Веревкина
  4. «Майя»
    Л. Разумовская (1987) Режиссер - Л. Ермолаева Художник - О. Веревкина
  5. «Люди, звери и бананы»
    A. Соколова (1992) Режиссер — Л. Дубинина Художник - О. Сочивко
  6. «Беда от нежного сердца»
    B. Соллогуб (1992) Режиссер - Л. Ермолаева Художник — О. Сочивко
  7. «Чемодан»
    C. Довлатов (1993) Режиссер - И. Маслов Гастроли в С. -Петербурге (1994)
  8. «Три жизни Айседоры Дункан»
    З. Сагалов (1993)
    Режиссер - Н. Белозерова Художник - О. Веревкина
  9. «Сенокос начался, или Дайте мне пистолет! »
    A. Чехов (1993)
    Режиссер - Л. Богданчик
  10. «До третьих петухов»
    B. Шукшин (1994) Режиссер - Л. Ермолаева Художник - О. Веревкина Участие в фестивале «Байкальская осень» (г. Иркутск, 1995)
  11. «Дом Бернарды Альбы» Ф. -Г. Лорка (1995)
    Режиссер - М. Али-Хусейн Художник - О. Веревкина Участие в фестивале, посвященном 100-летию Ф. -Г. Лорки (Москва, 1997)
  12. «Тебя люблю, тебе и верую... »
    режиссер - И. Малахов
  13. «Теркин»
    А. Твардовский (1995) Режиссер - Л. Дубинина
  14. «А поутру они проснулись... »
    В. Шукшин (1996) Режиссер - И. Малахов
  15. «Презент из Парижа»
    М. Беркье-Маринье,
    Г. Абекассис,
    К. Фортюно (1996) Режиссер — К. Рехтин Художник — О. Веревкина
  16. «Таланты и поклонники»
    А. Островский (1996)
    Режиссер - Л. Ермолаева Художник - Ю. Хариков
  17. «Чайка»
    А. Чехов (1996)
    Режиссер - Л. Ермолаева Художник - М. Бондаренко
  18. «Река на асфальте» Д. Линскеров (1996)
    Режиссер - Ю. Шушковский Художник - О. Веревкина
  19. «Мой Пушкин»
    М. Цветаева,
    А, Пушкин (1998)
    Режиссер - Л. Ермолаева
  20. «Ненормальная»
    Н. Птушкина (1998)
    Режиссер - Л. Ермолаева Художник - О. Веревкина
  21. «Театральный романс»
    Н. Коляда (1998)
    Режиссер - К. Рехтин Художник - О Веревкина
  22. «Новогодняя сказка для взрослых»
    Л. Сергеев (1999)
    Режиссер - К Рехтин Художник - В. Штерн
  23. «От красной крысы до зеленой звезды»
    А. Слаповский (1999) Режиссер - К. Рехтин Художник - В. Штерн
  24. «Скамейка»
    А. Гельман (1999)
    Режиссер - Ю. Шушковский Художник - С. Федоричев
  25. «Записки сумасшедшего»
    Н. Гоголь (2000)
    Режиссер - Ю. Шушковский Художник - Е. Жарова
  26. «Старший сын»
    А. Вампилов (2000) Режиссер - В. Алексеев Художник - С. Федоричев

 

Гельман не дает определение жанра своей пьесы, и мы с режиссером Юрием Шушковским для себя решили, что будем играть не картинки с натуры, не комедию, не фарс, а драму, что предполагает глубокое погружение во все перипетии сюжета, абсолютное актерское перевоплощение.

Игорь Школин, «Мир увлечений»

«Старший сын» - одна из самых нетрагичных пьес автора, и недаром к его определению жанра режиссер смело прибавил «лирическая». Право Валерия Алексеева - режиссера спектакля - на эту небольшую вольность бесспорнее, чем кого-либо другого: он, первый в России исполнитель роли Сильвы, помнящий живого драматурга, прекрасно чувствует атмосферу пьесы. Герой Б. Руденко - счастливый неудачник, близкий к шукшинским «чудикам» (время действия одно и то же - 60-е), с вечными проблемами вне и внутри. Его «трагедиям» улыбаешься, даже смеешься, но артист умеет удержаться на самой грани комического, не соскользнуть в однозначность сюжетного недоразумения. Не менее выразительно существует в спектакле и опытный Игорь Школин - Сосед, и неожиданно на «отлично» ведет свою, пусть и не главную, роль студент выпускного режиссерского курса колледжа культуры и искусства Александр Малаев.

Нина Козорез, «Омская правда»